НАЦАРАПАННЫЙ ПОДАРОК В ТЕХНИКЕ «ГРАТТАЖ» (исследовательская работа)
проект по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Елена Николаевна Романова

Игры с красками и работа с разным материалом - это две интересные темы для обучающихся начальных классов. Дети становятся активными участниками процесса, интересуются происходящим, что способствует развитию творческих способностей, познавательных интересов, обогащению словарного запаса.

Актуальность данной работы объясняется тем, что данная техника рисования - граттаж - позволяет преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Граттаж помогает фантазировать, почувствовать себя свободным, позволяет создать удивительный мир, необычные подарки своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект Граттаж 842.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Радужнинская школа для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья»

НАЦАРАПАННЫЙ ПОДАРОК В ТЕХНИКЕ «ГРАТТАЖ»

ИСКУССТВО

Исследовательская работа

на школьную учебно-практическую конференцию

Автор:

Моисеенкова Анастасия Алексеевна

обучающаяся 3б класса

Руководитель:

Романова Елена Николаевна

учитель начальных классов

г. Радужный

2024

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        4

1.1.        Анкетирование сверстников        4

1.2.        Понятие техники граттаж        5

1.3.        Виды граттажа        6

По используемым материалам:        6

ГЛАВА 2. РИСУНОК В ТЕХНИКЕ «ГРАТТАЖ»        7

2.1. Теоретическая часть        7

2.1. Практическая часть        9

Заключение        9

Список интернет-источников        10

Приложение 1        11

Приложение 2        13

Приложение 3        14

Введение

Игры с красками и работа с разным материалом - это две интересные темы для обучающихся начальных классов. Дети становятся активными участниками процесса, интересуются происходящим, что способствует развитию творческих способностей, познавательных интересов, обогащению словарного запаса.

Актуальность данной работы объясняется тем, что данная техника рисования - граттаж - позволяет преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Граттаж помогает фантазировать, почувствовать себя свободным, позволяет создать удивительный мир, необычные подарки своими руками.

Цель исследования: выяснить, при каком наборе инструментов и материалов рисунок в технике граттажа наиболее прост в исполнении без потери качества изображения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить доступные материалы, посвященные описанию техники граттажа, а также информацию об истории ее возникновения.
  2. Выполнить рисунки в технике граттажа с использованием различных материалов и инструментов.
  3. Сравнить получившиеся рисунки и материалы, из которых они выполнены, на предмет удобства и простоты исполнения.
  4. Описать проведенный эксперимент и сделать вывод о том, с каким набором инструментов и материалов рисунок в технике граттажа оказался самым легким для исполнения.
  5. Провести среди одноклассников мастер-класс по изготовлению рисунков в технике граттажа, используя самый простой набор инструментов и материалов.

Объект исследования – свойства различных инструментов и материалов, используемых в технике граттажа.

Предмет исследования – эксперимент по выявлению наиболее простого в использовании набора инструментов и материалов для изготовления рисунка в технике граттажа.

Исходя из того, что в Интернет-ресурсах чаще всего рекомендуется именно такой набор инструментов и материалов, я выдвинула следующую гипотезу исследования: самыми доступными и подходящими материалами для более легкого выполнения рисунка в технике граттажа являются картон, восковые мелки, тушь и специальный штихель.

Для проведения исследования в работе будут использованы следующие методы: изучение материалов, наблюдение, сравнение, эксперимент, мастер-класс, обобщение.

Практическая значимость и новизна исследования состоят в том, что результаты нашей работы позволят всем желающим, без профессиональной подготовки, быстро и легко выполнить подарок в технике граттаж, выбрав для этого оптимальный набор инструментов и материалов.

План исследования

Цель: узнать, какие использовать материалы и инструменты для выполнения рисунка в подарок в технике «граттаж» без потери качества изображения.

1. Просмотр интернет-ресурсов по теме.

2. Опыты и эксперименты.

3. Изготовление видеоролика с пошаговым изготовлением рисунка в технике «граттаж».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Анкетирование сверстников

Мне нравится рисовать нетрадиционным способом, поэтому решила выяснить, много ли ребят с такими же интересами? Получить ответ на этот вопрос, решила с помощью проведеного опроса ребят 3б и 4б классов. Задала им вопросы: (Приложение 2)

  1. Любите ли Вы рисовать?
  2. Чем любите рисовать?
  3. Знаете ли Вы что такое «граттаж»?
  4. Умеете ли Вы сами делать основу под граттаж?
  5. Хотите научится новой технике рисования?

Вывод: тема моего исследования интересна ребятам, многие пожелали научиться новой технике рисования «граттаж».

  1. Понятие техники граттаж

Граттаж (с французского языка «граттаж» означает «скрести, царапать») - это способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Другое название техники — воскография.

Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона.

Рисунки в технике граттажа приобрели большую популярность в начале прошлого столетия. Тогда в России стали активно практиковать данную технику для оформления художественных произведений (например, Ф.М.Достоевский «Белые ночи»).

 

До сегодняшнего дня художники охотно используют технику граттажа в журнальной и рекламной иллюстрации. Кстати, есть и вариант обратной техники граттажа - процарапывание темного картона, который сверху покрыт светлой краской.

  1. Виды граттажа

 Работы в технике граттаж можно разделить на несколько основных видов, в зависимости от используемых материалов:

По используемым материалам:

  • Чёрно-белый – основа покрывается воском или парафином, а затем закрашивается верхним слоем чёрной туши или гуаши. Так же можно использовать акриловую краску – она не будет пачкать руки и не боится воды, после высыхания, но при процарапывании могут получиться неровные края линий, поскольку акрил засыхает в виде тонкой полимерной плёнки.

  • Цветной – основа сначала раскрашивается акварельными красками или масляной пастелью (можно воспользоваться восковыми мелками). Если используется акварель, то обязательно наносится слой воска. Затем наносится контрастный верхний слой краски.


По основе грунта делится:

  • Восковая – основа грунтуется воском или парафином.
  • Яичная – основа грунтуется яичным желтком, протёртым через мелкое сито. 

Вывод: мы ознакомились с видами граттажа и определились с основой для картины – восковая и можно начинать творить волшебство.

ГЛАВА 2. РИСУНОК В ТЕХНИКЕ «ГРАТТАЖ»

2.1. Теоретическая часть

Я познакомилась с разнообразной информацией об истории возникновения, видах и о создании граттажа. Так же узнала о способах создания, инструментах и материалах для выполнения рисунков в этой технике. Но оказалось, что на практике не всё, что предлагается для использования – удобно в работе или доступно по цене.

Осваивая нетрадиционную технику рисования, я не просто трогаю руками и познаю разные материалы, но и запоминаю порядок своих действий и сразу вижу результат.

Создание рисунка в технике граттажа выполняется в несколько этапов:

- создание основы,

- нанесение черного фона,

- нанесение контура рисунка,

- процарапывание контура рисунка.

Для того чтобы выяснить, что знают обучающиеся 3б и 4б классов о граттаже, я провела анкетирование. (Вопросы анкеты см. в Приложении 2).

Анкета для обучающихся 3б и 4б классов

  1. Любите ли Вы рисовать?

Да – 9 ч – 100%

Нет – 0 – 0%

  1. Чем любите рисовать?

Карандашами - 3 ч - 33 %

Красками -  2 ч – 22%

Фломастерами – 4 ч – 45%

  1. Знаете ли Вы что такое «граттаж»?

Да – 2 ч – 22%

Нет – 7ч – 78%

  1. Умеете ли Вы сами делать основу под граттаж?

Да – 0ч – 0%

Нет – 9 ч – 100%

  1. Хотите научится новой технике рисования?

Да – 8 ч – 89 %

Нет – 0 – 0%

Не знаю – 1 – 11%

В опросе приняли участие 9 обучающихся (3б и 4б классов) Казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Данные опроса представлены в виде диаграмм (Приложение 3).

Вывод: никто из ребят не знает, что такое «граттаж»; восемь из девяти хотят научиться этой техники рисования (Приложение 3).

2.1. Практическая часть

На каждом этапе работы требуется определенный набор материалов и инструментов.

Так в качестве основы для граттажа я использовала:

- белый картон;

- цветной картон;

- картон с уже готовым изображением (обложка от альбома);

- белый картон, раскрашенный восковыми мелками.

На этапе для закрашивания использовала тушь с хозяйственным мылом.

Для нанесения контура рисунка на черный фон использовала готовый рисунок и деревянную шпажку.

На заключительном этапе создания рисунка в технике граттажа используют острые предметы, такие как деревянная шпажка (зубочистка), специальный штихель или другой удобный инструмент для процарапывания (спица для вязания, шило).

Вывод: провела свое исследование по использованию перечисленных выше материалов и инструментов для выполнения рисунка в подарок в технике граттажа и выяснила: на картоне, раскрашенном восковыми мелками, рисунок наиболее прост в исполнении без потери качества изображения (Приложение 1).

Заключение

Я считаю, что техника граттажа весьма интересна и открывает простор фантазии для создания индивидуальной картины. Эта техника интересна даже тем, кто испытывает трудности в обычном рисовании. Все рисунки получились красивыми, хоть и выполнены черно-белыми красками с использованием тонированной основы. Познакомившись с техникой «граттаж» я считаю, что человеку нужно творить, воплощать в жизнь свои фантазии, радовать себя и своих близких.

 Список интернет-источников

  1. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1296069
  2. https://topgorod.com/stil-zhizni/khobbi-i-uvlecheniya/3795-grattazh-netraditsionnaya-tekhnika-risovaniya.html
  3. https://fb.ru/article/145394/netraditsionnaya-tehnika-risovaniya-grattaj
  4. https://yandex.ru/video/preview/4654250645909141614
  5. https://yandex.ru/video/preview/17286997054689494594
  6. https://infourok.ru/material.html?mid=40614 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Космический пейзаж в технике граттаж

Урок изобразительного искусства с использованием нетрадиционной техники рисования....

"Знакомство с техникой Граттаж" занятие кружка

Открытое занятие кружка «Пером и кистью»Тема «Знакомство с техникой граттаж»Педагог: Макарова Е.Л.Дата проведения: 29.01.2015Тема занятия: Знакомство с техникой граттажЦель занятия: познакомить с техн...

Рисование в технике граттаж. Роспись пасхального яйца.

Занятие в "Мастерской Волшебницы Кисточки" в рамках внеурочной деятельности....

«Техника граттаж. Космос».

Тема занятия: «Техника граттаж. Космос».Цели занятия: Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов.Задачи:Образовательные:¾    Озна...

Конспект занятия в ГПД "Подводный мир в технике граттаж"

Занятие проводится в форме мастер-класса. Детям рассказывается о технике "граттаж", о ее возможностях,  о художниках, предпочитающих эту технику. На занятии каждый ребенок создаст свой ...

Создания картины «Зимний лес под луной» в технике граттаж

Графическая технологическая карта создания картины «Зимний лес под луной» в технике граттаж может быть использована при работе с учащимися 3-4 классов в группе продленного дня....

Мастер-класс «Осенние листья в технике граттаж»

Мастер-класс представляет собой пошаговую инструкция выполнения рисунка осенних листьев в технике граттаж с фотографиями. Будет интересен педагогам дополнительного образования  творческой направл...