Логопедия
статья по логопедии по теме

Горшкова Марина Николаевна

В статье проводится опыт использования здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической помощи школьникам. Приводятся специфические методы и приемы, используемые на логопедических занятиях.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«ФЕРМА»

Открытый урок – сценарий логопедического занятия

ТЕМА: Формирование лексико – грамматического компонента связной речи

ЦЕЛЬ: Автоматизация и дифференциация звуков с – ш, л – р в слогах, в словах и предложениях.

ЗАДАЧИ:

  • правильное произнесение слогов, слов и предложений со звуком

 с – ш, л – р,

  • обогащение словаря,
  • развитие познавательной деятельности: мышления, памяти и внимания.

Обучающие:

  • формирование навыка деления слова на слоги,
  • воспитывать правильный темп и ритм речи, её богатую интонационно – мелодическую окраску, просодический компонент,

Развивающие:

  • физическое развитие  и совершенствование двигательных умений и навыков в работе с кистями рук и взаимодействием между движением и ритмизированной диалогической и монологической речью,

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания героям сказки, умение анализировать их поступки, воспитание базовых эмоций личности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. карточки со слогами,
  2. головные уборы с изображением животных (свиньи, гуся, овцы, пса, кота и вороны),
  3. зеркала,
  4. муляж сыра.
  5. картинки смайликов.  

 

ХОД УРОКА

I Организационный момент:

Цель нашего урока: Автоматизация и дифференциация звуков с – ш, л – р в слогах, в словах и предложениях.

Здравствуйте, ребята!

У нас с вами сегодня не обычное логопедическое занятие, а путешествие в страну сказок. Мы с вами сегодня отправимся на ферму и познакомимся с домашними животными. Представьте себе, что вы в деревне на ферме и вы животное или птица. Отправляясь в сказочное путешествие, наденьте головные уборы с изображением своего сказочного героя:

Игра с мячом «Ферма»

Логопед передает детям мяч. Они встают в круг и перекидывают друг другу мяч.

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Ферма». Дети, вы знаете, что такое ферма? Кто такие домашние животные?

Становитесь-ка животные в круг. Чтоб друг друга нам узнать, нужно голос всем подать. Свинье хрюкать, гусю гоготать, овце блеять, псу лаять, коту мяукать, вороне каркать.

Дети сначала медленно произносят слова, затем чуть быстрее и ещё быстрее:

Свинья: хрю – хрю – хрю

Гусь: га – га – га

Овца: бе – е, бе – е, бе – е

Дворовый Пёс: гав – гав – гав  

Кот: мяу – мяу – мяу

Ворона: кар – кар – кар

Всё! Себя мы показали, возвращаемся на свои места, чтобы поработать с зеркалом.

Логопед проводит артикуляционную гимнастику:

Логопед: Дружно чашки взяли в руки,

время нам чайку попить

Дети выполняют упражнение: «Чашечка» [1, с.39],

Хорошо под настроенье

нам попить чайку с вареньем

Дети выполняют упражнение: «Варенье» [1, с.38],

Под варенье и чаек

хорошо бы съесть блинок

Дети выполняют упражнение: «Блин» («лопаточка») [1, с.32],

Ну, совсем бы хорошо,

если был бы пирожок

Дети выполняют упражнение: «Пирожок» [1, с.33],

Вот попили и поели,

только почистить зубы не успели

Дети выполняют упражнение: «Почистим зубы» [1, с.33],

Логопед: Чай – хорошенькое дело,

только сытости не даст.

Значит, всем нам нужно смело

на обед идти сейчас.

У животных на ферме

час обеденный настал.

Игра «Обед на ферме»

Логопед: Наша следующая игра «Обед на ферме». Становитесь, животные, в круг и за мною дружно вместе повторяйте.

Животные все вместе:

Как-то звери за обедом

Вдруг заспорили о том,

Что вкуснее, что нежнее,

Что полезнее притом.

Так кричали, так пищали,

Били ложками об стол,

Незаметно стол сломали

И посуду всю при том.

Чтобы ссору ту унять,

Нужно части все собрать,

И узнаешь ты ответ,

Что же ели на обед.

Логопед: Дети, хорошо вели себя за столом домашние животные?

Пойдёмте к кормушке, где мы узнаем, что же у каждого из вас в рационе. (Дети идут к столу учителя).

Перед детьми разложены слоги слов, которые им нужно собрать. Каждый ребенок берет пару нужных слогов. Если ребенок подберет правильную пару, то у него получится слово, обозначающее, что ест животное, которое он изображает. Таким образом, дети собирают из «кусочков» целое слово – еду животного. Перевернув карточки, они увидят рисунок животного, т.е. свой персонаж.

Логопед: Ну-ка, звери, соберите свою тарелочку,

которую вы разбили на две части,

и отведайте своё любимое лакомство.

Что же кто ест?

Дети произносят, что ест каждое из животных:

Свинья ест жёлудь, Гусь клюёт зерно, Овца щиплет траву, Дворовый Пёс грызёт  мясо, Кот лакомится рыбой, Ворона ест муху.

Логопед: А не хотите полакомиться ещё чем-нибудь вкусненьким?

Животные все вместе: Да!

Логопед: Тогда подходите ближе к дому.

«ФЕРМА»

Действие I

Действующие лица:

Свинья

Гусь

Овца

Дворовый Пёс

Кот

Ворона

Животные все вместе: (Потягивая носом)

Какой аромат,

А пахнет как!

Кот: Вчера хозяйка сыр купила

Дворовый Пёс: И нам неплохо сыр отведать

Свинья: Пёс, голубчик, его ты нам и принеси

Дворовый Пёс: Я, Пёс дворовый, не домашний

И ясно всем о том,

Что двери мне закрыты в дом.

Вот кот-другое дело:

Он в доме ест и пьёт,

Он сыр нам принесёт

Кот: Размечтался!

Чтоб я, да сыр носил

Дворовый Пёс: Я злой, но не ручной!

И не шути-ка тут со мной

Овца: Бе-е, мне не по себе-е!

Гусь: Га-га, братцы, вам не надоело ругаться?

Кот иди, и сыр нам принеси.

Логопед: (кот уходит в дом и возвращается с сыром)

Он сыр принёс,

А в сыре столько дыр?

Какая тут досада!

Какой же тут произошёл переполох?

Животные все вместе: (удивленно)

Свинья: хрю – хрю – хрю

Гусь: га – га – га

Овца: бе – е, бе – е, бе – е

Дворовый Пёс: гав – гав – гав  

Кот: мяу – мяу – мяу

Ворона: кар – кар – кар

Б.В. Заходер. Дырки в сыре[2, с.89 – 91],

Действие II

Логопед: Скажите,

Кто испортил сыр?

Кто в нем наделал

Столько дыр?

Свинья: Во всяком случае,

Не я! (поспешно хрюкнула).

Гусь: (Воскликнул)  Загадочно!

А га-гадать

Я не берусь.

Овца: (Чуть не плача) Бе-е-зумно трудная задача!

Всё непонятно, всё туманно

Спросите лучше

У Барана!

Дворовый Пёс: (Обнюхав сыр) Всё зло – от кошек!

Как дважды два – четыре,

От них и дырки в сыре!

Кот: (Сердито фыркнул) Кто точит дырки?

Ясно – мыши!

Логопед: Но тут ворону бог принёс.

Звери все вместе: Ура!

Она решит вопрос.

Ведь, как известно,

У неё

На сыр

Особое чутьё!

Логопед: И вот поручено

Вороне

Проверить дело всесторонне…

Спеша раскрыть загадку дыр,

Ворона

Углубилась

В сыр.

Вот

Дырки

    Шире,

    шире,

     шире…

А где же сыр?

Забудь о сыре!

Животные все вместе: (Заголосил весь скотный двор)

Свинья:  Разбой!

Гусь: Грабёж!

Овца: Разор!

Кот: Позор!

Логопед: Взлетела на забор

Ворона

Ворона: (Заявила оскорблено)

Ну, это, знаете, придирки!

Вас

Интересовали

Дырки?

Так в чём же дело?

Сыр я съела,

А дырки

Все

Остались целы!

Логопед: На этом был окончен спор,

И потому-то

До сих пор,

Увы,

Никто не знает

В мире,

Откуда всё же

Дырки в сыре!

 Животные все вместе: исполняют песню:

А дырки в сыре, а дырки в сыре

Как дважды два – четыре

А дырки в сыре, а дырки в сыре

И дырки в сыре

Ни кто не знает в мире

Про дырки в сыре, про дырки в сыре!

А дырки в сыре, а дырки в сыре

Пусть будут дырки в сыре, в сыре дыры! ♪

Животные все вместе: Чтоб животных не поссорить,

Лучше сыр нам тот не брать

Лучше мирно жить без сыра,

Чем конфликтовать!

Логопед: Ребята, нам понравилось ваше выступление. Спасибо вам! А сейчас мы с вами возвращаемся из нашего сказочного путешествия, наш урок подходит к концу, снимите головные уборы с изображением своего героя и возвращайтесь на свои места.

С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать?

–Ребята, что вы поняли?

–Как вы думаете, что лучше: ссориться, или жить в мире и дружбе?

Дети: Лучше жить в мире.

У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, тот выбирает лицо без улыбки,  а кому всё не понравилось – грустное лицо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб, 2006. – 64с.
  2. Заходер Б.В. Добрый Носорог. Сказки и стихи. – М, 1977. – с.89 – 91.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"

В статье дана краткая характеристика  видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"

Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....