IV. Объяснение нового материала.
| -Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают эти предметы? Вслушайтесь в само слово «Хохлома». Здесь слышны и радостное «хо» и восхищенное «ох». - Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. А кто же сотворил это чудо? Мастера-умельцы из русских деревень Нижегородской области. Свой золоченый товар привозили на ярмарку в Хохлому, отсюда и пошло название - «Хохломская роспись». -Разное сказывают люди о появлении золоченой посуды. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой веселый мужичек-умелец. Избу себе поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Благо - лес кругом был. Варил он себе кашу пшенную и птицам не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Коснулась Жар- птица своим золотым крылом чашки с кашей - и стала она золотой! Это, конечно, легенда, сказка, но разве не из сказки пришла к нам эта рукотворная сказочная красота? А на самом деле, как же изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас?
-Давайте познакомимся с процессом изготовления хохломской посуды. Работаем в группах
1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают. 2Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов. 3. Пропитка льняным маслом, сушка. 4. Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов. - Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.
6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Девой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию. 7Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый
-Какой мы можем сделать вывод?
- Теперь вы знаете, почему Хохлому называют золотой .А теперь ребята вам расскажут, откуда у неё это веселое название «Хохлома».
-Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники?
- Какие основные цвета в росписи?
- Почему именно эти цвета?
- Какие чувства символизируют эти цвета?
- Главный элемент росписи - травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.
| Слушают учителя
Работают в группах, читают текст, рассматривают иллюстрации, составляют план, объясняют каждый пункт плана.
Выступление ответственного в группе
Делают вывод: -Какой трудоемкий и долгий процесс проходит посуда, прежде чем попасть к людям.
Под народную музыку, в костюмах. Ученик 1: - Хохлома - это большое торговое село. Из разных деревень везли туда купцы и ремесленники свой товар. Ученик 2: - Катят груженые подводы, погромыхивает деревянный товар, везут расписную посуду в Хохлому на ярмарку. Ученик 1: - Гудит, шумит ярмарка. Кричат зазывалы. Ученик 2: - Кому посуда для кашки-окрошки? Ученик 1: - Чудо-блюда, да чашки-ложки! Ученик 2: - Откуда посуда? Ученик 1: - К вам приехала сама золотая Хохлома! Ученик 2: - Так и повелось, Хохлома да Хохлома! И по сей день зовут эту расписную золоченую утварь Хохломской
Рассматривают изделия из хохломы, выделяют элементы орнамента, цвет -Травной, растительный: видны листья, ветви, цветы, ягоды и т.д
- Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый
Высказывают предположения - Цвета природы - Красный - радость, золотой – тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный - торжественность.
| Познавательные Ознакомиться с народным промыслом, мастерами которые создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства)
Личностные Развитие эстетических чувств
Коммуникативные Умение слушать и понимать речь других Умение договариваться, находить общее решение
|
V. Упражнение в изображении отдельных элементов “травного” узора хохломской росписи.
| - Рисование основного элемента - криуля, он рисуется с помощью завитков. На следующем этапе добавляются «капельки», «осочки», «травинки», образуются «кустики». Продолжая таким образом, создается орнамент.
| Наблюдают за действиями учителя | Регулятивные Развить умение принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней Познавательные Ознакомиться с отдельными элементами “травного” узора хохломской росписи. Личностные Уметь осмыслить темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала |
VII. Самостоятельная работа учащихся.
| -Ребята, закройте глаза, послушайте стихотворение и возможно поэтические образы помогут вам в работе.
Удивляя, Прорастая, Как-то праздно жива Молодая, непростая, Черно-красная трава, Листья, ягоды, цветы И вдыхая красоту Входим в царство - В мир волшебной хохломы. А теперь мы представим себя мастерами – художниками. С помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами.
Под музыку дети расписывают шаблоны посуды.
|
Выполняют работу самостоятельно. Рисование акварельными красками.
| Регулятивные Умение работать по образцу Личностные Умение составить свой узор
Коммуникативные Уметь общаться с соседом по парте.
|