Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу «Волшебная кисточка»
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Михеева Лилия Ивановна

Тема : «Элементы хохломской росписи»

Цель: познакомить детей с особенностями Хохломской росписи, сформировать навыки составления и выполнения декоративного травного узора, приемов кистевой росписи, воспитывать интерес к народному творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.docx151.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу «Волшебная  кисточка»

Тема : «Элементы хохломской росписи»

Цель: познакомить детей с особенностями Хохломской росписи, сформировать навыки составления и выполнения декоративного травного узора, приемов кистевой росписи, воспитывать интерес к народному творчеству.

 Задачи:

-знакомство с хохломской росписью, историей возникновения промысла.

-овладение приемами хохломской росписи при выполнении практических заданий, выстраивание орнаментальной композиции.

Тип занятия: занятие по типу  урока «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

 Предметные:

  • Познакомить   с элементами  хохломской  росписи.
  • Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам Хохломской  росписи.
  • Воспитывать интерес к искусству  Хохломской росписи, уважение к творческому наследию.
  • Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

  Личностные УУД:

  • Способствовать развитию речи учащихся.
  • Способствовать овладению  различными  приёмами  и  техниками  изобразительной  деятельности.
  • Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд, проявлять навыки самоконтроля.

  Метапредметные:

 Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;  
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Ход  занятия

Этапы   урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

УУД

 I. Организационный момент.  

- Здравствуйте, ребята.

Порядок на столе.

Порядок в голове.

К занятью все готовы. Все!!!

- Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность:    лист бумаги, краски, кисти, воду.

Настраиваются на занятие                               

Регулятивные правильность выбора учебных принадлежностей

II.  Актуализация знаний.  

- Хохломская роспись

 Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи-перелески.

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной –

 Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели

 В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома!

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

-Какие картины вы себе представили?

-Какие цвета вы бы использовали для написания ваших картин?

-О каком русском промысле сочинил свое стихотворение поэт П. Синявский?

 

Высказывают  предположения.

- На иллюстрациях изображены  ложки, разделочные  доски, бочонки.

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные

Развивать способности смыслового восприятия текста

Регулятивные                         В сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

III. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

-Сегодня мы продолжим знакомство с хохломской росписью и вы научитесь рисовать несколько основных элементов росписи.

Формулируют тему занятия

- Сегодня на занятии мы будем  выполнять  элементы хохломской   росписи

Регулятивные  

    Уметь в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи

IV. Объяснение нового материала.

-Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают эти предметы? Вслушайтесь в само слово «Хохлома». Здесь слышны и радостное «хо» и восхищенное «ох».

- Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. А кто же сотворил это чудо? Мастера-умельцы из русских деревень Нижегородской области. Свой золоченый товар привозили на ярмарку в Хохлому, отсюда и пошло название - «Хохломская роспись».

-Разное сказывают люди о появлении золоченой посуды. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой веселый мужичек-умелец. Избу себе поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Благо - лес кругом был. Варил он себе кашу пшенную и птицам не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Коснулась Жар- птица своим золотым крылом чашки с кашей - и стала она золотой!

Это, конечно, легенда, сказка, но разве не из сказки пришла к нам эта рукотворная сказочная красота?

А на самом деле, как же изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас?

-Давайте познакомимся с процессом изготовления хохломской посуды. Работаем в группах

1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают.

2Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.

3. Пропитка льняным маслом, сушка.

4. Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.

  1. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.

6.  Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Девой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию.

7Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый

-Какой мы можем сделать вывод?

- Теперь вы знаете, почему Хохлому называют золотой .А теперь ребята  вам расскажут, откуда у неё это веселое название «Хохлома».

-Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники?

- Какие основные цвета в росписи?

- Почему именно эти цвета?

- Какие чувства символизируют эти цвета?

- Главный элемент росписи - травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.

Слушают учителя

Работают в группах, читают текст, рассматривают иллюстрации, составляют план, объясняют каждый пункт плана.

 

Выступление ответственного в группе

Делают вывод:

-Какой трудоемкий и долгий процесс проходит посуда, прежде чем попасть к людям.

Под народную музыку, в костюмах.

Ученик 1: - Хохлома - это большое торговое село. Из разных деревень везли туда купцы и ремесленники свой товар.

Ученик 2: - Катят груженые подводы, погромыхивает деревянный товар, везут расписную посуду в Хохлому на ярмарку.

Ученик 1: - Гудит, шумит ярмарка. Кричат зазывалы.

Ученик 2: - Кому посуда для кашки-окрошки?

Ученик 1: - Чудо-блюда, да чашки-ложки!

Ученик 2: - Откуда посуда?

Ученик 1: - К вам приехала сама золотая Хохлома!

Ученик 2: - Так и повелось, Хохлома да Хохлома! И по сей день зовут эту расписную золоченую утварь Хохломской

Рассматривают изделия из хохломы, выделяют элементы орнамента, цвет

-Травной, растительный: видны листья, ветви, цветы, ягоды и т.д

- Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый

Высказывают предположения

- Цвета природы

- Красный - радость, золотой – тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный - торжественность.

Познавательные

Ознакомиться  с народным промыслом, мастерами  которые создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства)

Личностные                    Развитие эстетических чувств

Коммуникативные

Умение слушать и понимать речь других

Умение договариваться, находить общее решение

VI.  Физкультминутка и гимнастика для рук

 

 

Выполняют   упражнения  за  учителем.

Регулятивные  

Уметь осуществлять пошаговый  контроль  своих  действий, ориентируясь на  показ  движений  учителем

V.  Упражнение в изображении отдельных элементов “травного” узора хохломской росписи.

- Рисование основного элемента - криуля, он рисуется с помощью завитков. На следующем этапе добавляются «капельки», «осочки», «травинки», образуются «кустики». Продолжая таким образом, создается орнамент.

http://www.playing-field.ru/img/2015/051904/2452387

Наблюдают за действиями учителя

Регулятивные  

Развить умение принимать и сохранять информацию,  планируя свои действия в соответствии с ней

Познавательные Ознакомиться с отдельными   элементами   “травного” узора хохломской росписи.

Личностные

Уметь осмыслить темы нового материала  и основных вопросов, подлежащих усвоению;

применение на практике и последующее повторение нового материала

VII.  Самостоятельная работа учащихся.

 

-Ребята, закройте глаза, послушайте стихотворение и возможно поэтические образы помогут вам в работе.

Удивляя,

 Прорастая,

 Как-то праздно жива

 Молодая, непростая,

 Черно-красная трава,

 Листья, ягоды, цветы

 И вдыхая красоту

 Входим в царство -

 В мир волшебной хохломы.

 А  теперь  мы  представим себя мастерами – художниками.

 С  помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами.

Под музыку дети расписывают шаблоны посуды.

Выполняют работу самостоятельно. Рисование  акварельными  красками.

Регулятивные                   Умение работать по образцу

Личностные

Умение составить свой узор

Коммуникативные

 Уметь общаться с соседом по парте.

VIII.   Итог  занятия. Рефлексия.  

-Продолжите высказывания:  Сегодня на занятии я:

  • Научился …                               
  • было интересно…
  • было трудно…
  • теперь я могу…
  • я научилась…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

 Оценивают своё настроение, свою работу

Коммуникативные 

Уметь дать оценку и самооценку учебной деятельности,

обобщение и систематизация знаний, выражение  своих эмоции по поводу урока