Конспект урока "Москва златоглавая", 3 кл, УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Эргерт Анастасия Валерьевна

1.     Цель урока: Формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.

2.   Ознакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._moskva_zlatoglavaya_3_kl_2100.doc74 КБ

Предварительный просмотр:


Характеристика этапов урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Актуализация знаний

Постановка проблемы

Вспомните, для чего человеческому организму необходимо сердце. (Сердце – орган для перекачки крови, разносящей по организму питательные вещества.)

– Может ли человек жить без сердца? (Нет, не может.)

– Давайте сделаем вывод: все необходимые человеку для жизни питательные вещества проходят через сердце.

На доске появляется запись:

Все необходимые человеку для жизни питательные вещества проходят через сердце.

– Вы слышали когда-нибудь выражение «Кремль – сердце Москвы, Москва – сердце России»? (Да.)

– Посмотрите на карту России: по всем дорогам – автомобильным, железным, водным, воздушным – перевозится огромное количество необходимых людям товаров и продуктов. Разве все эти «питательные вещества» проходят через Москву (а в Москве – через Кремль), как кровь через сердце в человеческом организме? (Нет.)

На доске появляется запись:

«Кремль – сердце России», но товары и продукты России через Кремль не проходят.

– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Получается, что о далёком прошлом нам никто рассказать не может?)

– Какой возникает вопрос? (Что имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль – сердце Москвы, а Москва – сердце России?)

– Составим план урока.

План (примерный)

Учитель вместе с детьми составляет план на основе второго столбца таблицы.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

 – Кто из вас был в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления от посещения Кремля? Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем России?

– Кремль очень красивый.

 – В Кремле много музеев.

 – Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город России, как сердце – самый главный орган человека.

 – Москва начала строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве…

От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.

Организует повторение изученного материала. Учит детей самоконтролю, самопроверке. Самооценке.

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

Организует постановку проблемы урока учащимися

Отвечать на вопросы

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Кремль называют сердцем России? 

Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие:

П:  На основе анализа объектов делать выводы.

Р:  Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

К:  Оформлять свои мысли в устной форме.

Поиск решения проблемы

(открытие нового

знания)

1. Работа в учебнике.

1. Стены и башни Московского Кремля.

 – Сегодня мы будем создавать свой макет Москвы и проверять ваши предположения. Вспомните (посмотрите по словарю), что обозначает слово «кремль»? (Кремль – крепость, укрепление.) С чего мы начнём строить макет московской крепости – Кремля? (Со стен и башен.)

Ваши рисунки показывают, какие стены и башни Кремля можно увидеть сегодня. Но они не всегда были такими. Первые стены были деревянными, во времена Московского государства – из белого камня. Как вы думаете, почему стены несколько раз перестраивали? (Ученики могут вспомнить о набегах, пожарах.) 

 – Чем заново возведённые стены отличаются от предыдущих? (Они становятся всё более прочными.)

–Можно ли сказать, что стены современного Московского Кремля защищают город? (Нет.)  

 – А почему тогда все люди, приезжающие в Москву, стремятся увидеть Кремль? (Потому что он древний, красивый, нарядный.)

– Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?

Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+».

2. Жилые постройки Кремля и окрестностей.

– С какого времени Москва является столицей Руси? (С XIV века.)

– Чем столица государства отличается от других городов? (В ней находится правитель – государь всея Руси, который издаёт законы для всего государства.)

– Где в столице жил правитель? Куда шли люди, чтобы с ним встретиться? (Люди шли в Кремль, там находился дворец правителя.)

– Кто ещё жил в городах? Чьи дома можно было увидеть в Кремле, его окрестностях? (Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить материал по теме 6.)

Если среди подобранных к уроку изоматериалов есть изображения дворцов, домов, торговой площади, то их распределяют внутри и вокруг кремлёвской стены.

– Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?

Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+». Если таких версий нет, то дописываем открытые знания ключевыми словами.

3. Купола и колокола Москвы.

– Чем ещё поражала Москва своих жителей и гостей? Какие достопримечательности часто упоминаются в песнях о Москве? Почему Москву называют «златоглавая»?

Попробуйте ответить, для чего в старину были нужны соборы, колокольни?

– Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?

Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+». Если таких версий нет, то дописываем открытые знания ключевыми словами.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Учит осознанному чтению с целью получения необходимой информации

Учитель может дать информацию о высоте, протяжённости стен современного Кремля, количестве и особенностях некоторых башен. 

Ученики прикрепляют по периметру доски рисунки, открытки, иллюстрации с изображениями стен и башен Кремля, дополняя изоряд строчками из стихотворений и песен, в которых упоминаются стены и башни Московского Кремля.

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что государи Руси заботились не только об укреплении, но и об украшении городов. Московский Кремль – памятник истории и культуры России.

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что Москва – столица России, в которой находился правитель государства (а сейчас – глава государства, президент). Именно в Кремль, к правителю, издавна приходили люди за помощью, из Московского Кремля расходились по всему государству законы и важные распоряжения.

Ученики прикрепляют на доску изображения церквей, соборов, колоколен Москвы.

Ученики высказывают предположения. Чтобы проверить сказанное, можно прочитать текст на с. 58–61, от слов «Наши друзья вошли в Кремль…» и до конца урока, рассмотреть иллюстрации.

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что соборы и колокольни Москвы не только украшение, но и необходимый атрибут общественной и политической жизни столицы. Многие важнейшие государственные события проходили под сводами соборов.

П:  Представлять информацию в виде схемы.

П:  На основе анализа объектов делать выводы.

П: Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

К:  Оформлять свои мысли в устной форме.

Л:  Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Выражение решения проблемы.

Работа в группах.

– Вернёмся к тому, с чего мы начали урок, – к рассуждению, для чего человеческому организму нужно сердце. Можете ли вы теперь доказать, что Москва – сердце России?

– А что имеют в виду люди, когда говорят друг другу «сердечный друг», «ты – моё сердце», «я люблю всем сердцем» и т.д.?
(В этом случае люди говорят о сердце не как об органе человеческого тела, а как о душе, о том, что им наиболее дорого.)

– Как теперь вы объясните фразу «Кремль – сердце России»?

Ученики вместе с учителем формулируют вывод по проблеме:

Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический центр.

Работа в учебнике.

 Откройте учебники. Выберите любой вопрос после текста, обсудите ответ в парах.

– Иван Грозный считал свою власть неограниченной, данной ему от Бога: «Мы своих холопов (т.е. рабов, которыми царь считал всех своих подданных, от боярина до крестьянина) вольны казнить и миловать»;

– неограниченная власть царя опиралась на лично преданных ему слуг – опричников, которые, поступая на службу, отказывались от отца и матери и давали клятву выполнять любое приказание царя;

– у жителей государства отсутствовала возможность защитить свои права, так как высшим судьёй в государстве был сам царь и всех остальных судей назначал он же.

Однако вполне возможно и не вдаваться в эти сложные проблемы, а сделать главный вывод: у московских царей была огромная власть над подданными, и использование этой власти могло привести к страшным бедам для жителей России.

Учитель организует обсуждение, подводит уч-ся к нужному выводу.

Учитель спрашивает несколько пар. Если остались неохваченные вопросы, учитель может задать их на дом.

Особо стоит отметить вопрос 4: «Как ты думаешь, почему Иван Грозный мог безнаказанно творить свои злодеяния?»

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Кремль находится в Москве –> Москва – столица России –> в столице находятся органы власти, которые издают законы для всего государства. Цепочка может быть иной. Важно, чтобы прозвучал вывод, что Москва – политический центр России.

К:  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р:  Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

К:  Умение работать в паре и в группах.

П:  Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

П:  На основе анализа объектов делать выводы.

П:  Ориентироваться на развороте учебника.

Применение нового знания

Работа в рабочей тетради.

Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах).

Организует  детей, помогает правильно оценить работу.

Дети выполняют самооценку

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 12, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, выполнить, а также выбрать

творческое задание (задание 5 после текста) – пользуясь дополнительной литературой, составить краткое описание деятельности одного из царей Московского государства. Было его правление справедливым или нет, способствовало ли оно процветанию государства? (Написать своё мнение.)

Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Рефлексия

– Что нового узнали?

– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Школа: МОУ «Тимирязевская» СОШ                                                                Учитель: Иванова Л.П

Класс:3б                                                                                                        Методист: Мухина И.Г

                                                                                                                 Выполнила: Кириллова А.

РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА.

Тема: «МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ» (Школа 2100» )

Тип урока: открытие новых знаний

  1. Цель урока: Формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.
  2. Ознакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.

Задачи:

  1. Личностные: Развивать познавательную активность и творческие способности; совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сопоставление. Развивать эстетическое представление и художественный вкус учащихся.
  2. Предметные: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, бережного трепетного отношения к историческому наследию. Воспитать интерес к науке истории, к прошлому России.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, презентация.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру по теме: "Москва златоглавая"

Конспект по окружающему миру по теме: "Москва златоглавая"...

конспект урока по ОС "школа 2100" 3 класс "Умножение и деление трехзначных чисел"

Конспект урока по математике  ОС "Школа 2100" по ФГОС НОО (2009Г) с УУД в 3 классе авторы учебника: Демидова, Козлова...

Конспект урока окружающего мира Школа 2100

Тема: Древний мир. Рождение  первых цивилизаций...

"Окна в окружающий мир" конспект урока 4 класс" Школа 2100"

Конспект урока по окружающему мирув 4 к4лассе.На уроке работа ведется в группах,используется прием технологии критического мышления "Как ты думаешь?",используется диалог и обсуждение,работа с текстом ...

Конспект урока по математике "Школа 2100" Тема:"Единицы массы. Центнер" с использованием технологической карты РНС.

Уроки с использованием карты РНС дают лучшие результаты, так как все задания мотивированы, дети заинтересованы в самооценке, они сразу видят итог своей работы, поэтому работают с удовольствием....

Конспект урока литературное чтение Школа 2100

Конспект урока рекомендую провести с использованием аудиокниги и презентации....

Конспект урока по ОС "Школа 2100" математика 1 класс "Масса"

Конспект урока по ОС "Школа 2100" математика 1 класс "Масса"...