Логопедия
статья по логопедии по теме
В статье проводится опыт использования здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической помощи школьникам. Приводятся специфические методы и приемы, используемые на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии. | 1.18 МБ |
"Ферма". Сценарий логопедического занятия. | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«ФЕРМА»
Открытый урок – сценарий логопедического занятия
ТЕМА: Формирование лексико – грамматического компонента связной речи
ЦЕЛЬ: Автоматизация и дифференциация звуков с – ш, л – р в слогах, в словах и предложениях.
ЗАДАЧИ:
- правильное произнесение слогов, слов и предложений со звуком
с – ш, л – р,
- обогащение словаря,
- развитие познавательной деятельности: мышления, памяти и внимания.
Обучающие:
- формирование навыка деления слова на слоги,
- воспитывать правильный темп и ритм речи, её богатую интонационно – мелодическую окраску, просодический компонент,
Развивающие:
- физическое развитие и совершенствование двигательных умений и навыков в работе с кистями рук и взаимодействием между движением и ритмизированной диалогической и монологической речью,
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания героям сказки, умение анализировать их поступки, воспитание базовых эмоций личности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- карточки со слогами,
- головные уборы с изображением животных (свиньи, гуся, овцы, пса, кота и вороны),
- зеркала,
- муляж сыра.
- картинки смайликов.
ХОД УРОКА
I Организационный момент:
Цель нашего урока: Автоматизация и дифференциация звуков с – ш, л – р в слогах, в словах и предложениях.
Здравствуйте, ребята!
У нас с вами сегодня не обычное логопедическое занятие, а путешествие в страну сказок. Мы с вами сегодня отправимся на ферму и познакомимся с домашними животными. Представьте себе, что вы в деревне на ферме и вы животное или птица. Отправляясь в сказочное путешествие, наденьте головные уборы с изображением своего сказочного героя:
Игра с мячом «Ферма»
Логопед передает детям мяч. Они встают в круг и перекидывают друг другу мяч.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Ферма». Дети, вы знаете, что такое ферма? Кто такие домашние животные?
Становитесь-ка животные в круг. Чтоб друг друга нам узнать, нужно голос всем подать. Свинье хрюкать, гусю гоготать, овце блеять, псу лаять, коту мяукать, вороне каркать.
Дети сначала медленно произносят слова, затем чуть быстрее и ещё быстрее:
Свинья: хрю – хрю – хрю
Гусь: га – га – га
Овца: бе – е, бе – е, бе – е
Дворовый Пёс: гав – гав – гав
Кот: мяу – мяу – мяу
Ворона: кар – кар – кар
Всё! Себя мы показали, возвращаемся на свои места, чтобы поработать с зеркалом.
Логопед проводит артикуляционную гимнастику:
Логопед: Дружно чашки взяли в руки,
время нам чайку попить
Дети выполняют упражнение: «Чашечка» [1, с.39],
Хорошо под настроенье
нам попить чайку с вареньем
Дети выполняют упражнение: «Варенье» [1, с.38],
Под варенье и чаек
хорошо бы съесть блинок
Дети выполняют упражнение: «Блин» («лопаточка») [1, с.32],
Ну, совсем бы хорошо,
если был бы пирожок
Дети выполняют упражнение: «Пирожок» [1, с.33],
Вот попили и поели,
только почистить зубы не успели
Дети выполняют упражнение: «Почистим зубы» [1, с.33],
Логопед: Чай – хорошенькое дело,
только сытости не даст.
Значит, всем нам нужно смело
на обед идти сейчас.
У животных на ферме
час обеденный настал.
Игра «Обед на ферме»
Логопед: Наша следующая игра «Обед на ферме». Становитесь, животные, в круг и за мною дружно вместе повторяйте.
Животные все вместе:
Как-то звери за обедом
Вдруг заспорили о том,
Что вкуснее, что нежнее,
Что полезнее притом.
Так кричали, так пищали,
Били ложками об стол,
Незаметно стол сломали
И посуду всю при том.
Чтобы ссору ту унять,
Нужно части все собрать,
И узнаешь ты ответ,
Что же ели на обед.
Логопед: Дети, хорошо вели себя за столом домашние животные?
Пойдёмте к кормушке, где мы узнаем, что же у каждого из вас в рационе. (Дети идут к столу учителя).
Перед детьми разложены слоги слов, которые им нужно собрать. Каждый ребенок берет пару нужных слогов. Если ребенок подберет правильную пару, то у него получится слово, обозначающее, что ест животное, которое он изображает. Таким образом, дети собирают из «кусочков» целое слово – еду животного. Перевернув карточки, они увидят рисунок животного, т.е. свой персонаж.
Логопед: Ну-ка, звери, соберите свою тарелочку,
которую вы разбили на две части,
и отведайте своё любимое лакомство.
Что же кто ест?
Дети произносят, что ест каждое из животных:
Свинья ест жёлудь, Гусь клюёт зерно, Овца щиплет траву, Дворовый Пёс грызёт мясо, Кот лакомится рыбой, Ворона ест муху.
Логопед: А не хотите полакомиться ещё чем-нибудь вкусненьким?
Животные все вместе: Да!
Логопед: Тогда подходите ближе к дому.
«ФЕРМА»
Действие I
Действующие лица:
Свинья
Гусь
Овца
Дворовый Пёс
Кот
Ворона
Животные все вместе: (Потягивая носом)
Какой аромат,
А пахнет как!
Кот: Вчера хозяйка сыр купила
Дворовый Пёс: И нам неплохо сыр отведать
Свинья: Пёс, голубчик, его ты нам и принеси
Дворовый Пёс: Я, Пёс дворовый, не домашний
И ясно всем о том,
Что двери мне закрыты в дом.
Вот кот-другое дело:
Он в доме ест и пьёт,
Он сыр нам принесёт
Кот: Размечтался!
Чтоб я, да сыр носил
Дворовый Пёс: Я злой, но не ручной!
И не шути-ка тут со мной
Овца: Бе-е, мне не по себе-е!
Гусь: Га-га, братцы, вам не надоело ругаться?
Кот иди, и сыр нам принеси.
Логопед: (кот уходит в дом и возвращается с сыром)
Он сыр принёс,
А в сыре столько дыр?
Какая тут досада!
Какой же тут произошёл переполох?
Животные все вместе: (удивленно)
Свинья: хрю – хрю – хрю
Гусь: га – га – га
Овца: бе – е, бе – е, бе – е
Дворовый Пёс: гав – гав – гав
Кот: мяу – мяу – мяу
Ворона: кар – кар – кар
Б.В. Заходер. Дырки в сыре[2, с.89 – 91],
Действие II
Логопед: Скажите,
Кто испортил сыр?
Кто в нем наделал
Столько дыр?
Свинья: Во всяком случае,
Не я! (поспешно хрюкнула).
Гусь: (Воскликнул) Загадочно!
А га-гадать
Я не берусь.
Овца: (Чуть не плача) Бе-е-зумно трудная задача!
Всё непонятно, всё туманно
Спросите лучше
У Барана!
Дворовый Пёс: (Обнюхав сыр) Всё зло – от кошек!
Как дважды два – четыре,
От них и дырки в сыре!
Кот: (Сердито фыркнул) Кто точит дырки?
Ясно – мыши!
Логопед: Но тут ворону бог принёс.
Звери все вместе: Ура!
Она решит вопрос.
Ведь, как известно,
У неё
На сыр
Особое чутьё!
Логопед: И вот поручено
Вороне
Проверить дело всесторонне…
Спеша раскрыть загадку дыр,
Ворона
Углубилась
В сыр.
Вот
Дырки
Шире,
шире,
шире…
А где же сыр?
Забудь о сыре!
Животные все вместе: (Заголосил весь скотный двор)
Свинья: Разбой!
Гусь: Грабёж!
Овца: Разор!
Кот: Позор!
Логопед: Взлетела на забор
Ворона
Ворона: (Заявила оскорблено)
Ну, это, знаете, придирки!
Вас
Интересовали
Дырки?
Так в чём же дело?
Сыр я съела,
А дырки
Все
Остались целы!
Логопед: На этом был окончен спор,
И потому-то
До сих пор,
Увы,
Никто не знает
В мире,
Откуда всё же
Дырки в сыре!
♪ Животные все вместе: исполняют песню:
А дырки в сыре, а дырки в сыре
Как дважды два – четыре
А дырки в сыре, а дырки в сыре
И дырки в сыре
Ни кто не знает в мире
Про дырки в сыре, про дырки в сыре!
А дырки в сыре, а дырки в сыре
Пусть будут дырки в сыре, в сыре дыры! ♪
Животные все вместе: Чтоб животных не поссорить,
Лучше сыр нам тот не брать
Лучше мирно жить без сыра,
Чем конфликтовать!
Логопед: Ребята, нам понравилось ваше выступление. Спасибо вам! А сейчас мы с вами возвращаемся из нашего сказочного путешествия, наш урок подходит к концу, снимите головные уборы с изображением своего героя и возвращайтесь на свои места.
С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать?
–Ребята, что вы поняли?
–Как вы думаете, что лучше: ссориться, или жить в мире и дружбе?
– Дети: Лучше жить в мире.
У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, тот выбирает лицо без улыбки, а кому всё не понравилось – грустное лицо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб, 2006. – 64с.
- Заходер Б.В. Добрый Носорог. Сказки и стихи. – М, 1977. – с.89 – 91.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...
Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...
Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы....
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...
статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"
В статье дана краткая характеристика видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....
Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»
РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...
Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"
Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....