Главные вкладки

    Конспект урока по изобразительному искусству "Художник и музей. Музеи народного искусства. Эскиз росписи матрёшки"
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

    Немешаева Полина Николаевна

    Тема: "Художник и музей. Музеи народного искусства. Эскиз росписи матрёшки"

    Класс: 3

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                             

          дата урока:   27.04.18                                                                                                                                                               учитель: Белоногова И.В.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

    школа: № 144       класс:  3-м                                                                                                                                                  методист: Подгорская Т.А.

               № урока:  6          время:    12.15 – 12.55                                                                                                                                студент:  Немешаева П.                                                                                                                                      

                                                                             Конспект урока изоискусства

    Тема урока: Художник и музей. Музеи народного искусства. Эскиз росписи матрёшки.                                            

     

    Цели деятельности учителя:

        - ознакомить с историей возникновения матрешки;

        - учить изготовлять узор для наряда матрешки;

        - воспитывать бережное отношение к искусству.

    Планируемые результаты:

    личностные:

    - понимание требований, предъявляемых учителем;     

    -стремление выполнить качественную работу.

    предметные:         

     - использование приёмов вырезания изображений по шаблону;

    -  применение жизненного опыта и логического мышления для ответов на вопросы.

             

    Тип урока: открытие нового знания

           

    Оборудование урока:     для   учителя: учебник «Изобразительное искусство», 3 класс, Горяева Н.А.; презентация, проектор

                                               для учащихся: цветная бумага, краски, кисти, ножницы                                  

     

    Словарная работа: матрешка (Тверская, Семеновская, Вятская,  Полхов-Майданская, Сергиево-Посадская).

    Этап, время

    Методы, приёмы

    Содержание деятельности учителя

    Деятельность учащихся

       УУД

    1.Орг. момент

    15 сек.

    словесный

    -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Николаевна, и сегодня я проведу  у вас урок изобразительного искусства. Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте друг другу хорошей работы!

    приветствовать учителя

    настроиться на урок,

    концентрировать внимание и поведение

    2.Мотивационный

    1-2 мин.

    словесный

    фронтальный опрос

    Актуализация знания и опыта

    - Над какой темой мы работаем в этой четверти на уроках изоискусства?

    Верно! Что нового вы узнали о профессиях? В чем особенности разных профессий?

    активно слушать,

    отвечать  на вопросы, оценивать  свои знания

    -«Художник и музей».

    умение пользоваться полученной информацией

    3.Постановка учебной задачи

    1-2 мин.

    эвристический вопрос,

    наглядный

    Подведение к определению темы урока .

    -  Ребята, посмотрите на слайд. Что вы здесь видите?

    - Каким общим словом все это можно объединить?

    Верно! А сейчас, отгадайте загадку.

    В деревянной Машеньке

    Внутри кукла Сашенька.

    Открой куклу Сашеньку,

    А там — крошка Дашенька.

    А в сестрице Дашеньке

    Есть малютка Пашенька.

    -Что же это?

    -Верно, матрешка.

    Предположите, какую тему мы будем изучать?

     -  Какое задание выполним?

    Схема-опора – на слайде.

    Познакомимся _________________________________________  

     Выполним_____________________________________________

    Тема: Народные предметы (Хохлома, Жостово, Дымково)

    Познакомимся: с историей матрешек, их видами.

    Выполним: выполним эскиз матрешки

    самостоятельно или с помощью опоры  формулировать  тему урока, цель

    -Хохлома, Жостово, Дымково

    -Народные предметы.

    умение самостоятельно определять круг  учебных задач

    4.Решение учебной задачи

    30 мин.

    Эвристический, беседа,

    наглядный

    наглядный, словесное пояснение

    демонстрационный,

    практический 

    инструктаж

    самостоятельная

    1. Знакомство с новым материалом-3-4мин.

    -Ребята, попробуйте своими словами сказать, что такое матрешка.

    Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.

    -Ребята, как думаете, почему матрешку так назвали?

    Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». 

    Матрешки бывают очень разными!

    Тверская разновидность матрёшки. Это самая сказочная и интересная матрёшка, поскольку сами куклы выполнены в виде героев русских народных сказок, таких, как Василиса Премудрая и Прекрасная, Царевна Несмеяна и другие. Каждая последующая кукла, отличается от предыдущей, поэтому вовнутрь матрёшки будет интересно заглянуть любому ребёнку и взрослому. Бывают матрешки больших размеров, а бывают и крохотных, всё зависит от уровня мастерства изготовителя.

    Семёновская разновидность матрёшки.  Такая матрёшка – настоящая сельчанка, с расписным платком и цветочным платьем. Такие виды матрёшек подойдут для творчества, поскольку не требуют выполнения чётких правил росписи.

    Вятская разновидность матрёшки. Особенностью данного рода куклы является её украшение, и это не только сложные и аккуратные рисунки, но и использование такого материала, как ржаная солома, что клеится поверх краски, создавая неповторимый костюм. Самостоятельно раскрасить и «одеть» куклу, может только настоящийиумелец.

    Полхов-Майданская разновидность матрёшки. Этот вид куклы очень интересный, мастеров выгодно отличает от всех остальных, разнообразие росписи игрушки. Существует несколько разновидностей раскрашивания, это – цветы наводкой и без, а так же рисунки, выполненные под масло. Такие виды матрёшек делают исключительно в городе Полхово-Майданске. Ещё одной особенностью данного рода куклы, является её форма.

    Сергиево-посадские разновидности матрёшек. Такие виды матрёшек называют ещё загорскими. Уникальность этой куклы состоит в том, что  расписана она в интересной манере, простой, но и одновременно изысканной. Кукла одета в платок, из-под которого можно заметить выступающую прядь волос. Она раскрашена гуашью, имеется красивый сарафан и рубашка, довольно лаконичный, без масштабных цветов, а с простой змейкой. На такого рода куклах, обычно, рисуют и передник. Загорская матрёшка – простая русская девушка, без лишнего лоска.

    После росписи красками, матрёшки стоят до полного высыхания, после чего вскрывают слоем лака. Этот сувенир может простоять долго, поскольку защищён дополнительным покрытием.

    -Ребята, кого олицетворяют матрешки?

    Матрешка олицетворяет русских женщин, красивых от природы, без дополнительных элементов.

    -Как вы думаете, какое у нее настроение?

    -Верно, за счет ярких красок и большого количества узоров, наша всегда в хорошем настроении.

    2). Анализ изделий (образов, композиций) -2-3 мин.

    -Ребята, посмотрите внимательно на матрешку. Какие части фигуры вы можете выделить?

    Верно! Матрешка может быть украшена различными способами, она обязательно будет яркой и красочной.

    Педагогический показ приёмов выполнения задания-3-4мин.

    -Посмотрите, у вас на столах лежат шаблоны. Смотрите на то, что я делаю очень внимательно! Рисуем вместе.

    1 этап – сначала мы черным фломастером наносим части матрешки – лицо, платок, ручки, фартук.

    2 этап – а сейчас, давайте окрасим фон нашего платка. Не забывайте, что он должен быть ярким.

    Украшение вы продолжите сами. Сейчас наносим узор – цветок, листья, ягоды…

    4). Постановка творческой задачи- 15 сек.

    -А сейчас приступаем к выполнению работы.

    Главное, придумать узор из цветов и ягод. Желаю вам успешной работы, проявите оригинальность!

    5). Самостоятельная практическая работа учащихся -20мин.

    (на фоне играет русская народная музыка)

    - Поощрение  всех учащихся.

    - Демонстрация лучших работ классу с анализом достоинств.

    наблюдать  за объектами;

    высказываться по теме;

    аргументировать  свое мнение;

    анализировать особенности объекта;

    под руководством учителя или самостоятельно выявлять особенности композиции, характеристик объекта

    наблюдать, запоминать порядок выполнения задания

    слушать,

    воспринимать задание

    выполнять задание соблюдать требования, проявлять творчество

    умение наблюдать, делать выводы,

    умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

    умение проводить анализ, выявлять общее, типичное, частное в  объекте  

    умение следить и усваивать практические приёмы работы

    умение принимать учебную задачу

    умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания

    5. Итог урока

    Рефлексия

    4-5 мин.

    Словесный

    демонстрационный

    1). Итоги темы-

    -Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

    -Верно, о матрешках. Какие матрешки бывают?

    -Из каких элементов состоит матрешка?

    Молодцы!

    2).  Итоги практической работы –

    Выставка всех работ - осмотр  и анализ, оценка качества выполнения задания. Рекомендуется учить проводить  анализ отдельных учащихся, включать самоанализ 2-3  учащихся.

    осматривать  выставку,

    анализировать качество выполнения задания;

    оценивать достижения свои и товарищей

    умение анализировать результаты труда своего и одноклассников


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по изобразительному искусству, 3 класс. Тема: Учимся видеть. Русский музей.

    Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образова...

    Конспект урока по изобразительной деятельности. "Орнамент в русском народном костюме" УМК Школа 2100. 4 класс

    Тема урока ___ Орнамент в русском народном костюме Тип урока____ Урок изучения нового материала Цель урока: познакомить с особенностями национального костюма и ролью орнамента в нем; научить...

    Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс на тему: "Музей в жизни города"

    Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б. М. Неменского на тему: «Музей в жизни города»...

    Конспект урока по изобразительному искусству" Музей в жизни города"(УМК "Школа России", 3 класс)

    Конспект урока по изобразительному искусству" "(УМК "Школа России", 3 класс)...

    Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Музеи искусства. Картина-натюрморт «Русская старина»" 3 класс, Неменский Б.М.

    Цели деятельности учителя: формирование знаний о натюрморте; формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов....

    Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: «Музеи в жизни города»

    Цель деятельности учителя: -Знакомство с музеями родного города, воспитание эстетического отношения к культуре.Планируемые результаты:         ...

    Конспект урока по изобразительному искусству "Музей в жизни города" 3 класс

    Конспект урока по изобразительному искусству "Музей в жизни города" 3 класс...