«История создания Петропавловской крепости» 4 класс
план-конспект занятия по истории (4 класс)

Положенцева Лариса Викторовна

Конспект занятия "История создания Петропавловской крепости" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhentseva.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Положенцева  Лариса Викторовна,

                                                            воспитатель группы  продленного дня,

                                                            Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                     средняя общеобразовательная школа №158 (ГБОУ СОШ № 158)

                   

Тема занятия: «История создания Петропавловской крепости»

4 класс

Цели и задачи:

1.Формированиеумений добывать новые знания, представленных в разных формах (тексте, таблице, схеме, иллюстрациях)

2. Формирование умений перерабатывать полученную  информацию, делать выводы, на основе обобщения знаний.

3. Совершенствовать навыки вдумчивого чтения.

4. Развитие личной ответственности.

5. Развитие творческих способностей.

6. Развитее навыков работы в группе.

7.Формирование умений доносить новую информацию до учащихся.

8.Ознакомление с  историей создания архитектурного комплекса Петропавловской крепости.

10. расширение кругозора по заданной теме.

Оборудование:

1. Таблица «Верю - не верю».

2. Тексты для чтения

3.Листы ватмана, карандаши, фломастеры

4. Карта и фотографии  Петропавловской крепости

5. Карточки для работы в группе.

6. Ноутбук, проектор.

Форма работы: Индивидуально – групповая.

Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Приемы и методы:

– работа в малых группах;

– прием «Верите ли вы?» (Технология развития критического мышления);

– диалог и обсуждение;

– самостоятельная работа с информацией;

– обращение к опыту учащихся;

– взаимопроверка.

Ход занятия:

I.  Организационный момент

-Проверьте вашу готовность к  занятию.

Сегодня нам предстоит работа в группах. Вспомните правила успешной работы в группе.

II. Постановка проблемы. Стадия вызова

-Отгадайте, о чем пойдет сегодня речь на занятии:

Роловскапетяпав     спокреть

Игра «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица.

- Прочитайте вопросы и дайте на них либо положительный, либо отрицательный ответ. Вторую строку  оставьте пока пустой.  

Высказывания

Начало урока

Заключение урока

1.

Верите ли вы, что  первоначально Пётр сам составлял план постройки Петропавловской крепости?

2.

Верите ли вы, что около 40 000 свай было забито под стены крепости силами работающего здесь простого люда?

3.

Верите ли вы, что Петропавловская крепость была заложена по велению Петра I во время Северной войны со Швецией?

4

Верите ли вы, что
в названиях бастионов увековечены имена ближайших сподвижников Петра?

5.

Верите ли вы, что в 1706 году началась перестройка крепости в каменную?

6.

Верите ли вы, что в соответствии с волей Петра Петропавловский собор стал усыпальницей русской императорской семьи Романовых?

7.

Верите ли вы, что на месте существовавшей здесь со времён закладки крепости, маленькой деревянной церкви апостолов Петра и Павла начали возводить Петропавловский собор по проекту Д. Трезини?

III. Сообщение цели урока

 - Сегодня мы продолжим  разговор об истории создания  Санкт- Петербурга.

Тема занятия выводится на экран. Слайд №1.

- Посмотрите на экран, что вы видите? Слайд №2

Мы  сегодня будем исследователями.

-Что же мы будем изучать и с какой целью?

- Итак, наше путешествие начинается.

IV. Работа по теме урока

- Давайте рассмотрим фотографии и рисунки Петропавловской крепости эпохи Петра  и  современности.

 Слайд №3

- В чем вы видите сходство и различие?

-На что обратили внимание?

- Предлагаю вам прочитать  текст, возьмите его в зеленой папке.

Каждый учащийся в группе получает  текст. 
Петропавловская крепость была заложена по велению Петра I во время Северной войны со Швецией, которая продолжалась с 1700 по 1721 год. Пётр придавал огромное значение возвращению исконно русских приневских и прибалтийских земель, захваченных шведами. Он понимал, что выход в Балтийское море будет способствовать укреплению мощи России и развитию связей с Западной Европой.
Для Петра эти связи означали преодоление невежества и ретроградных взглядов, которые он столь ненавидел у окружавшей его знати. Поэтому строительство крепости, а вслед за ней и самого города Петербурга, впоследствии ставшего столицей, шло "с крайним поспешанием", несмотря на суровый, сырой климат на берегах Невы, болотистую почву и тяжёлые условия для рабочих и простых жителей. День начала работ по строительству крепости, 16 мая 1703 года, принято считать днём основания Петербурга.
Первоначально крепость возводилась из дерева и земли. Пётр сам составлял план её постройки. Контуры Заячьего острова в одном из красивейших и самом широком месте Невы подсказали ему очертания крепости в форме шестиугольника, каждый угол которого отмечен мощными выступающими бастионами, откуда предполагалось вести артиллерийский обстрел противника.
В названиях бастионов увековечены имена ближайших сподвижников Петра А. Меншикова, Г. Головкина, Н. Зотова, Ю. Трубецкого, К. Нарышкина, а также самого императора, в названии Государева бастиона. По традиции и сейчас ровно в двенадцать дня с Нарышкина бастиона раздаётся орудийный залп, возвещающий жителям центра Петербурга о наступлении полудня.
Уже строительство первой деревянной крепости вскоре дало свои благоприятные для России плоды: в 1704 году и годом позже атаки шведов с воды и суши были отбиты. В 1706 году началась перестройка крепости в каменную. Для исполнения этого задания Пётр I выбрал талантливого итальянского архитектора Доменико Трезини, который до этого работал при дворе датского короля. В 1706 году началась перестройка крепости в каменную, он стал первым архитектором Петербурга. Трезини великолепно осуществил нелёгкий проект постройки первоклассного фортификационного сооружения на болотистой почве.
Около 40 000 свай было забито под стены крепости силами работающего здесь простого люда. Крепость не только стала неприступной благодаря мощным укреплениям в виде бастионов, куртин, земляного кронверка, но и по сей день представляет собой необыкновенно гармоничное и величественное сооружение, которое олицетворяет дух новаторства и необыкновенного воодушевления, свойственный эпохе Петра. Несколько позже в крепости началось возведение каменных равелинов, которые прикрывали от артиллерийского огня стены и ворота крепости. Иоанновский равелин назван по имени старшего брата Петра Великого Ивана Алексеевича, а Алексеевский равелин в честь отца государя, царя Алексея Михайловича.
Новой столице России необходим был главный кафедральный собор. На месте существовавшей здесь со времён закладки крепости маленькой деревянной церкви апостолов Петра и Павла начали возводить Петропавловский собор по проекту Д. Трезини. Его строительство продолжалось с 1712 по 1733 год. Современники отмечали оригинальную и новую для России конструкцию храма, высокую колокольню с изящным шпилем, который и сейчас является одним из главных ориентиров центра Петербурга.
На вершине шпиля находится знаменитая фигура ангела с крестом. Купленные самим Петром часы-куранты были также установлены на колокольне, но впоследствии они были заменены другими, как и шпиль, который первоначально был деревянным и неоднократно страдал от ударов молнии.
В соответствии с волей Петра Петропавловский собор стал усыпальницей русской императорской семьи Романовых. Пётр I сам выбрал место своего захоронения у южной стены собора. После его смерти 27 января 1725 года гроб с телом императора перенесли по невскому льду из старого Зимнего дворца и установили в специально сооружённой деревянной часовне посередине недостроенного Петропавловского собора, а после окончательной постройки собора предали земле. Долгое время последним русским государем, погребённым здесь, являлся Александр III, и только в 1998 году семья последнего русского императора Николая II, трагически погибшего после большевистской революции, была с почестями захоронена в Петропавловском соборе по указу российского президента.

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы

Что вам было известно ранее из прочитанного текста?

- Какую новую информацию вы узнали сегодня?

-О чем думали иначе?

Работа в группах.

Обсудите в группах полученную информацию.

Слайд №4,5,6

http://www.strelna.ru/pictures/photo-01-top-left.gif

 

http://www.strelna.ru/pictures/photo-01-top-right.gif

 

 

http://www.strelna.ru/pictures/photo-01-bottom-left.gif

 

http://www.strelna.ru/pictures/photo-01-bottom-right.gif

V. Физкультминутка

Проводят ученики. Музыкальная пауза.

VI. Продолжение работы по теме урока.

- Предлагаю вам поработать в группах:

1 группа – Какова цель строительства Петропавловской крепости?

2 группа - Первые работы и первые сооружения Петропавловской крепости?

3 группа-Роль Доменико Трезини в создании  крепости.

4 группа- История создания Петропавловского Собора.

Презентация работы групп пол совместной работе.

- Итак,  наше путешествие  завершается. 

- Заполните  карточку в группе.

  1. Год основания Санкт-Петербурга……
  1. Как называются стены Петропавловской крепости…..

      3.Какова высота шпиля Петропавловского собора….

     4.На каком острове расположена Петропавловская крепость….

     5.Форму какой геометрической фигуры имеет Петропавловская крепость…

     6.С какого бастиона Петропавловской крепости раздаётся полуденный выстрел…

Слайд № 7,8

- Поменяйтесь карточками с другими группами, в  своей группе проверьте правильность выполнения задания соседней группы.

- Какие ошибки у товарищей вы нашли? Какая группа выполнила задание без ошибок?

VII.Рефлексия.  Итог  занятия.

- Вернемся к нашей таблице и повторно заполним ее.

- Каковы результаты вашей работы? Что вы заметили?

- Как вы думаете, что может произойти, если люди, живущие в Санкт- Петербурге, не будут бережно относится к памятникам архитектуры.

Оцените работу вашей группы.

Найти дополнительный материал об истории крепости, составьте кроссворд. Слайд № 9,10

VIII. Организованное окончание урока

- Вы хорошо поработали на занятии. Молодцы!

- Урок закончен.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура Санкт-Петербурга - 3 класс "Петропавловская крепость"

Эту презентацию можно использовать на уроке  по истории города....

Викторина по истории создания Петропавловской крепости

Вопросы с вариантами ответов на тему: "История Петропавловской крепости"....

Петропавловская крепость

Урок повторения и закрепления изученного материала по истории города....

Методическая разработка к внеклассному мероприятию по истории города на тему: «История Петропавловской крепости».

Мероприятие разработанодля учеников вспомогательной школы.Историческое образование играет большую роль в образовательном и воспитательном процессе, помогает формировать гражданско-патриотические качес...