Технологическая карта открытого урока ИЗО 2 класс по теме: "Портрет".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Сурина Екатерина Викторовна

Технологическая карта открытого урока ИЗО 2 класс по теме: "Портрет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_izo_moy.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ИЗО

во 2 классе

по теме «Портрет».

Сурина Екатерина Викторовна

                                                               учитель начальных классов

                                            МБОУ НОШ 39

                                          г. Белореченск

Тема урока:  ПОРТРЕТ.

Цели 
деятельности
педагога

Познакомить обучающихся с историей портрета, термином «автопортрет»; расширить представление о портрете как жанре изобразительного искусства, учить рисовать портреты с соблюдением пропорций; способствовать развитию наблюдательности, самостоятельности, уверенности в своих силах, умения анализировать; содействовать воспитанию интереса к предмету

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический методы; индивидуальная, фронтальная формы работы

Основные понятия

Портрет, автопортрет

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация по теме, репродукции картин, образец педагогического рисунка

Оборудование

Бумага, краски, карандаши, запись музыкальных произведений (М. Глинка «Петя и волк» (тема Пети), А. Даргомыжский «Старый квартал») 

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: имеют представление об истории портрета как жанра изобразительного искусства; владеют навыками работы различными графическими материалами, красками; научатся рисовать портрет или автопортрет, самостоятельно решать творческие задачи, подбирать цветовую гамму, смешивать краски для получения нужных оттенков.

Личностные: проявляют устойчивый интерес к изобразительному творчеству, способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.

Метапредметные результаты:

познавательные: находят необходимую информацию в разных источниках, наблюдают, анализируют информацию, делают выводы;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, определяют в диалоге с учителем успешность выполнения задания;

коммуникативные: рассуждают, формулируют ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы
организации
совзаимо-действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

Сообщение темы урока

-Здравствуйте, ребята!

-Будем рисовать сейчас!

Где тут кисточки у нас?

Вот они! Стоят так дружно!

Из пяти одну взять нужно.

Эта кисточка толста.

Эта, как кусок хвоста,

Эта вовсе как мочалка,

Эту новенькую жалко!

А вот эта хороша,

Для любого удальца.

Проверяет готовность обучающихся
к уроку.

Приветство-вать учителя

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Устные ответы

II. Изучение нового материа

ла

Сообщение
теоретических сведений.

Портрет.

Просмотр мультимедийной презентации

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, послушайте и вы узнаете тему  нашего урока на сегодня.

Если видишь, что с картины 
Смотрит кто-нибудь на нас- 
Или принц в плаще старинном, 
Или в робе верхолаз, 
Летчик или балерина, 
Или Колька, твой сосед,- 
Обязательно картина называется …!

- Верно и тема нашего урока «Портрет как жанр искусства»

– Сегодня на уроке мы будем рисовать портрет. Это занятие интересное и сложное. Ведь если вы не совсем точно нарисуете пейзаж, этого могут и не заметить, а портрет всегда можно сравнить с оригиналом и сказать, получился он или нет. Поэтому мы не раз будем возвращаться к этому жанру и учиться рисовать портрет по всем правилам

– Что означает слово «портрет»? Существует немало разновидностей портретов. Как видите, есть портреты в полный рост, есть погрудные, парадные и камерные и т. п. Но среди всего этого многообразия выделяется такой вид, как автопортрет. Что обозначает этот термин? Автопортрет – это портрет художника, выполненный им самим. Портрет является прекрасным источником знаний о людях, живущих в разное время, как и письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека

портрет

Слушают учителя, смотрят презентацию, анализируют информацию, отвечают на вопросы

изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности: строение лица, черты характера.

Фронтальная

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, осуществляют анализ информации, умеют наблюдать

Устные ответы

Анализ произведений
живописи.

Просмотр мультимедийной презентации

- Давайте с вами рассмотрим некоторые репродукции и постараемся увидеть, что же хотел передать зрителю художник. Перед вами некоторые иллюстрации с репродукциями картин известных художников.

- Картина итальянского художника Гирландайо «Портрет старика с внуком».

Посмотрите, кто же изображен на портрете?

- А как вы думаете, что может сравнивать автор в этом портрете?

- Как вы думаете сильно ли они отличаются от современных детушек с их любимыми внуками?

- А вот картина В. Серова «Девочка с персиками». Художник написал эту картину в 1887 году.

- Что расположено в центре портрета?

- А как вы думаете в какое время года написан этот портрет?

- Почему вы так подумали?

 Какое настроение у вас возникает тогда, когда вы смотрите на этот портрет?

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают картины, рассуждают, делают выводы.

Рассматривают портреты других выдающихся художников и рас-сказывают
об изображен-ном человеке, его характере, увлечениях

-

 Девочка.

- Ранняя осень

На столе ле-жат осенние желтые лис-тья, а погода за окном еще солнечная.

- Солнечное, радостное.

Фронтальная

Познавательные: осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения нового знания; умеют наблюдать, анализировать информацию.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов

Устные ответы

Прослушивание музыкальных произведений и стихотворений

Предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике (с. 76–77), прослушать музыкальные произведения (М. Глинка «Петя и волк» (тема Пети), А. Даргомыжский «Старый квартал») и описать портреты героев, созданные композиторами, прочитать стихотворения М. Левиной «Митя», А. Толстого «Илья Муромец»

Слушают музыку, стихотворения

Фронтальная

Коммуникативные: слушают учителя, вступают
в учебное сотрудничество.

Личностные: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов

Устные ответы

Физкульт-
минутка

Проводит физкультминутку.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту – плюх!

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положи-тельно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Дейст-вия согласно инструкции учителя

III. Творческая практическая
деятельность

Беседа «Что мы будем рисовать». Демонстрация приемов работы

– Итак, сегодня вы будете рисовать своего родственника или автопортрет. С чего же начинается работа над портретом? Конечно, с изучения натуры, то есть того человека, которого художник хочет изобразить.

Демонстрирует приемы рисования портрета.

– Начинаем рисовать портрет карандашом. Черты лица изображаются в виде геометрических фигур, затем выделяются карандашом расстояние между глазами, ртом и носом, подбородком и ртом и т. д. Очень важно соблюдать пропорции – размеры частей лица относительно друг друга. Затем обрисовывается контур лица, при этом важно, чтобы он не занимал весь лист. Но и не следует делать его слишком маленьким, чтобы удобнее было рисовать глаза, нос и губы. Далее лицу придается объем с помощью цветовых оттенков

Слушают учителя, анализируют информацию, проговаривают вслух последовательность производимых действий; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы.

Анализируют готовый ри-сунок

Фронтальная

Познавательные: осуществляют анализ рисунка, умеют наблюдать.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность.

Коммуникативные: слушают учителя, вступают в учебное сотрудничество.

Личностные: соблюдают правила поведения
во время уроков

Устные ответы

Выполнение творческого задания: рисование портрета или авто-
портрета

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания

Выполняют задание

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выполняют творческие задания.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия

Рисование красками

IV. Итоги урока.
Рефлексия

Выставка работ обучающихся. Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценивание результатов работы

В процессе просмотра работ организует их обсуждение, беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

– Какое у вас сейчас настроение?

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища о готовом рисунке.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников.

Коммуникативные:
формулируют ответы
на вопросы

Оцени-

вание обучаю-щихся
за работу
на уроке. Устные ответы

V. Домашнее задание

Работа по учебнику (с. 74–79). Нахождение
в журнале фотопортретов людей в исторических костюмах и составление из них коллажа

Задает домашнее задание

Слушают учителя

Индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Ресурсный материал

Словесно-иллюстративный рассказ «История портрета»

Портретный жанр – один из древнейших. Первые портреты встречаются в Древнем Египте. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться там навечно. Одним из самых известных является портрет Нефертити (около 1360 года до н. э.).

Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками. Древние греки создавали в основном скульптурные портреты, изображенные люди напоминали богов и героев из мифов. Древний Рим подарил нам первые психологические портреты. Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным (мифологическим), например живопись С. Боттичелли, А. Дюрера.

Мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.

Тогда же впервые появляется автопортрет. Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего Веласкес. Первые портреты в России назывались «парсуны».

Расцвет портретного искусства в России приходится на XVIII век.

Портрет неизвестной крестьянки кисти И. Аргунова показывает нам природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности.

Рокотов Ф., Левицкий Д., Боровиковский В. прославили XVIII век в России, создав великолепные портреты аристократов.

Русские художники XIX–XX веков обратились к портретам людей, прославившихся не знатностью, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...

Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».

Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...

Технологическая карта открытого урока 1 класс "Число и цифра 9"

Технологическая карта урока математики в 1 классе...

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Слова - антонимы»....