Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Волшебный карандаш" (2 год обучения)
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Карпова Ольга Евгеньевна

Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Волшебный карандаш" (2 год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_karandash_2_god.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «Радуга»

                                

Рассмотрено:

 

                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Изобразительное искусство _

учебная дисциплина

Авторская адаптационная программа дополнительного образования

_«Волшебный карандаш»___

название программы

Утверждена Методическим советом  ЦТР и ГО «Радуга»

Приказ _______ от ___________.

где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа

от 8  до  11 лет 

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа

 3  года

срок реализации дополнительной образовательной программы

  2-ий

год обучения

Карпова Ольга Евгеньевна, педагог   дополнительного образования

Ф.И.О., должность, категория

г. Тайшет

2015 -  2016 учебный год

Пояснительная записка

к рабочей программе педагога на 2015/2016 учебный год

для 2 года обучения в детском творческом объединении «Волшебный карандаш»

по программе «Волшебный карандаш»

Данная программа составлена на основе программ по изобразительному искусству:

  1. Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
  2. Программа В.С.Кузина, Э. И Кубышкиной «Изобразительное искусство»
  3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – Москва. «Народное образование» 2002 г.
  4. Программы «Художественные кружки» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Издательство Москва «Просвещение» 1981 год.

С использованием книги «Шаг за шагом. Рисунок» авторов Л. Жарретт и Л. Ленард издательство Москва АСТ, Астрель

Программа «Волшебный карандаш» адаптационная, имеет художественно - эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области изобразительного искусства и направлена на формирование эмоционально-чувственного восприятие действительности, художественное творчество – самые благоприятные факторы в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним школьника являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания, активного познания мира. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям.

           Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, дает возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления.  Благодаря характерности, яркости воплощения художественный образ всегда волнует, вызывая чувство симпатии, радости и наоборот, огорчения.  Занимаясь в данной студии изобразительной деятельностью, учащиеся имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс (и в рисовании тоже).

Если маленький художник способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может, рисуя, выплескивать свои переживания: радость, любовь, страх.  Выплескивая их на листе бумаги, он тем самым как бы освобождается от них, выпускает их на волю – и в этом состоит психотерапевтический эффект рисования.  Для усиления воздействия на эмоционально - чувственную сферу ребенка возможно проведение занятий под музыку.

Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, воспитывается интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формировать основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Основным отличием данной программы от уже существующих является то, что весь первый год идет обучение рисованию, т.е. обучение правильному запечатлению образа предмета на бумаге. Дети учатся как правильно располагать рисунок на листе, работать с рамкой – видоискателем, как правильно строить изображение того или иного предмета. Ведь ни для кого из педагогов не секрет, что дети не умеют правильно начертать дерево, облако и т.п. Именно поэтому данному вопросу уделено такое внимание. Последующие два года идет отработка навыка изображения предметов, дети учатся рисовать в цвете, составлять композиции и т.п

Цель работы  – развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.

Основные задачи:

  • Организация и систематическое развитие художественно-творческой деятельности учащихся. Развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности.
  • Повышение уровня художественной образованности детей – расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия
  • Обучение умению строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
  • Обучение  доступным их возрасту основам изобразительных умений, приемам пользования графическими и живописными материалами.
  • Овладение учащимися знаниями основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества, лепки, аппликации.
  • Воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности учащихся.

Программа рассчитана  на 3 года обучения для детей 2-4 класса.

По составу группы могут быть как постоянными, так и переменными, в зависимости от целевого назначения разделов программы (мероприятий или других объективных причин).

Количество детей в группах не должно превышать 13 человек.  Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора.

           Обучение проводится 1 раз в неделю по 2 часа, 36 учебных недель, 72  часа в год.

Учебно-тематический план для 3-го года обучения

 п/п

Тема занятий

Всего часов

Теорет. часов

Практ. часов

1.

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп по памяти, по наблюдению и с натуры.

14

2.

Композиция на темы

28

3

3

Декоративно-прикладное искусство

14

1

4

Лепка

8

Итого

72

4

68

     Формы подведения итогов реализации программы

Формы контроля:    

  • С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – вариации, занятия – творческие портреты, занятия – праздники. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Итоговая проверка знаний осуществляется в форме: 

  • итогового тестирования по изобразительному искусству;
  • выставки детских работ;
  • Итоговое занятие проводится в форме массового мероприятия (конкурс, викторина, праздник).

Методы организации учебно-воспитательного процесса

        В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы, организуются персональные мини-выставки, коллективные выставки, выставки по жанрам живописи  т. п.  Теоретическая часть даётся в форме бесед с показом иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Методическое обеспечение программы 

Необходимые принадлежности к занятиям у каждого ученика: бумага белая и цветная; карандаши графитовые М или М 2; краски акварельные; краски гуашевые; кисти акварельные № 8-12, 18 – 20; ластик мягкий; набор цветных карандашей; восковые мелки; палитра; емкость для воды; протирочный материал; пластилин; глина.

Список рекомендуемой литературы для педагогов

  1. В.Р. Степанов, Л.В. Кузнецова. Программа интегрированного учебного курса «Проблемы экологии – языком искусства» - Издательство Чебоксары 1993 год.
  2. М.Скребцова, А. Лопатина Программа учебного курса «Природа – глазами души»  Издательство Москва 1999 год.
  3. Л. Жарретт и Л. Ленард  «Шаг за шагом. Рисунок». Издательство Москва АСТ, Астрель 2007 год
  4. И.Ю. Селютин «Как нарисовать фигуру человека». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год
  5.  Н.Н. Рымарь «Как нарисовать собаку». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год
  6. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2007 год
  7. «Как писать акварелью» в переводе Врублевской Н.А. Издательство Москва АСТ, Астрель 2005 год
  8. Кен Голдман «Основы живописи акриловыми красками» Издательство Москва АСТ, Астрель 2005 год
  9. Неретина Л.В. «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору» Издательство Москва ВЛАДОС 2004 год.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

  1. 1000 загадок / Сост. Н.В.Елкина, Т,И.Тарабарина. Ярославль. 2004.
  2. Бабина Р.П. Уроки светофора. М.,1996.
  3. Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. М, 1977.
  4. «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru).
  5. Почемучка. - М.: Педагогика, 1987.
  6. Школьникам о правилах дорожного движения. М. Н. Филенко, М., Просвещение, 1985

Календарно-тематическое планирование для второго года обучения.

Учебная дисциплина «Изобразительное искусство» 

№ урока

№ раздела

Тема

Сроки

Количество часов

Цель

Средства обучения

Литература к занятиям

Педагогический контроль

Всего

Теория

Практика

II.

Волшебный мир красок. Смешивание цветов. Холодные и теплые цвета. Осенние листья.

07.09

2

1

1

Дать понятия холодные и теплые цвета. Учить смешивать краски и применять это свойство в своих работах

Таблицы «Смешивание цветов»

Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» - Волгоград: «Учитель» 2008.

II.

Рисование с натуры овощей и фруктов (карандаш)

14.09

2

2

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков карандашом

Композиция из муляжей овощей и фруктов

II.

Рисование с натуры. Букет из осенних листьев (цвет).

21.09

2

2

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков акварелью

Композиция из осенних листьев

Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» - Волгоград: «Учитель» 2008.

III.

Цветочные узоры Городца.

28.09

2

2

Продолжить знакомство с народными росписями, обучение приемам городецкой росписи

Видеоуроки по росписи. Городец.

II.

Рисование с натуры предметов быта: посуда, бытовой инвентарь.

05.10

2

2

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков карандашом и акварелью

I.

Композиция на тему «Осень в лесу»

12.10

2

2

Обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе; расширение представлений о красках осени

Левитан «Золотая осень»

Иллюстрация с осенними пейзажами

«Как писать акварелью» в переводе Врублевской Н.А.  – Москва: АСТ, Астрель, 2005

I.

Окончание работы.

19.10

2

2

I.

Граттаж на тему сельской жизни

26.10

2

2

Дать понятие «граттаж». Учить его технике выполнения

Иллюстрации с изображением жизни на селе;

I.

Окончание работы.

02.11

2

2

Выставка рисунков «Волшебница осень»

III.

Аппликация из цветной бумаги (способ обрывания)

09.11

2

2

Знакомство с техникой обрывания бумаги; составление композиций для аппликации

IV.

Лепка из теста (глины) дымковских коней «Сказ о дымковском чуде»

16.11

2

1

1

Знакомство с техникой лепки из теста, технологией дымковской росписи

Иллюстрации с изображением игрушек

Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» - Москва: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007

III.

Лепка из теста (глины) дымковских коней «Сказ о дымковском чуде». Роспись готовых игрушек

23.11

2

2

I.

Композиция на тему «Первый снег»

30.11

2

2

Обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе

Юон «Первый снег»

II.

Рисование с натуры игрушек (мяч, медведь, пирамида и т.п.)

07.12

2

2

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков карандашом и акварелью

Композиция из игрушек

II.

Окончание работы.

14.12

2

2

I.

Композиция на тему «Береги лесную красавицу»

21.12

2

2

Продолжить формирование графических умений и навыков; развитие умения самостоятельно но решать изобразительную задачу

I.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Зарисовки диких животных (медведь, лиса, обезьяна, и т.п.)

28.12

2

2

Рисунки Чарушина

Н.Н. Рымарь «Как нарисовать собаку». Москва: АСТ «Сталкер»,  2007

Выставка рисунков

I.

Зарисовки птиц (синица, ворона, снегирь, попугай, аист, страус, пингвин)

11.01

2

2

Иллюстрации с изображением птиц

Большая энциклопедия начальной школы. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007

IV.

Композиция на тему «Зимушка - зима»

11.01

2

2

Обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе,

Иллюстрации с зимним пейзажем

Иллюстрация к любимой сказке

18.01

2

2

Познакомить с творчеством Васнецова, Врубеля; развитие графических навыков в передаче пропорций сложных по форме

Репродукции картин Васнецова, предметов, детские книги с иллюстрациями

Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» - Волгоград:  «Учитель» 2008

I.

Композиция на тему «На катке»

 25.01

2

2

Продолжить формирование графических умений и навыков; развитие умения самостоятельно решать изобразительную задачу

Иллюстрации с зимними забавами детей

II.

Рисование с натуры овощей (перец, помидор, огурцы)

01.02

2

2

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков карандашом и акварелью

Композиция из муляжей овощей и фруктов

I.

Городской пейзаж

8.02

2

2

Продолжить формирование графических умений и навыков;

Иллюстрации городских пейзажей

Большая энциклопедия начальной школы. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007

IV.

Лепка из теста (глины, пластилина) композиция «Мой любимый мультик»

15.02

2

2

Знакомство с техникой лепки из теста, технологией выполнения объемной аппликации из теста

Иллюстрации к мультфильмам

Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» Москва -  ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.

III.

Бумажная пластика «Древний город»

22.02

2

1

1

Знакомство с техникой бумажная пластика. Выполнение коллективного проекта

III.

Окончание работы

29.02

2

2

Коллективная композиция

I.

Композиция на тему «Весна идет»

07.03

2

2

Знакомство с творчеством И. Левитана, Ф. Васильева, К.Юона; дать представление о красках весны

Юон «Мартовское солнце»; Васильев «Оттепель», Левитан «Цветущие яблони»

I.

Композиция на тему «Весна идет»

14.03

2

2

IV.

Декоративный рисунок «Голубая гжель»

21.03

2

2

Продолжить знакомство с народными росписями

Иллюстрации с изображением гжельской посуды, таблицы по росписи

Видеоуроки по росписи. Гжель.

I.

Рисование по представлению «Аквариумные рыбки»

28.03

2

2

Познакомить с творчеством художников анималистов, продолжить формирование графических навыков

Репродукции картин с изображением животных, книги Чарушина, рисунки и фотографии рыб

Плешаков А.А. «От земли до неба» атлас-определитель – Москва: «Просвещение» 1998

Коллективное панно

IV.

Декоративный рисунок. «Мамин платок»

04.04

2

2

Продолжить знакомство с народными росписями

Иллюстрации с изображением платков, платки

IV.

Аппликация из ткани «Сказочный город»

11.04

2

2

Обучение навыкам работы с тканью. Составлений композиций из ткани.

Иллюстрации к книжкам с изображением сказочного города

IV.

Аппликация из ткани «Сказочный город» (окончание работы)

18.04

2

I.

Композиция на тему «Ваш подвиг в наших сердцах». Беседа о историческом и батальном жанрах.

25.04

2

2

Обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе. Дать понятие батальный и исторический жанр

Н. Бут «Медсестра Наташа»; Шмарин «Лето 1941»;

Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» - Волгоград:  «Учитель» 2008

Выставка рисунков

II.

Рисование с натуры цветов

16.05

2

2

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков карандашом и акварелью

Иллюстрации к книжкам с изображением цветов; букет подснежников

Л. Жарретт и Л. Ленард  «Шаг за шагом. Рисунок». Москва: АСТ, Астрель, 2007

I.

Итоговый урок - праздник

23.05

2

2

Подвести итоги года, награждение лучших обучающихся

Итого:

72

5

67

                                                       Проверил: методист ____________________________        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка по изобразительному искусству 2 класс

Рабочая программа кружка "Волшебная кисточка" 2 класс в рамках внеурочной деятельности ФГОС...

Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Волшебный карандаш" (3 год обучения)

Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Волшебный карандаш" (3 год обучения)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЗАВИТОК» ДЛЯ 3 КЛАССА

1. Пояснительная записка2. Общая характеристика предмета3. Содержание программы кружка "Завиток"4. Описание места учебного предмета в учебном плане5. Результаты освоения учебного предмета6.Список учеб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по изобразительному искусству «Волшебная кисточка» для 4 класса (общекультурное направление)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка  по изобразительному искусству«Волшебная кисточка» для 4 класса (общекультурное направление)  ...

Рабочая программа кружка по изобразительному искусству "Весёлая кисточка"

Развитие способности к эмоционально-целостному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями,...

Рабочая программа кружка " В стране рукоделия" 1 год обучения. Календарно - тематическое планирование.Дополнительное образование.

Рабочая программа кружка " В стране рукоделия" 1 год обучения. Календарно - тематическое планирование.Дополнительное образование....

Рабочая программа кружка " В стране рукоделия" 2 год обучения. Календарно - тематическое планирование.Дополнительное образование.

Рабочая программа кружка " В стране рукоделия" 2 год обучения. Календарно - тематическое планирование.Дополнительное образование....