Конспект открытого интегрированного урока по изобразительному искусству на тему: «Домашние животные. Рисование по памяти или представлению. Иллюстрирование книги».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Данный материал будет интересен учителям начальной школы, которые сами ведут уроки изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_izo.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

    Средняя общеобразовательная школа № 18 Юго – Западного округа  

г. Москвы

Конспект открытого интегрированного урока

по изобразительному искусству

на тему:

«Домашние животные. Рисование по памяти или представлению.

Иллюстрирование книги».

                Учитель начальных классов: Алабина Раиса Игнатьевна.

  1. Организация класса.
  2. Проверка готовности к уроку.
  3. Сообщение темы и целей урока.

             Сегодня на уроке мы с вами подведём итог той большой работе, которой мы занимались на нескольких последних уроках по изобразительному искусству, техническому моделированию, вспомним материал, пройденный на уроках по окружающему миру и литературному чтению.

             А ещё мы узнаем много нового и интересного. Поэтому вы должны быть очень внимательными, чтобы всё понять и запомнить.

            Какой тусклый и однообразный был бы окружающий мир, не будь в нём художника! Он создаёт в нашей жизни праздник, весёлое красочное зрелище. И где бы мы не были – нас всюду встречает его весёлое, радостное и высокое искусство.

            Сегодня на уроке вы будете художниками – оформителями книг, которые  своими руками сделали на уроках технического моделирования. Вы начнёте иллюстрирование произведений, которые сами написали на уроках русского языка.

  1. Повторение и закрепление пройденного материала.

            Оформление книг – дело нелёгкое. Чтобы книга вышла в жизнь, над ней должны потрудиться люди многих специальностей. Но всё – таки главный среди них -  художник. Именно он определяет лицо книги – выполняет обложку, делает иллюстрации, которые в книге являются произведениями изобразительного искусства.

            - Что же такое иллюстрация?

Слово «иллюстрация» обозначает дополнительное освещение, изображение, поясняющее или дополняющее текст. Она обусловлена содержанием книги и участвует в общем художественном оформлении произведения. Расцвет русской книжной иллюстрации начался ещё в начале 19 века.

           - А зачем нужны иллюстрации в книгах?

             Художник – иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. Красочные картинки помогают раскрыть характер героя. Многие художники -  иллюстраторы не только показывают, насколько хорошо они знают литературное произведение, а иногда и оригинально это осмысливают, начинают активно домысливать возможное развитие сюжета, выражают своё, подчас очень живое, взволнованное отношение к содержанию читаемой книги и  её героям. Иллюстрации могут быть различными: в одних преобладает яркая фантазия, другие могут быть очень реалистичными. Важно только, чтобы они учили нас добру, справедливости, смелости и всему самому хорошему.

            В иллюстрации, как и в любом другом произведении искусства, нет ничего случайного. Художник тщательно  обдумывает замысел иллюстрации, выполняет эскизы.

         - Каких художников – иллюстраторов вы знаете?

        -  К каким литературным произведениям выполнены данные иллюстрации?

 ( Дети рассматривают иллюстрации).

         - Ребята, а о чём будут книги, которые вы будете сегодня иллюстрировать?

         - Да, о животных. И это не случайно: животные постоянно окружают человека, живут с ним рядом, многие приносят пользу.

          - Отгадайте загадки и назовите их!

Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт? (Собака.)

Зубастый, мохнатый, как есть начнёт, так песенку запоёт? ( Кот.)

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова, лыко дерёт, а лаптей не плетёт? (Козёл.)

Хвост крючком, а нос пятачком? (Свинья.)

Кто не прядёт, не ткёт, а людей одевает? (Овца или баран.)

          - А что объединяет всех этих животных? Все эти загадки о домашних животных.

          - Отгадайте анаграммы и назовите других домашних животных.

апупйог,    охякм,     укатил,      гуянаа

          - А почему их называют домашними животными?

- Но ведь многие домашние животные не дают молока, мяса, шерсти. Зачем они нужны людям? Почему человек живёт с ними рядом?

-  Если в доме есть домашний питомец, то в нём, как правило, мир и покой. В этом доме много любви, тепла и добра. И рядом с домашним животным вырастают чаще всего добрые и хорошие люди, способные любить, сострадать, приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

 - Какие домашние животные будут героями ваших произведений?

- Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин.

- Как их называют?

-Анималистами. Слово « анималист» происходит от латинского слова «animal»,что означает «животное». Животный мир бесконечно разнообразен и красочен.

Но рисовать животных не так – то просто.

- Почему?

 Потому, что животные не умеют позировать.

- Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Художник начинает свою работу с выполнения набросков, эскизов и зарисовок с натуры живых зверей, птиц, рыб, и др. , а выполнение длительных работ ведётся обычно с чучел животных или по фотографии.

Художники –анималисты стараются не только добиться внешнего сходства, но и отражают в рисунках характер, присущий изображаемому зверю или птице, передать индивидуальность животного.

- Каких художников-анималистов вы знаете?

- Перед вами рисунки, сделанные известным русским художником Василием Алексеевичем Ватагиным ( 18883/1884 – 1969 ). Большой мастер Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня.

- Вот эту лису нарисовал известный художник – анималист Евгений Михайлович Рачёв. Особенно он любит рисовать зверей из сказок и басен. Его лучшие иллюстрации – к русским народным сказкам. Зверей на своих картинках Рачёв обычно наряжает в человеческую одежду, напоминая нам, что в сказках и баснях поступки зверей, их характеры, недостатки являются иносказательным изображением людей.

-Картинку к украинской народной сказке «Колосок» нарисовал наш художник Пётр Петрович Репкин, создавший много диафильмов и мультфильмов.

- Чудесные рисунки к басням И.А.Крылова сделал русский художник Валентин Александрович Серов (1865 – 1911). Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая лисица, и нескладный квартет, в котором играют «проказница мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мышка». Художник придал своим героям – животным черты, свойственные людям.

  1. Знакомство с художником – анималистом Чарушином Е.И.

              - Ребята! А кто знает этого человека?

Да, это Евгений Иванович Чарушин.(1901 – 1965). Кто он? Писатель. Но оказывается, что Евгений Иванович Чарушин был не только писателем, но и художником. Он  родился 11 ноября 1901 года в городе Вятке в семье архитектора. Родители сумели привить ему любовь к родной русской природе. Больше всего на свете он любил рисовать. Рисовал начинающий художник, по его собственным словам, «преимущественно зверей, птиц  да индейцев на лошадях». Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Сам родительский дом был густо заселён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица – чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками.

             Отец Евгения Ивановича очень хорошо рисовал. Он и научил сына    рисовать. В 1926 году Е.И. Чарушин окончил живописный факультет Петроградской Академии художеств. В 1929 году увидели свет его книжки-картинки «Вольные птицы» и «Разные звери».

Первые рассказы Чарушина появились лишь в 1930 году

«Художник во мне родился всё-таки раньше , чем писатель. Нужные слова пришли позже» - писал Чарушин. Он иллюстрировал не только свои произведения, но и книги Д.Н.Мамина - Сибиряка, В.В. Бианки, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, М.М. Пришвина.

Сочетание таланта писателя и таланта художника сделали книги Чарушина своеобразными и неповторимыми. Е.И. Чарушин был очень добрый, понимал и любил животных. А кем он был для птиц и зверей мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Для этого нам надо отгадать загадки.

1.Кто в беретке ярко – красной

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит?    ( Дятел).

2.Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая? ( Сорока.)

              3.Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек? (Журавль.)

4.Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)

1

2

3

4

Прочитайте выделенное слово.

- Друг.

- Евгений Иванович был другом природы, другом зверей. И свою доброту Чарушин отразил не только в рассказах, но и в рисунках.

          Люди изображали животных ещё с древних времён. Многие животные считались в Древнем Египте священными У статуй богов иногда были зелёные головы. Так, у бога Анубиса, провожатого в царство мёртвых и бога мудрости была голова шакала, а у богини войны Сохмет – львиная. В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов- львов с человеческими лицами, сделанные тысячи лет тому назад. Скульпторы Древней Ассирии создавали изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.

  1. Знакомство с графикой и её видами.

- Сегодня многие художники – анималисты рисуют свои работы в графике. Слово «графика» происходит от греческого слова «grapho» - «пишу», скребу, процарапываю. К графике прежде всего относятся те произведения, в которых изображения создаются при помощи линии, оставляемой соответствующим инструментом – карандашом, пером, резцом и т. д. Рисунок может выполняться на листе бумаги, на медной или деревянной доске, на линолеуме, с которых изображения – оригиналы, сделанные художниками, потом оттискиваются на бумажные листы. Особенно часто нам приходится сталкиваться с так называемой печатной графикой. Замечательное свойство печатной графики – её массовость. В типографии можно сделать сколько угодно много печатных оттисков.

             Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – мы постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

              С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам, красочным рисункам – иллюстрациям.

               Рисунок художников в книгах – это книжная графика.

               Если рисунок или гравюра не иллюстрация, а самостоятельное произведение – это станковая графика.

               А есть ещё прикладная графика. Это и поздравительные открытки, марки, плакаты, театральные афиши, календари и более простые вещи, на которые многие из вас , может быть, никогда не обращали внимания, - этикетки на всевозможных коробках, пакетах. Их тоже рисовали художники. Всё это и есть прикладная или промышленная графика.

               Перед вами графические рисунки, сделанные известными художниками.

               Сегодня вы сами попробуете сделать графический рисунок к своим произведениям, некоторые из которых мы сейчас послушаем. (Дети читают свои рассказы, стихи, загадки.)

  1. Выполнение графических иллюстраций.
  2. Анализ выполненных работ. Ребята показывают выполненные иллюстрации.
  3. Итоги урока.

Чем мы с вами сегодня занимались на уроке?

Что нового вы узнали7

Что такое графика? Чем делается графическое изображение?

Какие виды графики вы знаете?

Чем и на чём можно выполнять графическое изображение?

С каким художником – анималистом мы познакомились?

 Понравился ли вам урок?

На следующем уроке мы закончим иллюстрирование ваших книг.

Самые активные ученики получают призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (технология + изобразительное искусство) на тему: "Коллективное панно "Деревня"

Знакомство с обликом русской деревни помогает глубже узнать и полюбить нашу Родину, а нетрадиционная форма урока повышает интерес учащихся к изучаемому, способствует активизации деятельности и лучшему...

Урок изобразительного искусства по теме "Сказочный образ". Рисование по представлению.

Задачи урока: обучение детей использованию средств изобразительного языка для отражения индивидуально - психологических особенностей образа, опираясь на графическую и литературную характеристики прооб...

Технологическая карта к интегрированному уроку технологии - изобразительного искусства на тему: «Деревенский двор»

Технологическая картаинтегрированного урока по технологии и изобразительного искусства и с применением ИКТ. Класс: __2__.УМК«Перспективная начальная школа» Тема урока: Домашние жи...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Пейзаж. Рисование по памяти. «Прекрасное лето». Акварель."

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Пейзаж. Рисование по памяти.  «Прекрасное лето». Акварель."...

План-конспект для проведения урока по "Изобразительному искусству" на тему "Солнышко лучистое" в 1 классе (8 вид 1 вариант).

Цель: прививать интерес к рисованию.Задачи.  Коррекционно-образовательные:   научить рисовать лучи с помощью кисти.               Коррекционно-развива...

Технологическая карта к интегрированному уроку технологии - изобразительного искусства на тему «Деревенский двор»

Технологическая картак интегрированному уроку технологии - изобразительного искусствана тему: «Деревенский двор»...

Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Картина – портрет. Изображение портрета по памяти или по представлению" 3класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о жанре «портрет»; ознакомление с известными картинами – портретами; развитие практических навыков изображения портретаПланируемые резу...