Конспект урока по изобразительному искусству "Изображение по памяти и наблюдению. В яркий солнечный день." 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Волженина Светлана Анатольевна

Конспект урока по изобразительному искусству "Изображение по памяти и наблюдению. В яркий солнечный день." 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_otkryty_urok.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству

во 2 классе

Тема: «Изображение по памяти и наблюдению. В яркий солнечный день.»

Тип урока: комбинированный

Вид деятельности: тематическое рисование

Цель урока: Научить изображать закат солнца над морем,  используя разные приемы рисования.

Задачи: 

Обучающие: 

  • Познакомить с творчеством художников второй половины XIX века, реалистической школы живописи и  импрессионизмом;
  • Научить работать в технике «заливка» и «раздельный мазок».

Развивающие: 

  • Формировать умение строить пейзажное пространство с учетом знаний элементарной перспективы;
  • Развитие изобразительных навыков, образного представления.

Воспитывающие:

  • Воспитывать у учащихся чувство наслаждения от созерцания красоты цвета, ритмов в природе и произведениях искусства;
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.              

Оборудование:

Для учителя: репродукции картин, компьютер.

Для учащихся: Лист белой бумаги, формат А3 (у меня - бумага для акварели)Гуашь: желтая, оранжевая, красная, рубиновая, фиолетовая, черная ( гуашь должна быть « живая», т.е. мягкая, консистенции сметаны).
Кисти (я использую синтетические кисти №3 и №1, остренькие)
Баночка с водой. 

Дидактическое обеспечение урока:

  • зрительный ряд : Репродукции картин художников:

И. Левитан – «Золотая осень»;

И. Шишкин  « На севере диком»;

А. Куинджи – «Березовая роща»;

И. Грабарь «Февральская лазурь»;

  • музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков. Окиян-сине море, Шехеразада; М. Чюрленис. Начало симфонической поэмы «Море».

Опорные знания и умения : локальный цвет, цвета тёплые и холодные, глухие и звонкие, смешивание имеющихся цветов для получения новых оттенков, добавление чёрной краски для приглушения цвета, работа с палитрой.

Новые понятия: цветовое пятно, цветовое богатство пятна.

Предварительная работа: вспомнить или найти стихотворение, в котором описан пейзаж в определенном состоянии (бурный, тихий, спокойный, грустный). Посмотреть в иллюстрациях к детским книгам, в альбомах по искусству, как изображены разные состояния природы.

Список учебно-методической литературы:

  1. Коротеева Е.И.Изобразительное искусство: Искусство и ты: 2 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского- 144 с.: ил. - Обл.
  2. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др.
    Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы / Под. Ред. Б. М. Неменского- 240 с.: ил. – Обл.
      

 

                                    ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент

Ну, ребята, чур, молчок. 
Начинается урок. 
Проверь, дружок,
 
Готов ли ты
 начать урок? 
Всё на месте, всё в
 порядке: 
Альбомы, краски и карандаши?
 

  1. Объяснение по теме урока

Беседа по теме урока.

- Ребята, давайте вспомним времена года, и краски природы в каждом времени года.

- Какие цвета преобладают в это время года? Это «теплые» или «холодные» цвета?

- А какие цвета преобладают в зимнем пейзаже? Это «теплые» или «холодные» цвета?

- Какие изменения происходят в природе весной? Каких цветовых сочетаний больше в каждом месяце весны?

- А какие краски, цветовые сочетания преобладают в летнем пейзаже?

- Какое время года тебе ближе и почему?

Красоту природы   поты воспевают в стихах, композиторы в музыке, а художники как показывают красоту природы? В живописных  картинах.

 Особый жанр живописи ( изобразительного искусства), в котором    можно показать времена года  - пейзаж.

- Что такое пейзаж?

Пейзаж- переводится с французского как «местность», «страна». Один из видов живописи - изображение природы: лесов, полей, гор и т.д.

   Многие художники стремились показать природу в разное время суток, передать настроение утра, вечера, ночи. Особое внимание освещению – солнцу. Посмотрим, к примеру, на репродукции картин:

 Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900) – русский художник – передвижник, мастер пейзажной живописи. Характерные черты его пейзажа – простота мотива, соединенная с глубоким внутренним содержанием, единством, цельностью. «Весна. Большая вода», «Март»- это ли не поэма о русской весне?

   Шишкин Иван Иванович (1832 – 1898) – русский художник, основоположник русской пейзажной живописи. Ещё с детства сосновые леса наметили основную тему картин Шишкина – тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса», через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, её душевную щедрость и красоту.

  Грабарь Игорь Иммануилович (1871- 1960)  - живописец, реставратор.

«Февральская лазурь» в белоснежном зимнем покрове художник находит поразительное богатство цвета. По поверхности снега бегут голубые, сиренево-синие, розовые, оранжевые блики. Светлые, прозрачные краски передают сияние солнечных лучей в кристаллах снега. Покрытые инеем ветви деревьев образуют искрящийся красными и золотыми блестками кружевной узор.

  Куинджи Архип Иванович (1842 – 1910)  выбрал особую манеру письма, построенную на контрасте света и тени. «Березовая роща» невероятно яркий солнечный свет заливает зеленую поляну, подчеркивая контрастность освещенных и затененных участков

 Какие замечательные картины природы в период восхода или заката солнца! Словно в зеркале отражается в воде его свет.

- На что похоже отражение солнца в воде? (Дорожка) 

Упражнения.

  • Заливка неба.

Квадрат залить красным, желтым ,синим цветами.

Изображение 021

  • Раздельный мазок. Изображение глади воды.

    Картины, написанные мазками, эмоциональны, полны экспрессии. Они создают ощущение мимолетности, неуловимости. Эта техника прекрасно подходит для передачи настроения, состояния художника. Работы, выполненные мазками, смотрятся очень живо, эмоционально взаимодействуя со зрителем. Такое направление в живописи назвали живописью впечатлений, по-французски «импрессионизм».

Посмотрите на работу французского художника А. Дерена « главные часы». Где художник очень хорошо изобразил гладь воды приемом раздельного мазка. По законам перспективы, чем ближе к линии горизонта, тем краски бледнее, а чем ближе к зрителю, на первом плане, краски ярче.

Изображение 022

Физминутка.

Самостоятельная  работа. 

Всегда любила наблюдать закат.
По небу солнце разливает краски.
Сегодня, как и много лет назад,
Я снова окунаюсь в эту сказку.  

Начинаем рисовать: 
1. Чуть выше середины листа карандашом проводим линию горизонта. 
2. Рисуем солнце. Солнышко прячется за морем и похоже на полукруг. Изображаем лучи. 
3. Открываем краски для рисования и начинаем творить. Подберём голубой цвет, перемешивая синюю и белую краски. Размашистыми мазками по ширине закрашиваем бумагу, не оставляя белых пробелов.

4. Смешиваем жёлтую и красную гуашь, получая оранжевый колер. Совершаем мазок отделяющий солнце от моря.
5. Обводим солнце и закрашиваем. Следите, чтобы ребёнок, рисуя мазок, отрывал кисть от листа.
6. Разбавим белую краску с оранжевой и нарисуем солнечные лучи. 

7. Делаем короткие мазки, между нарисованными лучами.
8. Разбавляем синюю краску белой и рисуем небо. Мазки должны являться продолжением направления лучей.

9. Рисуем горизонтальные мазки.

 10. Более светлым оттенком синей гуаши рисуем короткие мазки. Они могут находить на другие, это не страшно. Помните, для получения красивого рисунка, необходимо каждый последующий мазок наносить среди нарисованных. Для ощущения лёгкости делайте их разными.

 1. Добавляем фиолетовые мазки справа, они располагаются довольно близко, местами задевая соседей. Поставьте слева несколько мазков.

12. Поменяйте воду, помойте кисть и палитру. Рисуем пару мазков на солнце тёмно-оранжевой краской и один лучик.
13. Обводим светило белой гуашью и рисуем маленькие лучики. Дорисовываем окончательный вид красными мазками.
14. Рисуем отражение света под солнцем.
15. Хорошо промыв кисть, набираем из банки жёлтую гуашь и рисуем, чередуя лучики различной длины. Мазки частично покрывают белую обводку солнца. 

4. Итог урока.

Я обожаю красоту заката...
Особенно когда он на воде...
Блеск волн горящих дивного наката...
Всё воскрешает лучшее во мне...
Захватывает дух от наважденья...
И сердце от блаженства всё поёт...
Для тела - это просо искушенье...
Его на подвиг издали зовёт...
Нельзя красой такою насладиться...
Закат на море - это Рай Земной...
Не замечая можно, так влюбиться...
И заболеть всей этой красотой...
Люблю заката дивные свеченья...
Закат и вправду стал мне, как родной...
Откину, уберу я все сомненья...
Всей полюбил закат своей душой
(Владислав Амелин)

- Какое состояние природы мы с вами сегодня изображали?

- Какими художественными приемами нам удалось это сделать?

  Анализ детских работ.

Критерии оценки :

«5»- задание выполнено полностью, новая техника освоена, работа грамотно закомпанована на листе, работа выполнена аккуратно; ребёнок принимал активное участие в ходе урока, давал правильные ответы на вопросы учителя, дополнял ответы др. учащихся;

«4» -  задание выполнено полностью, новая техника освоена в ходе выполнения работы, работа грамотно закомпанована на листе, работа выполнена с небольшими погрешностями в аккуратности; ребёнок принимал активное участие в ходе урока, отвечал на вопросы учителя;

«3»- задание выполнено частично, новая техника не совсем освоена, работа грамотно закомпанована на листе, работа выполнена не очень аккуратно, ребёнок принимал участие в ходе урока, но неверно отвечал на вопросы учителя;

«2» - к выполнению задания ребёнок приступил, но большую часть не выполнил, новая техника не освоена, работа не закомпанована на листе, работа выполнена неаккуратно ,ребёнок не принимал участие в ходе урока, не отвечал на вопросы учителя;

5. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПРОГРАММА Т.Я. ШПИКАЛОВОЙ, Л.В. ЕРШОВОЙ, 2 КЛАСС, «ПЕРСПЕКТИВА» ТЕМА УРОКА: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ В СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЕ»

Конспект урока по изобразительному искусству Программа Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, 2 класс, «Перспектива»Тема урока: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ В СЮЖЕТНОЙКОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЕ»...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Человек выражает свои чувства, мысли.. " 2 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Человек выражает свои чувства, мысли.. " 2 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Образ сказочного города (коллективная работа)" 3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Образ сказочного города (коллективная работа)" 3 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству "Волшебная чёрная. Добавление чёрной краски. Тяжёлые цвета", 2 класс

Тема урока: "Волшебная чёрная. Добавление чёрной краски. Тяжёлые цвета"                                ...

Конспект урока по изобразительному искусству" Музей в жизни города"(УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству" "(УМК "Школа России", 3 класс)...