Технологическая карта урока изобразительного искусства в 3 классе
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Александра Евгеньевна Мурунова

Разработка урока по теме: "Изображение лица человека. Строение, пропорции, взаиморасположение частей лица. Портрет человека по памяти и представлению с опорой на натуру."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_tehkarta.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Дата: 15.04.2025

1

ФИО

Мурунова Александра Евгеньевна

2

Место работы

МОАУ «Гимназия №6»

3

Должность

учитель начальных классов

4

Предмет

Изобразительное искусство

5

Класс

3 «Б»

6

Тема и номер урока в теме

Изображение лица человека. Строение, пропорции, взаиморасположение частей лица. Портрет человека по памяти и представлению с опорой на натуру. Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его личности с использованием выразительных возможностей композиционного размещения в плоскости листа, особенностей пропорций и мимики лица, характера цветового решения, сильного или мягкого контраста, включения в композицию дополнительных предметов. Представления о произведениях крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и других. Картина-портрет: рассматриваем произведения портретистов, сочиняем рассказы к портретам. Изображение портрета: рисуем портрет человека красками. Урок 29.

7

Базовый учебник

 «Изобразительное искусство» 3 класс (под ред. Б.М.Неменского)

8

Цель урока

1) познакомить учащихся с пропорциями лица человека;

2) дать понятие средней линии и симметрии лица;

3) научить изображать голову человека;

4) развивать наблюдательность, творческую активность.

9

Задачи

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

анализ и сравнение произведений искусства; развитие умения обучающихся осуществлять поиск существенной информации из рассказа учителя и наглядного материала.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

развивать речь учащихся, развивать мелкую моторику кисти рук, навык самоконтроля, формирование собственного мнения и позиции.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

воспитывать  трудолюбие, старание аккуратно выполнять работу, понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы; планирование и оценивание своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

10

 Тип урока:

Урок изучения нового материала                                                

11

Формы работы учащихся: 

Фронтальная, индивидуальная, парная.

12

Необходимое техническое оборудование: 

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА открытия новых ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ( УКПЗиУ)        

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время в мин.

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1.Организационный этап

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствовать учителя.

-выполнять указания учителя

2 мин

обеспечение организации их учебной деятельности. Эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

способность к самооценке на  основе критерия успешности учебной деятельности.

2

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чтобы узнать какая тема сегодняшнего урока, отгадайте загадку:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька - твой сосед.

Обязательно картина

Называется…(портрет)

Значит, какая тема урока?

Какие цели поставим перед собой? (слайд 1).

Отвечать на вопросы,  

Отгадывают загадку, ставят цели

3 мин

работа с информацией.

принимать и сохранять учебную задачу

участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

3

3. Открытие новых знаний

Как богата наша Россия талантами. Особое место среди одаренных людей занимают художники и народные мастера. От обычных людей их отличает умение увидеть и запечатлеть удивительное многообразие окружающего нас мира, природы и людей и передать их красоту в своих произведениях. Так, в памяти разных поколений благодаря художникам и народным мастерам живут образы нашей Родины и соотечественников, события далеких времен и наших дней.

-Кто-нибудь из вас, знает, что такое портрет?

Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей (слайд 2).

Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит. (слайд 3,4).

-Какие бывают портреты?

В изобразительном искусстве существует много разновидностей портретного жанра. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся. По жанру портреты бывают:

Индивидуальный  портрет - портрет, включающий одного персонажа. (слайд 5).

Автопортрет - это портреты художников, написанные с помощью зеркального изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира (слайд 6).

Групповой  портрет - портрет, включающий не менее трех персонажей. Двойной портрет- состоящий из не менее двух  человек.

(Слайд 7)

Слушают учителя

Отвечают на вопрос учителя

Слушают учителя

7мин

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

идет управление своей деятельностью, включается волевая  саморегуляция, ученик контролирует   свои действия.

учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

4

Первичное закрепление новых знаний

Для чего рисуют портреты?

О чём нам может рассказать портрет?

Важны ли пропорции в изображении лица человека?

Как передать выражение его лица?

Давайте рассмотрим несколько картин художников, на которых изображены портреты. Какой портрет вам понравился больше всего? Почему?

Соотнесите жанр портрета с советующей ему картиной

Отвечают на вопрос учителя

Выполняют задание

4 мин

работа с информацией, выполнение логических операций сравнения. Анализа, обобщения, использование знако-символических средств.

осмысляют материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

5

 Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Раз подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть..

Выполняют физминутку

1 мин

Уметь переключать внимание, снять утомление мышц туловища

уметь классифицировать слова по определенному  признаку.  Включение компетенции « Я могу применять свои знания.

6

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Сегодня мы будем рисовать портрет художника.

Каким вы представляете себе художника?

Посмотрите на пропорции лица человека.

Но прежде чем приступить к работе, я вам покажу, как необходимо рисовать портрет.

Лист располагаю вертикально. От правого и левого края альбомного листа отступаем приблизительно по 3-4 см, т.к. голова человека симметрична, проводим ось симметрии. Отмечаем линию подбородка и откладываем вверх ширину между двумя линиями и добавляем еще немного, отмечаем линию затылка. Рисуем прямоугольник и в него вписываем овал. Определяем линию середины глаз, для этого дели высоту овала на 2 равные части, проводим линию. Чуть выше будут находиться брови. Чтобы найти кончик носа, делим расстояние от линии середины глаз до подбородка пополам. Начните рисовать нос с его кончика, в виде "галочки", а по краям две дуги.

Теперь от правой брови проведите линию, с легким отклонением вправо.  Находим линию середины рта, для этого расстояние от подбородка до кончика носа делим на 3 равные части, верхняя часть это и будет линия середины рта. Нижнюю губу рисовать проще, вот с нее и начнем, а верхняя будет зеркальным отражением нижней, только она в центре делится пополам. Не рисуйте слишком широкий рот и толстые губы.

Глаза на лице человека - это самая важная часть портрета. Поэтому давайте с них и начнем рисовать портрет.

Плавными, овальными линиями нарисуйте глаза, но предварительно поставьте метки (точки) для боковых, верхних и нижних границ каждого глаза, нарисуйте зрачки.

Нарисуйте брови. Теперь нарисуйте уши, которые начинаются от линии глаз и заканчиваются приблизительно на линии кончика носа.

Аккуратно ластиком удалите с вашего рисунка лица человека лишние контурные линии и посмотрите, получился настоящий портрет человека. Нарисуйте волосы, шею и добавьте еще что-нибудь от себя.

Кто закончил с рисованием в карандаше раскрасьте красками.

Слушают учителя

Выполняют задание

23 мин

работа с информацией, Анализа, обобщения

Включение компетенции « Я могу применять свои   знания!»

способность к самооценке на  основе критерия успешности учебной деятельности.

7

6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Завершить работу

Слушают задание

2 мин

8

7. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Над какой темой мы сегодня  работали? Какую цель мы ставили сегодня перед собой?

Достигли ли мы ее?

Подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока

3 мин

способность к самооценке на  основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс

                        Данный урок составлен с учетом требований ФГОС.Урок способствует формированию  эмоционально – ценностног...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 4 класс

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Убранство русской избы" по программе Б. М. Неменского. 4 класс...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства 2 класс на тему - Масленица

технологическая карта урока Изобразительного искусства на тему - Масленица...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс на тему:«Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал  сказочных героев)»Цели урока: Помочь детям разобраться в значении фо...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс 17.12.2016г.

Урок по теме "Мастер Украшения помогает сделать праздник". 1 класс. Вид деятельности: индивидуальная работа "Новогодняя красавица"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 3 класс Книжная обложка

Образовательные: Познакомить обложкой книгиРазвивающие: Способствовать развитию наблюдательности; расширению кругозора: пространственного и творческого воображения, через беседу и практическую работуВ...