Конспект урока "Москва златоглавая", 3 кл, УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
1. Цель урока: Формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.
2. Ознакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._moskva_zlatoglavaya_3_kl_2100.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика этапов урока | |||||
Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Актуализация знаний Постановка проблемы | – Вспомните, для чего человеческому организму необходимо сердце. (Сердце – орган для перекачки крови, разносящей по организму питательные вещества.) – Может ли человек жить без сердца? (Нет, не может.) – Давайте сделаем вывод: все необходимые человеку для жизни питательные вещества проходят через сердце. На доске появляется запись: Все необходимые человеку для жизни питательные вещества проходят через сердце. – Вы слышали когда-нибудь выражение «Кремль – сердце Москвы, Москва – сердце России»? (Да.) – Посмотрите на карту России: по всем дорогам – автомобильным, железным, водным, воздушным – перевозится огромное количество необходимых людям товаров и продуктов. Разве все эти «питательные вещества» проходят через Москву (а в Москве – через Кремль), как кровь через сердце в человеческом организме? (Нет.) На доске появляется запись: «Кремль – сердце России», но товары и продукты России через Кремль не проходят. – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Получается, что о далёком прошлом нам никто рассказать не может?) – Какой возникает вопрос? (Что имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль – сердце Москвы, а Москва – сердце России?) – Составим план урока. План (примерный) Учитель вместе с детьми составляет план на основе второго столбца таблицы. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? – Кто из вас был в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления от посещения Кремля? Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем России? – Кремль очень красивый. – В Кремле много музеев. – Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город России, как сердце – самый главный орган человека. – Москва начала строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве… От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. | Организует повторение изученного материала. Учит детей самоконтролю, самопроверке. Самооценке. Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. Организует постановку проблемы урока учащимися | Отвечать на вопросы Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Кремль называют сердцем России? Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие: | П: На основе анализа объектов делать выводы. Р: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. К: Оформлять свои мысли в устной форме. | |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | 1. Работа в учебнике. 1. Стены и башни Московского Кремля. – Сегодня мы будем создавать свой макет Москвы и проверять ваши предположения. Вспомните (посмотрите по словарю), что обозначает слово «кремль»? (Кремль – крепость, укрепление.) С чего мы начнём строить макет московской крепости – Кремля? (Со стен и башен.) – Ваши рисунки показывают, какие стены и башни Кремля можно увидеть сегодня. Но они не всегда были такими. Первые стены были деревянными, во времена Московского государства – из белого камня. Как вы думаете, почему стены несколько раз перестраивали? (Ученики могут вспомнить о набегах, пожарах.) – Чем заново возведённые стены отличаются от предыдущих? (Они становятся всё более прочными.) –Можно ли сказать, что стены современного Московского Кремля защищают город? (Нет.) – А почему тогда все люди, приезжающие в Москву, стремятся увидеть Кремль? (Потому что он древний, красивый, нарядный.) – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+». 2. Жилые постройки Кремля и окрестностей. – С какого времени Москва является столицей Руси? (С XIV века.) – Чем столица государства отличается от других городов? (В ней находится правитель – государь всея Руси, который издаёт законы для всего государства.) – Где в столице жил правитель? Куда шли люди, чтобы с ним встретиться? (Люди шли в Кремль, там находился дворец правителя.) – Кто ещё жил в городах? Чьи дома можно было увидеть в Кремле, его окрестностях? (Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить материал по теме 6.) Если среди подобранных к уроку изоматериалов есть изображения дворцов, домов, торговой площади, то их распределяют внутри и вокруг кремлёвской стены. – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+». Если таких версий нет, то дописываем открытые знания ключевыми словами. 3. Купола и колокола Москвы. – Чем ещё поражала Москва своих жителей и гостей? Какие достопримечательности часто упоминаются в песнях о Москве? Почему Москву называют «златоглавая»? – Попробуйте ответить, для чего в старину были нужны соборы, колокольни? – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+». Если таких версий нет, то дописываем открытые знания ключевыми словами. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? | Учит осознанному чтению с целью получения необходимой информации Учитель может дать информацию о высоте, протяжённости стен современного Кремля, количестве и особенностях некоторых башен. | Ученики прикрепляют по периметру доски рисунки, открытки, иллюстрации с изображениями стен и башен Кремля, дополняя изоряд строчками из стихотворений и песен, в которых упоминаются стены и башни Московского Кремля. Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что государи Руси заботились не только об укреплении, но и об украшении городов. Московский Кремль – памятник истории и культуры России. Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что Москва – столица России, в которой находился правитель государства (а сейчас – глава государства, президент). Именно в Кремль, к правителю, издавна приходили люди за помощью, из Московского Кремля расходились по всему государству законы и важные распоряжения. Ученики прикрепляют на доску изображения церквей, соборов, колоколен Москвы. Ученики высказывают предположения. Чтобы проверить сказанное, можно прочитать текст на с. 58–61, от слов «Наши друзья вошли в Кремль…» и до конца урока, рассмотреть иллюстрации. Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что соборы и колокольни Москвы не только украшение, но и необходимый атрибут общественной и политической жизни столицы. Многие важнейшие государственные события проходили под сводами соборов. | П: Представлять информацию в виде схемы. П: На основе анализа объектов делать выводы. П: Находить ответы на вопросы в иллюстрации. К: Оформлять свои мысли в устной форме. Л: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
Выражение решения проблемы. | Работа в группах. – Вернёмся к тому, с чего мы начали урок, – к рассуждению, для чего человеческому организму нужно сердце. Можете ли вы теперь доказать, что Москва – сердце России? – А что имеют в виду люди, когда говорят друг другу «сердечный друг», «ты – моё сердце», «я люблю всем сердцем» и т.д.? – Как теперь вы объясните фразу «Кремль – сердце России»? Ученики вместе с учителем формулируют вывод по проблеме: Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический центр. Работа в учебнике. – Откройте учебники. Выберите любой вопрос после текста, обсудите ответ в парах. – Иван Грозный считал свою власть неограниченной, данной ему от Бога: «Мы своих холопов (т.е. рабов, которыми царь считал всех своих подданных, от боярина до крестьянина) вольны казнить и миловать»; – неограниченная власть царя опиралась на лично преданных ему слуг – опричников, которые, поступая на службу, отказывались от отца и матери и давали клятву выполнять любое приказание царя; – у жителей государства отсутствовала возможность защитить свои права, так как высшим судьёй в государстве был сам царь и всех остальных судей назначал он же. Однако вполне возможно и не вдаваться в эти сложные проблемы, а сделать главный вывод: у московских царей была огромная власть над подданными, и использование этой власти могло привести к страшным бедам для жителей России. | Учитель организует обсуждение, подводит уч-ся к нужному выводу. Учитель спрашивает несколько пар. Если остались неохваченные вопросы, учитель может задать их на дом. Особо стоит отметить вопрос 4: «Как ты думаешь, почему Иван Грозный мог безнаказанно творить свои злодеяния?» | Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Кремль находится в Москве –> Москва – столица России –> в столице находятся органы власти, которые издают законы для всего государства. Цепочка может быть иной. Важно, чтобы прозвучал вывод, что Москва – политический центр России. | К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Р: Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. К: Умение работать в паре и в группах. П: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. П: На основе анализа объектов делать выводы. П: Ориентироваться на развороте учебника. | |
Применение нового знания | Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах). | Организует детей, помогает правильно оценить работу. | Дети выполняют самооценку | Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
Домашнее задание. | Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 12, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, выполнить, а также выбрать творческое задание (задание 5 после текста) – пользуясь дополнительной литературой, составить краткое описание деятельности одного из царей Московского государства. Было его правление справедливым или нет, способствовало ли оно процветанию государства? (Написать своё мнение.) | Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию | |||
Рефлексия | – Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? |
Школа: МОУ «Тимирязевская» СОШ Учитель: Иванова Л.П
Класс:3б Методист: Мухина И.Г
Выполнила: Кириллова А.
РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА.
Тема: «МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ» (Школа 2100» )
Тип урока: открытие новых знаний
- Цель урока: Формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.
- Ознакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.
Задачи:
- Личностные: Развивать познавательную активность и творческие способности; совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сопоставление. Развивать эстетическое представление и художественный вкус учащихся.
- Предметные: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, бережного трепетного отношения к историческому наследию. Воспитать интерес к науке истории, к прошлому России.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по окружающему миру по теме: "Москва златоглавая"
Конспект по окружающему миру по теме: "Москва златоглавая"...
конспект урока по ОС "школа 2100" 3 класс "Умножение и деление трехзначных чисел"
Конспект урока по математике ОС "Школа 2100" по ФГОС НОО (2009Г) с УУД в 3 классе авторы учебника: Демидова, Козлова...
Конспект урока окружающего мира Школа 2100
Тема: Древний мир. Рождение первых цивилизаций...
"Окна в окружающий мир" конспект урока 4 класс" Школа 2100"
Конспект урока по окружающему мирув 4 к4лассе.На уроке работа ведется в группах,используется прием технологии критического мышления "Как ты думаешь?",используется диалог и обсуждение,работа с текстом ...
Конспект урока по математике "Школа 2100" Тема:"Единицы массы. Центнер" с использованием технологической карты РНС.
Уроки с использованием карты РНС дают лучшие результаты, так как все задания мотивированы, дети заинтересованы в самооценке, они сразу видят итог своей работы, поэтому работают с удовольствием....
Конспект урока литературное чтение Школа 2100
Конспект урока рекомендую провести с использованием аудиокниги и презентации....
Конспект урока по ОС "Школа 2100" математика 1 класс "Масса"
Конспект урока по ОС "Школа 2100" математика 1 класс "Масса"...