Технологическая карта урока ИЗО в 4 классе по теме "Пир в теремных палатах (обобщение темы)"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Технологическая карта урока ИЗО в 4 классе по теме "Пир в теремных палатах (обобщение темы)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пир в теремных палатах (обобщение темы)                                                        

Класс: 4

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; продолжают познакомиться с русским деревянным зодчеством.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, терем

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся
к уроку. Вступительное слово.

– «И садятся все за стол; И веселый пир пошел…»

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

                                     А. С. Пушкин

– Как вы думаете, где можно встретить эти строчки?

– Правильно, в сказках. Как правило,
у сказки должен быть счастливый конец, иначе это будет уже не сказка. Порок
должен быть наказан, враг уничтожен, ущерб компенсирован, свадьба слажена.
Праздничным застольем отмечали важные события

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению
о пире, отвечают на вопросы

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение
к русской культуре

II. Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рас-
сказ с элементами беседы по теме «Пир в теремных палатах».

Просмотр мультимедийной презентации «Пир

в теремных палатах».

– В давние времена в княжеских дворцах были большие залы – гридницы. Кровля гридницы высилась на больших деревянных столбах. В гридницах постоянно размещалась или временно собиралась княжеская дружина.

Здесь и проходили пиры.

…И, бедствий празднуя конец,

Владимир в гриднице высокой

Запировал в семье своей.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

А. С. Пушкин, поэма
«Руслан и Людмила»

– Пир всегда был сложным ритуалом, к которому готовились загодя, зачастую составляя для этого специальную роспись.
В пировальной росписи подробно описывали всю процедуру, фамилии и обязанности основных должностных лиц, обеспечивавших пир и прислуживавших за столом, фамилии и порядок размещения приглашенных, меню и порядок подачи кушаний и напитков. Особо украшалась палата, в которой проходил пир, причем зависело это не только от уровня пира, но и от присутствия на нем иностранных гостей. Послам всегда стремились показать богатства царя, поэтому в палате ставились специальные поставцы с драгоценной посудой, которая в ходе пира обычно не использовалась. Стены драпировались коврами, столы накрывались красивыми скатертями, а лавки – вышитыми полавочниками. Царские застолья были очень продолжительными. При Иване Грозном пиры длились по шесть и более часов и завершались далеко за полночь. Количество приглашенных гостей исчислялось сотнями и даже тысячами человек. Распоряжался царской трапезой
дворецкий. Под его началом находилось 200–300 стольников, чашников, прислуживавших за столом. Одетые в парчовые кафтаны, черные лисьи шапки, с золотыми цепями на груди, они несколько раз в течение обеда меняли свои наряды. Каждое блюдо прежде чем попасть на государев стол, проходило тщательную проверку. Первым приготовленное кушанье отведывал повар, затем пробу снимали слуги, приносившие яства из кухни и наконец кравчие, подававшие кушанья царю. То же самое касалось и напитков. Первым блюдом по традиции был жареный лебедь. Целиком приготовленную птицу на золотом подносе вносили в зал и показывали гостям. Затем лебедя уносили, резали на куски, раскладывали по блюдам и подавали гостям.

– Давайте рассмотрим, как художники
изображали пир, на картинах:

К. Маковский «Боярский свадебный

пир в XVII веке»; В. Васнецов «Царевна- лягушка», «Палаты царя Берендея»; А. Рябушкин «Едут!».

– Какая картина и почему вам понравилась больше всего?

Слушают учи-

теля, отвечают на вопросы.

Обсуждают, сравнивают, анализируют.

Отвечают
на вопрос.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

III. Творческая практическая деятельность

Выполнение коллективного панно «Пир в теремных палатах».

Делит учащихся по группам заранее.
Объясняет последовательность выполнения работы.

1-я группа рисует на больших листах интерьер зала – гридницы, декорирует
и украшает ее деталями.

2-я группа рисует выразительные фигуры людей (царя, царицы, бояр, именитых гостей) и аккуратно вклеивает заготовки в панно.

3-я группа выполняет выразительные фигуры прислуги (гусляров, музыкантов, шутов…) и аккуратно вклеивает заготовки в панно.

Необходимо не забывать о перспективном сокращении: на первом плане фигуры людей выше и больше, прорисовка деталей костюма четче, а на заднем плане панно – наоборот

Составляют план работы над панно в группах.

Рисуют красками. Выполняют аппликацию из цветной бумаги

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения панно

 IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка коллективной работы обучающихся

«Пир в теремных палатах», анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли
у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русского пира?

– Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием

Рассматривают выставку, оценивают работу свою
и одноклассников

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ознакомлению с окружающем миром. "Страницы всемирной истории. Обобщение по теме".

Тема: Страницы всемирной истории. Обобщение по теме.Тип: обобщение и контрольЗадачи: Учить обобщать и систематизировать изученный материалУчить выполнять тестовые задания, оценивать свои достиже...

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа" на тему "Второстепенные члены предложения. Определения"

Тип урока: "учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности"Форма урока: урок-путушествиеМежпредметные связи: русский язык и окружающий мир...

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....