Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина – портрет «Мой друг». Работа над композицией (фломастеры на цветной бумаге)» (3 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Нагорнова Милена Ивановна

Тема урока: «Картина – портрет «Мой друг».

Работа над композицией (фломастеры на цветной бумаге)»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать представление, как рисуется портрет человека;

2. Научить выполнять портрет своего сверстника в графике.

Предметные:

1. Знать как рисовать портрет человека в графике;

2. Уметь работать фломастерами, создавать портретные композиции.

Развивающие:

1. Формировать эстетические чувства, художественно – творческое мышление, наблюдательность и фантазию.

2. Развивать способности к творческому самовыражению, навыки работы фломастерами, при создании портрета.

Личностные:

1. Проявлять творческое отношение к процессу обучения;

2. Уметь применять полученные знания в собственной творческой деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать у обучающихся уважения и ценностного отношения к своим сверстникам;

2. Воспитывать аккуратность, внимательность и оригинальность действий.

УМК: 3 класс, 4 четверть, Неменский Б.М. Учебник «ИЗО», фломастеры, цветные листы, учебная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 24.04.2023

Школа: МБОУ «СОШ №108»

Класс: 3 «А»

Урок: 5

Время: 12:05-12:45 08:00-08-40 Кабинет: 27

Студент: Нагорнова Милена

Группа: 41

Учитель: Соболева Евгения Викторовна

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока: «Картина – портрет «Мой друг».

Работа над композицией (фломастеры на цветной бумаге)»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление, как рисуется портрет человека;
  2. Научить выполнять портрет своего сверстника в графике.

Предметные:

  1. Знать как рисовать портрет человека в графике;
  2. Уметь работать фломастерами, создавать портретные композиции.

Развивающие:

  1. Формировать эстетические чувства, художественно – творческое мышление, наблюдательность и фантазию.
  2. Развивать способности к творческому самовыражению, навыки работы фломастерами, при создании портрета.

Личностные:

  1. Проявлять творческое отношение к процессу обучения;
  2. Уметь применять полученные знания в собственной творческой деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у обучающихся уважения и ценностного отношения к своим сверстникам;
  2. Воспитывать аккуратность, внимательность и оригинальность действий.

УМК: 3 класс, 4 четверть, Неменский Б.М. Учебник «ИЗО», фломастеры, цветные листы, учебная презентация.        

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Добрый день! Меня зовут Милена Ивановна. Сегодня у нас предстоит очень серьезная работа, надеюсь мы плодотворно поработаем. Садитесь.

Приветствуют учителя.

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

Презентация

3. Постановка учебной задачи
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа, наглядный

Учитель в занимательной (познавательной) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач

- Над какой темой вы работаете в этой четверти?

- Как связаны эти слова?

- О каких известных музеях нашей страны вы узнали на прошлом уроке?

- Верно. Посмотрите на доску. Скажите, как называются эти картины?

- Верно. А сейчас, я предлагаю вам разгадать ребус. Посмотрите на слайд и скажите какое слово здесь зашифровано?

- Итак, у нас есть два ключевых слова: музей и протрет.

- Предположите, какая тема нашего урока?

- Вы молодцы. Поставьте перед собой цели на этот урок.

Познакомимся… Выполним…

- Верно, вы большие молодцы, давайте же скорее достигать поставленных целей!

 

- «Художник и музей».

- Картины, которые пишут художники, хранятся в музеях.

- Третьяковская галерея, Эрмитаж.

- Картины - портреты.

- Музей.

- В музеях хранятся портреты.

- Сегодня мы познакомимся с картинами - портретами. Выполним портрет человека.

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: воспринимают информацию на слух.

Презентация

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

эвристическая беседа,

 наглядный

игра

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Объяснительно- иллюстративный

4.1. Учитель  организует проблемную (эвристическую)   беседу или полилог по открытию нового знания

- Что называют портретом?

- Верно. Посмотрите на доску. Скажите, какие портреты бывают?

- Вы молодцы. А сейчас посмотрите на эти портреты. Вы узнали кто изображен на них?

- Правильно. На этих портретах художники изобразили сами себя. Как называется портрет, на котором изображен сам автор?

- Все верно.

4.2. Учитель проводит анализ образов (образцов)

В анализе- размер, перспектива, цвет.

- Сегодня, ребята мы будем рисовать с вами портрет. Ваша задача нарисовать своего друга. Но для начала, я покажу вам,  как правильно изобразить портрет человека. Вы рисуете одновременно со мной.

1 этап – Берем лист А4. Серым фломастером в центре листа рисуем голову. Какой формы голова человека?

- Правильно. Итак, в центре листа рисуем голову человека размером с вашу ладонь.

2 этап – Сейчас рисуем шею. Какую форму имеет шея человека?

- Правильно. Какого размера шея? Больше или меньше головы?

- Хорошо. Рисуем вместе со мной шею. Рисуем прямые линии и указываем направление плеч.

3 этап – Сейчас мы изобразим глаза. Какую форму имеют наши глаза?

- Правильно. Обратите внимание, как я рисую глаза. Я делю голову на две равные части и посередине изображаю лодочки глаз.

4 этап – Следующий этап нашей работы – это отделить линией вверху начало роста волос.

5 этап – Следующим изображаем брови. Брови располагаются над глазами.

6 этап – Сейчас нам нужно нарисовать нос. Обратите внимание как я его изображаю. Для начала я делю расстояние от глаз до подбородка пополам. Подчеркиваю кончик носа.

- Затем, мы изображаем уши. Уши рисуются от глаз до кончика носа.

7 этап – Остальные части лица вы нарисуете сами.

4.3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания

- Сядьте удобно, внимательно слушайте и смотрите на меня!

- Сейчас положите фломастеры и внимательно посмотрите, как я изображу волосы. Я наношу их штрихами. Штрихи лежат прямо, либо волнами – обозначая легкие кудри, пышность.

- Цвет волос зависит от того, кого рисовать вы будете. Допустим волосы коричневые. Я меняю цвета для создания оттенков.

- Затем, я обозначу линией костюм – одежду- например, воротник, бант.

- Как я завершаю работу? Как добиваюсь яркости и цветового разнообразия?

- Ребята, скажите, как показать, что вы изображаете именно своего друга?

- Какими особенностями передать это?

- Все верно.

- Портрет – это изображение человека на картине или фотографии.

- Портреты бывают в полный рост, по пояс.

- Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти.

- Это автопортрет.

- Голова человека имеет форму яйца.

- Шея имеет форму цилиндра.

- Меньше и короче головы.

- Форму лодочки.

- Используете разные цвета.

- Цветом и длиной волос, цветом глаз, формой губ, формой лица, одеждой.

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

К: учится работать в коллективе,  прислушиваться к мнению участников

П: учится анализу  образов

Л: учится  планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

Презентация,

Образцы учителя

Технологическая  карта

Образцы учителя

5.Первичное закрепление
0,5  мин

Усвоение нового способа действий

Опрос беседа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его

- Кто помнит, какая главная цель урока?

- Сейчас я предлагаю вам вспомнить, как выглядит ваш друг, приятель, брат или сестра. Нарисуйте его портрет. Постарайтесь передать все особенности, которые присущи человеку, которого вы изображаете.

- Верно, также давайте сразу, определим критерии, по которым будет оцениваться работа. Какие ваши варианты?

- Верно. Все работы должны различаться, быть не похожими друг на друга, ведь каждый из вас может создать своё необычное и оригинальное.

- Все стараемся работать быстро, но аккуратно, чтобы никому не помешать.

- Выполнить портрет.

1.Оригинальность портрета.

2. Разнообразие цвета и штрихов

3. Аккуратность выполнения.

П: учится формулировать учебную задачу

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
20-25  мин


Интериоризация  нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

Выдает вырезанные формы

Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество 

Осуществляет наблюдение и контроль  темпа выполнения задания

Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением

Индивидуально выполняют работу.

Л: учится сохранять учебную задачу

Р: учится выполнять задание  в общем  темпе

Презентация

Музыкальное сопровождение, образцы учителя.

Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос,

Наглядный

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

- Итак, сейчас мы проверим как вы освоили сегодняшнюю тему.

- Как называется картина, на которой изображен человек?

- С какими видами картин – портретов мы сегодня познакомились?

- Какие художники писали автопортреты?

- Картина - портрет.

- В полный рос, лицо, автопортрет и поясной.

- Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти.

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

Презентация

Рефлексия деятельности

3-4  мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический анализ, стимулирование успехов

Учитель организует выставку всех работ учащихся

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ.(Организует самоанализ работ)

- Итак, ребята. Наш урок подходит к концу. Сейчас я предлагаю (одному ученику) пройти по своему ряду и выбрать одну самую аккуратную работу.

- Я предлагаю (второму ученику) пройти по своему ряду и выбрать самую аккуратную и красивую работу.

- Сейчас, расскажите почему именно эта работы вы выбрали. Для ответа используйте опору на доске.

Я выбрал эту работы, потому что в них…

Я считаю эту работу…

- Все ваши работы сделаны очень красиво. Трудно выделить только одну. Вы большие молодцы. На этом наш урок окончен. До свидания!- Я очень рада была с вами поработать. На этом наш урок закончен. До свидания!

Вывешивают свои работы

Оценивают работы своих одноклассников

Оценивают свою деятельность дополняют работу.

Р: учится анализировать собственные результаты и проводить сравнение с образцом

Р: учится пониманию оценки работ по заданным критериям

Л: осуществляет контроль качества выполнения задания

Практические работы учащихся

Презентация.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Задачи урокаДидактические:познакомить с особенностями построения ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображен...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет (Жанр портрета)" (УМК Неменского, 3 класс, Л.А. Неменская)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство с жанром портрета, выполнение работы в жанре портрет.Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить обучающихся с жанром пот...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина-портрет. Изображение женщины» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Картина-портрет. Изображение женщины»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятия о жанре портрета; обучение последовательности в работе над п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина - портрет» (УМК «Перспектива», 3 класс

Тема урока: «Картина - портрет»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрет...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Картина-портрет. Портрет друга" (3 класс, Б.М.Неменский)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портретачеловека в цветной графике.Задачи урока:1. Узнать, как рисовать портрет человека;2. Научить...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет. Портрет сказочного персонажа" (3 класс)

ТИП УРОКА: «открытие» нового знания.ЦЕЛЬ УРОКА: формирование представлений о картине – портрете и обучение рисованию портрета сказочного персонажа.  ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Позн...