Театрализованная игра "Таинственная страна звуков"
презентация к уроку по логопедии (2 класс) по теме

Григорьева Надежда Анатольевна

Театрализованная игра "Таинственная страна звуков" призвана систематизировать знания  раздела русского языка "Фонетика" и предназначена для учащихся 2-3-их классов. Элементы театрализации превращают обучающую игру в настоящий праздник, который раскарасит школьную жизнь в яркие краски. Несколько участников школьной театральной студии, предельно простые костюмы, лишь обозначающие образ, презентация с интересными заданиями и праздник готов!

Учиться весело - это здорово!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная обучающая игра

 «Таинственная страна звуков» для 2 - 3-их классов

Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории ГОУ ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга Григорьева Надежда Анатольевна

Цель игры: Формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческой игры с элементами театрализации

Задачи:

  1.  развивать культуру речи;
  2. стимулировать активную речевую деятельность;
  3. систематизировать фонематические представления;
  4. способствовать профилактике дисграфии;
  5.  ознакомить с приемами драматизации;
  6. совершенствовать навыки коллективного взаимодействия и творческой самостоятельности;

Познавательные ориентиры: 

  1. Общие представления о фонетике;
  2. Ударные и безударные гласные;
  3. Звонкие и глухие согласные;
  4. Твердые и мягкие согласные;

Этапы игры:

  1. Представление карты или слайд-шоу о  стране звуков
  2. Фонетические шарады от Царевны Фроси
  3. Загадки от волшебника УДАРЕНИЕ и ошибки бабушки Безударушки
  4. Два адмирала
  5. Принцесса на горошине
  6. Викторина
  7. Домашнее задание – инсценировка
  8. Подведение итогов игры

Несколько слов от автора:

Праздник в школе всегда радостное событие, а если во время творческого мероприятия решаются еще и учебные задачи, то цены этому празднику нет. Соединив в себе элементы театрализации, творческий порыв и занимательный учебный материал, игра вносит разнообразие и обогащает  процесс обучения, мотивирует учеников к самостоятельной познавательной деятельности, раскрепощает и одухотворяет  внутренний мир.    

     Учиться весело – это здорово!

    Участники: 10-15 человек из класса, всего три команды. Возможно участие всего класса как одной команды. Возраст - ученики 2-3-их классов.

    Оформление сцены: сцена оформлена декорациями в стиле «Сказочная страна», в центре  экран для показа слайдов. Перед началом игры на экране должен быть слайд №2 с темой мероприятия.

    Оформление актового зала: в зале должны быть сформировано три «острова» для  команд, стол для жюри и места для болельщиков;

    Технические средства: мультимедийная аппаратура, экран, микрофоны, динамики;

    Домашние задания: команды заранее получают три домашних задания. Первое – придумать название и девиз команды (и то и другое должно быть связано с темой игры). Второе задание - представление страны звуков (это может быть карта, фильм-путешествие или экскурсия, в которых должна содержаться максимальная информация о звуках речи, представление должно сопровождаться комментариями). Третье задание – это театрализованное представление из «жизни звуков» на заданную тему: «Однажды в …», «Гарий Йотер и фонетический камень», «Алиса в таинственной стране звуков» (выступление должно быть рассчитано на 2-3 мин).

Сценарий театрализованной обучающей игры:

   Действующие лица и исполнители: (исполнителями ролей могут быть как старшеклассники, так и ученики начальных классов)

                                           Два скомороха

                                           Царевна Фрося

                                           Волшебник Ударение

                                           Бабушка Безударушка

                                          Принцесса на горошине

                                          Адмирал Глеб Глухарёв

                                          Адмирал Пётр Звонарёв

                                          Взрослый ведущий

  Вступительное организационное слово ведущего

Ведущий: Уважаемые зрители, замечательные команды, сегодня мы собрались с вами вместе в путешествие по удивительной таинственной стране звуков «Фонемии».  Нас ожидает веселая и интересная игра, в которой всех нас ждет успех! Но прежде, чем мы начнем, я представлю вам жюри, оно будет оценивать ваши знания и творческие идеи, выставлять баллы и в конце игры объявит победителей.

  Представление жюри

Ведущий: А теперь познакомимся с нашими командами.

   Команды представляются, говорят хором свои девизы (игра рассчитана на 3 команды).

  Под музыку на сцену выходят Скоморохи.

1-ый Скоморох: Добрый день вам господа,

                              Рады видеть вас всегда!

2-ой Скоморох: Нынче праздник в государстве,

                              Собрала нас всех игра!

1-ый Скоморох: С вами вместе мы, друзья,

                              Время проведем не зря –

                              Тайны звуков мы узнаем,

                              И проверим здесь себя.

2-ой Скоморох: Фонетической страной

                              Управляет день деньской

                              Юная Царевна Фрося -

                              Не сыскать такой другой.

   Из ворот выходит Царевна Фрося.

Царевна Фрося: Думу думала с утра,

                              Все ж составить нам пора

                              Путеводник или карту

                              Всех владений.

1-ый Скоморох: Это да!

Царевна Фрося: Сделай!

 

1-ый Скоморох: Но…

Царевна Фрося: Без лишних слов!

1-ый Скоморох: Не, не хватит мне мозгов.

2-ой Скоморох: Пусть ребята нам помогут,

                              Ведь у них проект готов. (слайд №8)

   Команды показывают и комментируют свои карты или слайд-шоу страны звуков. Жюри оценивает оригинальность идеи, эстетику выполнения домашнего задания и речевое сопровождение показа. (Представление должно укладываться в 1-2 минуты)

1-ый Скоморох: Новый слушайте указ! Тык, мык, пык

   (разворачивает свиток, но читает плохо)

2-ой Скоморох: Я прочту его сейчас! (отнимает у 1-го скомороха)

                              Мудрая Царевна Фрося

                              Озадачить хочет вас!(выходит Царевна Фрося)

Царевна Фрося: Загадаю вам шарады,

                              Что такое, вы не рады?

                              Сможете их отгадать,

                              Если будете вы знать, что…

Ведущий: Шарада – это разновидность загадки. К фонетическим загадкам или фонетическим шарадам относятся: метаграммы, анаграммы и логогрифы (слайд № 10) Итак, слушайте внимательно фонетические загадки от царевны Фроси!

Царевна Фрося: Первая команда отгадывает метаграмму (слайд № 11, ответ – слайд №12), вторая – анаграмму (слайды №13 и 14), третья – логогриф (слайды № 15 и 16).

Ведущий: Просим наше многоуважаемое жюри подвести итоги по двум конкурсам «Домашнее задание» и «Фонетические шарады от царевны Фроси».

   Жюри объявляет результаты конкурсов. Царевна Фрося и Скоморохи хвалят ребят и уходят за кулисы, а  на сцене в сопровождении загадочной мелодии появляются Волшебник Ударение и Бабушка Безударушка.

Волшебник Ударение: Я Волшебник Ударенье,

                                           Изменить могу значенье

                                           Очень даже многих слов…

Бабушка Безударушка: Докажи!

Волшебник Ударение: Так я готов! (слайд №17)

                                           Были белки – вот белки,

                                           Были полки – вот полки,

                                           Козлы были – вот козлы,

                                           Кружки превращу в кружки,

                                           Цифру сорок в шесть сорок…

                                           Кто б еще такое смог?

Бабушка Безударушка: Да, силен ты, что сказать,

                                            А ребятам загадать

                                           По одной загадке можно?

Волшебник Ударенье: Это для меня не сложно! (слайд №18 и 19)

   Ребята отгадывают загадки Волшебника Ударение, каждой команде по одной загадке.

Бабушка Безударушка: Написала я стишок!

Волшебник Ударение: Это очень хорошо!

Бабушка Безударушка: Но сомненья есть, поверь,

                                            Ты ошибочки проверь. (слайд № 20)

   Бабушка Безударушка читает стих

Волшебник Ударенье: Ох, да здесь ошибок тьма,

                                          Помогайте, детвора!

Ведущий: Каждая команда получает текст стихотворения Бабушки Безударушки – исправляет ошибки и сдает жюри. Кто больше найдет ошибок, тот и победит в этом конкурсе.

   Команды выполняют задания

Ведущий: А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание. Подберем проверочные слова, в которых безударная гласная станет ударной. (Слайд №21)

   Жюри подводит итоги по результатам конкурсов. Волшебник Ударение и Бабушка Безударушка хвалят ребят и уходят, а на сцене под музыкальное сопровождение  «Жил отважный капитан» выходят Адмиралы.

1-ый Адмирал: Что ж нам делать, Адмирал?

2-ой Адмирал: Я такого не видал!

                            Может юнги нам помогут –

                            Все расставят по местам! (слайд №22)

1-ый Адмирал: Адмирал Глеб Глухарев

                             Вел свой флот средь островов,

                             С курса правильного сбился

                             И в итоге заблудился.

2-ой Адмирал: Адмирал Пётр Звонарёв

                            Из заморских из краев

                            Вел свой флот и днем и ночью…

1-ый Адмирал: Ну и заплутал?

2-ой Адмирал: Так точно.

1-ый Адмирал: В бухте звонкой и глухой

                             Ждут давно уж нас с тобой.

Ведущий: Команды, поможем славным адмиралам, укажем путь их кораблям.

   Командам раздаются листочки с заданием, которые после выполнения сдаются жюри.

Ведущий: А теперь вы можете убедиться сами в правильности ваших ответов.

   На слайде идут перестановки слов

Ведущий: Почему именно эти корабли поплыли в Глухую бухту, а другие в Звонкую? Как можно проверить звонкие согласные звуки, находящиеся в позиции оглушения? Давайте подберем проверочные слова.(слайд № 23)

   Жюри подводит итоги конкурса, Адмиралы благодарят ребят за помощь и удаляются. А на сцену выходят Царевна Фрося и Принцесса на горошине. (слайд№24)

Царевна Фрося: Как сегодня ты спала,

                               Иностранная сестра?

Принцесса на горошине: Хоть спала на трёх перинах,

                                                А постель была жестка.

Царевна Фрося: Из лебяжьего пера

                               Пять подушек я дала,

                               Десять одеял пуховых…

Принцесса на горошине: Ах, заснуть я не смогла!

Царевна Фрося: Знаю, как тебе помочь –

                               Будешь спать ты в эту ночь.

                               Сделать звуки чуть помягче

                               Все участники не проч. (слайд №25)

   Царевна Фрося и Принцесса на горошине раздают командам задания. Команды выполняют их и передают в жюри.

Ведущий: Сравним ваши ответы с правильными.

   На слайде к словам добавляется Ь. Ведущий просит объяснить значение слов. Жюри подводит итоги конкурса. На сцене появляются все участники представления.

1-ый Скоморох: Викторину начинаем!

2-ой Скоморох: На вопросы отвечаем!

   В конкурсе «Викторина» вопросы задаются по очереди каждой команде. Жюри ставит баллы за правильные ответы.

Волшебник Ударение: Как превратить ОСЛА в ОРЛА?

Бабушка Безударушка: В каком слове 4 раза повторяется звук «У»?

1-ый Адмирал: Как животное с иглами на теле превратилось в змею?

2-ой Адмирал: Какие слова состоят из 100 согласных?

Принцесса на горошине: Как из удочки получается  уточка?

1-ый Скоморох:  Как КАПЛЮ превратить в ЦАПЛЮ?

2-ый Скоморох: Чем заканчивается день и ночь?

Царевна Фрося: Как превратить КОТА в КИТА?

Ведущий:  В каком  слове 40 гласных?

Царевна Фрося: В зал теперь мы поспешим,

                               Будем рады от души

                               Посмотреть спектакли ваши,

                               А когда начать, мы скажем.

   Все герои спускаются в зрительный зал, садятся на заранее приготовленные для них места и громко говорят: «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ».

   Команды по очереди показывают свои инсценировки. После этого на сцене вновь появляются все герои представления.

Ведущий: Наша игра близится к окончанию, и мне бы хотелось еще раз напомнить всем присутствующим, что мы сегодня побывали в таинственной стране звуков «Фонемии», где живут и не тужат фонемы.

Царевна Фрося: Звуки делятся на две неравные группы: большую из них составляют согласные, а меньшую – гласные.

1-ый Адмирал: Гласных звуков всего 5, а согласных 34.

2-ой Адмирал: Но тем не мене большинство всегда соглашается с меньшинством, потому что говорить одними согласными невозможно.

Бабушка Безударушка: Гласные звуки бывают ударными и безударными.

1-ый Скоморох: Согласные звуки бывают сонорными и шумными.

2-ой Скоморох: А шумные в свою очередь глухими и звонкими.

Принцесса на горошине: Еще согласные бывают мягкими и твердыми.

Царевна Фрося: Мы вспомнили сегодня важные орфограммы, узнали, что такое фонетические шарады.

Волшебник Ударение: Поняли, что ударение может менять смысл слов.

Ведущий: Мы сегодня не говорили об интонации, фонетических словах, речевых тактах и фразах, которые также изучает наука фонетика, и именно  этому будет посвящена наша следующая игра. А теперь пришло время подвести итоги и объявить победителей.

 Жюри подводит итоги игры. Герои оглашают имена победителей в номинациях: «Любимец публики», «Театральный дебют», «Король или королева премьеры», «Золотая кисть» (за лучшую карту), «Генератор идей» и др. Ведущий объявляет об окончании мероприятия.

                                         

Используемая литература:

  1. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной  речи учащихся начальных классов»: книга для логопедов. – М.: «Просвещение», 1991.
  2. Л.М. Козырева «Различаем глухие и звонкие согласные» тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг»,  2003.
  3. И.Р.Калмыкова  «Таинственный мир звуков».  Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко»,1998.
  4. В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке». Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр.отд-ние, 1990.

Музыкальное сопровождение: «The Entertainer» Скотт Джоплин



Подписи к слайдам:


Из опыта внедрения элементов театрализации в обучающий процесс и досуговую деятельность учеников младших классов

Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории

ЦПМСС Калининского район Санкт-Петербурга

Григорьева Надежда Анатольевна

2011 год

Театрализованная обучающая игра «Таинственная страна звуков»

ЦЕЛЬ:

Формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческой игры с элементами театрализации

ЗАДАЧИ:

развивать культуру речи;

стимулировать активную речевую деятельность;

ознакомить с приемами драматизации;

совершенствовать навыки коллективного взаимодействия и творческой самостоятельности;

систематизировать фонематические представления;

способствовать профилактике дисграфии;

Познавательные ориентиры

Общие представления о фонетике;

Ударные и безударные гласные;

Звонкие и глухие согласные;

Твердые и мягкие согласные;

Домашнее задание

1. Придумать название команды и девиз;

2. Нарисовать карту страны звуков, подготовить ее представление (возможно объединение детских рисунков в слайд-щоу);

3. Подготовить костюмированную инсценировку о

гласных и согласных звуках;

Этапы проведения игры

Представление карты или слайд-шоу о стране звуков

Фонетические шарады от Царевны Фроси

Загадки от волшебника УДАРЕНИЕ и ошибки бабушки Безударушки

Два адмирала

Принцесса на горошине

Викторина

Домашнее задание – инсценировка

Представление карты или слайд-шоу о стране звуков

Фонетические шарады

МЕТАГРАММА – загаданное слово узнается с помощью замены одного звука другим;

АНАГРАММЫ – слова разгадываются путем перестановки звуков и букв;

ЛОГОГРИФЫ – загаданное слово узнается благодаря прибавлению или отбрасыванию звука или буквы;

Метаграмма

С «п» – на дереве весною,

С «т» – писать кончаешь мною,

С «б» – я тара в магазине,

С «к» – в болотистой низине.

ПОЧКАТОЧКАБОЧКАКОЧКАОРФОГРАММА?

Анаграмма

Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая (а может и большая) часть лица.

Но прочитай меня с конца –

Во мне увидишь что угодно.

НОС – СОН

Логогрифы

Я грохотать как гром умею

Мне ядра для стрельбы нужны,

Но «о» прибавь – и я повею

Покоем мирной тишины.

ПУШКА - ОПУШКА

Волшебник Ударение

Загадки от волшебника УДАРЕНИЕ

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

Я – сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.

Коль меня ты не откроешь –

То и в дом не попадёшь,

Коль меня ты не построишь –

Так во мне не поживёшь.

Ошибки бабушки Безударушки

На лисной опушке жела-была сторушка,

У неё в кодушке плавала легушка.

Квакала начами, на луну гледела,

Только из кодушки выпрыгнуть не смела.

Сердце у сторушки было залатое,

Потому лигушка прыгает на воле.

На лесной опушке жила-была старушка,

У неё в кадушке плавала лягушка.

Квакала ночами, на луну глядела,

Только из кадушки выпрыгнуть не смела.

Сердце у старушки было золотое,

Потому лягушка прыгает на воле.

Поберите проверочное слово

ЛЕСНОЙ –

ЖИЛА –

СТАРУШКА –

КАДУШКА –

ЛЯГУШКА –

НОЧАМИ –

ГЛЯДЕЛА –

ЗОЛОТОЕ –

ЛЕС

ЖИТЬ

СТАРЫЙ

КАДКА

ЛЯЖКА

НОЧЬ

ГЛЯДЯ

ЗОЛОТО - ПОЗОЛОТА

Белые кораблики и бегающие словечкиглухая звонкаябухта бухта

Бере…

Остро…

Водопа…

Компа...

Приве…

Моро...

Гама…

Ду…

Су…

Горо……

Шка…

Сле…

Подберите проверочное слово

БЕРЕГ –

ВОДОПАД –

ОСТРОВ –

СУП –

ДУБ –

ГОРОД –

ШКАФ –

МОРОЗ –

КОМПАС –

СЛЕД –

ГАМАК –

ПРИВЕТ –

БЕРЕГА

ВОДОПАДЫ

ОСТРОВА

СУПЫ

ДУБЫ

ГОРОДА

ШКАФЫ

МОРОЗЫ

КОМПАСЫ

СЛЕДЫ

ГАМАКИ

ПРИВЕТЫ

Принцесса на горошине

мел

ь

угол

мол

ь

ь

жар

ь

брат

ь

топ

ь

ел

ь

вес

ь

Викторина:

Как превратить ОСЛА в ОРЛА?

В каком слове 4 раза повторяется звук «У»

Как животное с иглами на теле превратилось в змею?

Какие слова состоят из 100 согласных?

Как из удочки получается уточка?

Как КАПЛЮ превратить в ЦАПЛЮ?

Чем заканчивается день в ночь?

Как превратить КОТА в КИТА?

В каком слове 40 гласных?

Подсказки в картинках

Театральные истории о звукахКостюмированная инсценировка о гласных и согласных

Подведение итогов игры

Награждение команд и отдельных участников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки, ритмики "В стране звуков"

Для учащихся 1 класса ГКОУ РО школы-интерната V вида г.Зернограда...

Путешествие в страну звуков и букв

Сценарий логопедического утренника...

Урок по обучению грамоте "Путешествие в страну Звуков и Букв"

На уроке закрепляются знания звуков и букв, их соответствие....

Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)

представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....

Внеклассное занятие. «Будем всегда вместе или осеннее путешествие в страну звуков и букв».

Цели: 1. Проверить знание детьми алфавита, знание правил русского языка. Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.2.Развивать речь, мышление, память, ко...

« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:·         Расширять словарный запас·...