Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему:
    Речевая карта

    Князева Олеся Олеговна

    Речевая карта преднозначена для школьного логопедического пункта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rechevaya_karta.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевая карта

     (заполняется на каждого учащегося при приеме на логопедический пункт)

    1. Фамилия, имя, возраст __________________________________
    2. Школа __________ класс_____________
    3. Домашний адрес_______________________________________
    4. Дата зачисления на логопедический пункт _________________
    5. Успеваемость по родному языку: письмо____ чтение___ (в момент обследования)
    6. Жалобы учителя и родителей_____________________________
    7. Заключение психоневролога _____________________________
    8. Состояние слуха__________________зрения________________
    9. Данные о ходе развития речи ____________________________
    10. Состояние артикуляционного аппарата: строение ___________ подвижность ________________
    11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
    1. словарный запас (охарактеризовать и привести примеры): словарь в пределах обихода, шире и пр.; правильно ли используются слова по назначению; имеются ли и какие замены слов; какие части речи преимущественно употребляет)__________________________________

    б) грамматический строй речи (указать возможности грамматического оформления речи; типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов), привести примеры ______________________________________________________

    в) произношение и различение звуков:

    • произношение звуков: искажения, пропуски, замены и смешения отдельных звуков __________________________
    • различение звуков на слух____________________________
    • произношение слов с различным слоговым составом___________________________________________

    г) темп и внятность речи ___________________________________

    1. Письмо: образцы диктантов первичного обследования и при выпуске

    Анализ специфических ошибок письма (с примерами):

    - ошибки фонематического восприятия ____________________

    - ошибки языкового анализа и синтеза ____________________

    а) выделение предложений из текста ______________________

    б) выделение слов в предложении ________________________

    в) слоговой и звуковой анализ слов _______________________

    - ошибки в написании сходных по начертанию букв:

    а) оптические__________________________________________

    б) кинетические _______________________________________

    в) зеркальные _________________________________________

         - орфографические ____________________________________

         - аграмматические______________________________________

    1. Чтение:

    - характеристика овладения техникой чтения:

    а) скорость чтения________________ б)способ чтения__________

    в) правильность чтения (ошибки чтения)_____________________

    г) выразительность _______________________________________

    - понимание прочитанного _________________________________

    1. Проявления заикания:

    а) характеристика заикания и периоды обострения_____________

    б) общее и речевое поведение ______________________________

    в) психологические особенности заикающегося ребенка ________

    1. Краткая характеристика ребенка по данным психолого-педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту, особенности личности) _________________________
    2. Заключение логопеда___________________________________
    3. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска из логопедического пункта и визируются учителем или родителями)

    2.3  Материалы для обследования навыков чтения учащихся

    Первый класс

    (второе полугодие)

    Ёжик

    Пошёл темной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквину и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.

    Заметил, наконец, в голубой луже голубую звездочку. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.

    А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красивое солнышко.

    Вот ёж смеялся. Очень.

    Г. Цыферов

    1. Что наколол ёжик на свои иголки?
    2. Что особенно тебе понравилось в этом рассказе?

           Второй класс

    Три медведя        

    Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

    Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит – в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

    Л. Толстой

          1. Расскажи, какими были три медведя?

     2. «Дверь была отворена» - как можно сказать иначе?

    Третий класс

    Беспризорная кошка

    Наступила зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружьё. Вот я зарядил ружьё и пошёл по берегу. Кого-нибудь подстрелю; на берегу в норах жили дикие кролики.

    Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда.

    Я пришёл и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся.

    Что, думаю, за зверь такой завёлся?

    Я сорвал хворостинку – и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился! Да это кошка!

    В. Житков

    1. Как можно озаглавить этот отрывок?

    2. Почему ты так думаешь?

    3. Каких кошек называют беспризорными?

    Четвёртый класс

    Сила слова

    Однажды шёл путник по дороге и наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал:

    -Эй ты, камень, убирайся с дороги, ты мне мешаешь! Но камень ни с места. Тогда путник начал его ругать. Долго ругал,  а камень хоть бы пошевелился. В это время к камню подъехал всадник. Путник ему говорит:

    - Видал? А ещё говорят, что сильнее слова ничего нет на свете. Я целую гору слов наговорил, а камень – ни туда, ни сюда. Лежит, и пройти не даёт!

    Всадник слез с коня, обвязал камень верёвкой, и конь стащил камень с дороги.

    - Вот это другое дело, - сказал путник.

    - Э-э, нет, - ответил всадник. – Слово все-таки сильнее всего на свете. Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал. А когда ты слова на ветер бросал, у тебя ничего и не получалось.

    В. Беспалов

    1. Перескажи текст.

    2. Как  ты понимаешь название рассказа «Сила слова»?

    Ориентировочные показатели темпа (скорости) чтения учащихся начальных классов.

    1 класс – 26-30 слов в минуту

    2 класс – 30-40 слов в минуту (в конце первого полугодия)

                 - 40-60 слов в минуту (в конце второго полугодия)

    3 класс – 50-60 слов в минуту (в конце первого полугодия)

                 - 66-76 слов в минуту (в конце второго полугодия)

    4 класс – 70-80 слов в минуту (в конце первого полугодия)

    • 86-96 слов в минуту (в конце второго полугодия)

    Примерная схема анализа нарушения чтения

    Нарушения технической стороны чтения

    I. Нарушение скорости чтения.

    II. Нарушение способа чтения.

    III. Нарушение правильности чтения:

    1. незнание изученных букв;
    2. смешения и замены букв на основе их:

    - акустического сходства;

    - артикуляционного сходства;

    - оптического сходства.

    1. искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов);
    2. аграмматизмы.

    IV. Нарушение выразительности чтения.

    Нарушения смысловой стороны чтения

    Непонимание отдельных слов и фраз в контексте.

    1. Невозможность правильно ответить на вопросы по прочитанному тексту.
    2. Затруднения установления причинно-следственных связей в тексте.
    3. Трудности составления пересказа.

    2.4 Материалы для обследования навыков письма (диктант, списывание)

    Первый класс

    (конец второго полугодия)

    Ключ

    Алёша и Коля шли в школу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алёша пил воду.

    Второй класс

    (первое полугодие)

    Летом

    Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под ёлкой шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки.

    Ёжик

    (второе полугодие)

    Наступило лето. Дети пошли в лес. Там журчит ручей. Дети искали шишки. Они зашли в чащу. Под кустом дети нашли ёжика. Ёжика они взяли с собой. Дома дети дали ему молока. Ёж долго жил у детей. Ему было хорошо.

    Третий класс

    (первое полугодие)

    Избушка лесника

    В лесу жил лесник. Он сторожил лес от пожара. У лесника была внучка Саша. Она летом жила у дедушки в лесу. Саше было хорошо с дедушкой. Кругом стояла звенящая тишина. Рядом  с избушкой тихо журчал ручей, и звонко пели птицы. В траве трещали зеленые кузнечики.

    Лиса

    (второе полугодие)

    Каждое утро к лесной полянке прилетали тетерева. Птицы поедали семена ёлки, ольхи. Недалеко от рощи кормились сороки. Однажды лиса шла с охоты. Она почуяла запах птиц. Лиса быстро поползла к добыче. Затрещали сороки на макушке ольхи. Тетерева сорвались с кормежки.

    (По Н. Никольскому)

    Четвертый класс

    Весна

    На горке появились первые беленькие цветочки. Кусты и деревья еще голые, но на ветвях орешника уже видны пушинки. За орешником расцветает ива, ольха, осина. На высоких березах черные грачи вьют гнезда. А там белоносый грач ходит по огороду. Он ищет в грядках червяков. В деревне с раннего утра шумно и весело. В поле уже зеленеет озимая рожь. Весна в разгаре.

    Светлячок

    Мы разглядели в высокой траве и поймали маленького червячка. Конец его мягкого брюшка светился зеленоватым холодным огоньком, очень похожим на маленький фонарик. В теплые летние ночи вдоль тропинки появлялось очень много светлячков. Вечерами мы выходили слушать соловья. И нам казалось, что вся тропинка, как в праздник украшена зелеными огоньками-фонариками.

    (И. Соколов-Микитов)

    Помимо диктантов и списывания желательно изучить самостоятельное письмо детей.

    Для самостоятельного письма могут быть использованы различные серии картинок или какая-либо сюжетная картина, предусмотренная программой для данного возраста.

    Ученикам первого класса в конце учебного года лучше всего предложить под каждой картинкой (из серии сюжетных картин) написать по одному предложению. Для обследования письменной речи учащихся 2-3-х классов можно использовать такие виды письменных работ как изложение и сочинение. Сочинение можно написать о наиболее запомнившемся детям дне, событии или празднике.

    Ошибки письма и письменной речи сравниваются и сопоставляются количественно.

    Примерная схема анализа ошибок письма

    Для проведения подробного анализа ошибок письма,  все ошибки, обнаруженные при выполнении различных видов письменных работ, удобнее всего разделить на следующие группы.

    1 ГРУППА. Ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (замены и смешения глухих и звонких согласных б-п, д-т, з-с, ж-ш, г-к, в-ф; твердых и мягких т-т`, м-м `, б-б`, и т.д.; свистящих и шипящих с-ш, з-ж, с`-щ; соноров р-л, й-л`; аффрикат ч-щ, ч-ц, ч-т`, ц-с; заднеязычных к-г-х`. Замены и смешения лабиализованных гласных о-у, й-ю).

    2 ГРУППА. Ошибки, связанные с несформированностью языкового анализа и синтеза:

    а) ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста (пропуск точки, отсутствие заглавной буквы, отсутствие точки и заглавной буквы, написание каждого предложения с новой строки);

    б) ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (слитное или раздельное написание слов, пропуск слов);

    в) ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза слов (пропуск, добавление, перестановка букв и слогов в словах).

    3 ГРУППА. Ошибки, связанные с заменой или смешением графически сходных букв.

    а) оптические;

    б) кинетические;

    в) зеркальные.

    4 ГРУППА. Орфографические ошибки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи

    Данные методические рекомендации помогут логопеду дошкольного учреждения, школы более точно и подробно, в соответствии с методическими требованиями, заполнять и вести один из главных документов "Речев...

    Речевая карта.

    Образец заполнения речевой карты....

    речевая карта дошкольника

    речевая карта дошкольника с ОНР...

    Речевая карта Мазановой.

    Используем с 1 класса....

    Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи

    Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...

    Речевая карта для учащихся 2-4 классов

    Предлагаю Вашему вниманию образец речевой карты для учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма....

    Речевая карта (младшие школьники)

    Речевая карта для обследования устной и письменной речи младших школьников учителями-логопедами (по методике Т.А. Фотековой)...