Конспект урока «Екатерина Великая» (4 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Жемангулова Татьяна Александровна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по истории на тему: "Екатерина Великая". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 04.04.17                                                                                                                             Учитель:

Школа: 152                                                                                                                                 Методист: Мухина И.Г.

Класс: 4 «ж»                                                                                                                               Студентка 35 группы: Агибалова Т.

Кабинет: 316

Конспект урока по истории

Тема: «Екатерина Великая»

Тип урока: комбинированный.

Цель деятельности учителя: формирование у учащихся образ Екатерины 2, как Великой царицы, продолжательницы дел Петра Великого, разносторонне развитого человека, дать представление учащимся о деятельности Екатерины 2.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • развивать умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других;
  • воспитывать любовь и уважение к истории.

Личностные:

  • развивать навык сотрудничества со сверстниками при работе;
  • развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, стимулировать интерес к предмету;
  • воспитывать культуру поведения на уроке, самоконтроль, самооценку.

Понятия: дворяне, крепостные крестьяне.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть УМК «Школа России».

Этап урока

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самооп-ределения к деятель-ности.

Словесный метод

1 мин.

Приветствие.

-Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Александровна. Сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира.

Проверьте свое рабочее место. Все ли готово к уроку?

Мотивация к деятельности.

Сегодня начнем урок с пословицы: Мир освещается солнцем, а человек — знанием. 

Как вы ее понимаете?


Подготовиться к уроку.

Настроиться на работу.

Объяснять пословицу.

Регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи.

Личностные: Освоение личностного  смысла учения

II. Актуали-зация знаний и мотивация

Практический метод – кроссворд.

Словесный метод — опрос.

Практичес -

кий метод.

3 мин.

Организация проверки знаний домашнего материала.

Домашнее задание мы сегодня проверим, заполнив кроссворд. ( Слайд 2 - 10) 

В какое учебное заведение поступил Ломоносов в Москве?        (Академия)        

Кто был первым учителем юного Ломоносова?                        (Дьяк)

Как называлось судно Василия Ломоносова?                         («Чайка»)

В каком городе работал Ломоносов после учёбы за границей? (Петербург)

В какую страну отправили на учёбу Ломоносова?                 (Германия)

Недалеко от какого города родился Михаил Ломоносов?         (Холмогоры)

Одна из наук, которой занимался Ломоносов.                         (Химия)

Атмосферу какой планеты открыл Ломоносов?                        (Венера)

Один из первых учебников Ломоносова.                                 («Грамматика»)

Ответь мне еще на 2 вопроса.

– Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?
– Какие качества характера позволили М. В. Ломоносову пройти с честью все испытания?

 Какое слово получилось в выделенных клетках?  (Екатерина)

- Как вы считаете, о какой Екатерине пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Соотнесите дату с событием. (Слайд 11)

1711г. – родился М.В. Ломоносов.

1730 г. – Михайло Ломоносов ушёл из дома в Москву.

1735 г. – как лучшего ученика М.Ломоносова отправили в Петербург.

1755 г. – был открыт Московский университет.

Перевернуть карточки с датами, получаем слово: ВЕ ЛИ КА Я.

Отвечать на вопросы  домашнего задания.

Определить тему урока.

Выполнять задание работа в группах.

Коммуникативные – общение и взаимодействие с учителем и одноклассникам.

Регулятивные – понимать и принимать тему урока

Коммуникативные:

Умение работать в коллективе.

III. Постановка учебной задачи

Наглядный метод-демонстрация.

Словесный метод – диалог.

2 мин

- Что вы знаете о Екатерине Великой?

- А как вы думаете, какие же задачи у нас сегодня на уроке? (Познакомиться с жизнью Екатерины II, с жизнью разных слоёв общества во времена её правления.)

- А у вас никаких вопросов не возникло, когда вы узнали, что Екатерину II называют Великая? (Постараемся решить, а заслуженно ли Екатерину II стали называть Великой.)

Формулировать цель занятия.

Коммуникативные – высказывать свое мнение.

Регулятивная – волевая саморегуляция в ситуации затруднения

IV. Решение частных задач

Словесный метод – рассказ.

Практичес

кий метод — чтение учебника.

Динамичес

кая пауза.

Практичес

кий метод — чтение учебника.

 15 мин

После  Петра I в России царствовала Екатерина II. Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери. Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала.Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник. (слайды 5-7)
Какие же изменения произошли в Петербурге при Екатерине II? Прочитайте текст на с. 105–107 учебника.

  • Появились народные училища
  • Открыт воспитательный дом – приют для сирот и детей               бедняков
  • На главной площади возник памятник «Медный всадник»
  • Нева  оделась в  каменные набережные
  • строились каменные и чугунные мосты
  •  был возведён Зимний дворец

Екатерина II задумала создать в России такие законы, чтобы они охватили все стороны жизни общества и сделали его подданных счастливыми.  (Слайд 18) К началу 1767 года императрица подготовила свой документ – «Наказ». Не всё из «Наказа» удалось воплотить в жизнь.

1.Были  Впервые были введены бумажные деньги.  

2. Отменены пытки, суды перестали принимать к рассмотрению тайные доносы.

3. Она распорядилась во всех городах России открыть аптеки и больницы. 4. Обязала всех россиян сделать прививки от оспы.

5..  И впервые в России появились школы для девочек. Первым таким учебным заведением стал Смольный институт благородных девиц в Петербурге.

А кто был в Санкт-Петербурге?
А что в наши дни находится в Зимнем дворце?
Ученики. 
Музей Эрмитаж. (слайд12)
Эрмитаж
Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо – прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
От наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже,
Что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,

И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!

Учитель. Это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней. 

ФИЗМИНУТКА

В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:
1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;
2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян. (слайд 15)
Привилегии дворян были расширены, а жизнь крепостных крестьян стал невыносимой.
Прочитайте статью на с. 107–108 учебника «Как жили дворяне и крепостные крестьяне».

- Кто такие доворяне, и крепостные крестьяне?
Учитель. 
Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона.
Как вели себя крепостные крестьяне? 

При Екатерине был создан героический Черноморский флот, легендарный Севастополь – «гордость русских моряков» и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе. За три десятилетия Россия одержала около ста крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного поражения. Большая заслуга в этом и талантливых полководцев и флотоводцев: А.Суворова,Ф.Ушакова.

 8 апреля 1783 года Екатерина II издала указ о присоединении Крыма и летом же приказала приступить к строительству на Чёрном море военного порта, который чуть позже получил название Севастополь.

            1.Присоединила Крым, основала город Севастополь

2.Укрепилось положение на Черноморском

Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков. (слайды 16-17)
Прочитайте статью «Знаменитые военачальники» на с. 108–110

 учебника. Скажите, какие победы одержали русские солдаты под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова? 

Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.
Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать».

Слушать новый материал

Читать текст учебника.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Слушать учителя

Читать текст учебника.

Одни крестьяне бежали от своих хозяев. Другие собирались в разбойные шайки, грабили на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен и детей.

Слушать учителя

Читать текст учебника.

Разгром турецкого флота, взятие крепости Измаил.

Познавательные –использование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Личностные: умение самостоятельно делать выбор

Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения.

V. Включение в систему знаний

Практичес

кий метод- работа в парах.

10

мин

 - Выполните задания № 1 и № 2 в рабочей тетради (стр. 38 - 39).

Проверка выполнения.

Выполнять работу в парах.

 

Коммуникативные:

Умение работать в парах.

VI. Итог урока

Словесный метод – опрос.

VII. Домашнее

задание

VIII. Рефлексия деятель-ности

Словесный метод – беседа

4

мин.

1 мин

2 мин

Учитель проводит беседу по вопросам:

– Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?

- Как её стали называть? Справедлво ли?

– Какие перемены произошли в России в это время?

– Как изменилась жизнь дворян и крепостных крестьян?

– Чем прославились А. В. Суворов  и Ф. Ф. Ушаков.

- Кто стал продолжателем дел Петра I?

- Сколько лет царствовала Екатерина II?

- Какой редкий дар был у Екатерины?

3 мин.

Стр. 105 – 110. 
Ответить на вопросы на стр. 110 – 111; подготовить дополнительный материал о Суворове, Ушакове и взятии крепости Измаил. 

Ответына вопросы:

- Что нового узнал?

- Что было не понятным?

Отвечать на вопросы учителя. 

Вывод. Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено  громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы.  Поэтому  история  и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник. В  России Екатерину II не без оснований считали самой русской императрицей и с любовью называли «немецкая мать русского Отечества». 

Записывать домашнее задание.

Выполнить рефлексию

Отвечать на вопросы.

Личностные: умение самостоятельно делать свой выбор, и отвечать за этот выбор.

Познавательные –использование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии в 1 классе УМК "Россия" Тема урока: "Ромашковое поле"

Материал содержит конспект урока технологии в 1 классе по теме "Ромашковое поле"....

Конспект урока по математике, 3 класс, Школа России, Умножение и деление на 6, урок-сказка

Даннай материал предназначен для закрепления знания таблицы умножения и деления на 6. Урок представлен в игровой сказочной форме. Выполнен для использования в 3 классе по УМК "Школа России". Содержит ...

Конспект урока "Екатерина Великая"

В конспекте урока  расматривается знакомство учащихся со страницами истории, связанными с жизнью Екатерины Великой....

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»

Тема урока:  В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока:  знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....