ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ-СКАЗКА "Формирование техники речи"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Кривец Наталья Валентиновна

Логопедическая тема: Формирование техники речи.

Грамматическая тема: Закрепление понятий: «текст», «предложение», «слово».

Лексическая тема: Школьные принадлежности.

 Коррекционные задачи:

 - закреплять звукопроизносительные навыки в речи детей;

-формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания;

-воспитывать навыки правильного голосоведения (темп, ритм, паузацию речи,                высоту, модуляцию голоса);

-учить синхронизировать дыхательные, голосовые и произносительные умения и навыки в речи;

-развивать навыки морфологического анализа;

-учить находить корень слова, подбирать родственные слова к заданному;

-формировать навыки нахождения и выделения общности семантики родственных слов;

-работать над уточнением, обогащением, активизацией словарного запаса;

-формировать грамматический строй речи, навыки словоизменения продуктивных форм слов;

-прививать навыки культуры речевого общения;

-развивать умения синхронизировать речи и движения;

-развивать оперативную слухоречевую память.

Общеобразовательные задачи:

-формировать лексико-грамматические понятия, соответствующие знания и умения;

-развивать предпосылки морфологического разбора на практическом уровне, умение находить ядро семантического поля;

-формировать навыки синтаксического разбора предложений;

-закреплять лексикон по теме «Школьные принадлежности»;

-учить обобщать, делать выводы;

-познакомить детей с основными «правилами» дыхания, голосоведения;

-закрепить основные умения дыхания и голосоподачи.

Воспитательные задачи:

-воспитывать усидчивость, работоспособность, учить концентрировать произвольное внимание;

-формировать алгоритмизацию учебно-практических действий и операций;

-развивать навыки предварительного, текущего опосредованного видов самоконтроля.

Оборудование: карточки, схемы предложения, слова (для индивидуальной и фронтальной работы), кукла «Антошка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимназия №9 п.Осакаровка

 

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ-СКАЗКА

ТЕМА

Подготовила и провела

Кривец Н.В.

                                       План-конспект

1.Организационный момент

2.Речевая зарядка                                                                                                                                                                                                                                                                          

-Послушайте, какую веселую скороговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить.

                               

                                Хохлатые хохотушки

                                Хохотом хохотали:

                                Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

-Что означает слово хохлатые?  

3.Повторение ранее изученного материала

-Расскажите Антошке, что такое речь.

-Какой она бывает?

-Чем устная речь отличается от письменной?

-Для чего нужна речь?

-Какими схемами обозначаются предложение и слово?

-Найдите и покажите соответствующие карточки.

4.Сообщение темы урока

-Какую речь приятно слушать?

-О какой речи мы будем говорить на уроке?

-Объясните, почему вы так решили.

5.Работа над техникой речи (дыханием)

-Поможет нам провести урок Антошка.

-Послушаем его, что он нам расскажет.

(Антошка, задыхаясь и прерывая слова, говорит: «Здрав-ству-те, ре-бята! Я т-а-к торопил-ся к в-а-м! По-мо-ги-те мне! Я, ка-жет-ся, по-пал в бе-ду! От ме-ня убежа-ли шко-льны-е при-над-леж-нос-ти!»)

-Антошка, отдышись, отдохни.

-Скажите, ребята, все ли было понятно из рассказа Антошки?

-Почему?

-Приятно ли было его слушать?

-Итак, чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать.

-Для этого мы выучим правила дыхания и научим этому Антошку.

1) Перед тем как сказать, сделай глубокий вдох носом.

2) Во время речи стой прямо, не поднимай плечи.

3) Соблюдай паузы во время проговаривания сложных предложений.

-Выполним упражнения.

-Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счет «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счет «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем пять раз.

6.Развитие слухоречевой памяти

-Произнесите на одном дыхании: учебник, пенал, учебник, пенал, карандаш, учебник, пенал, карандаш, ручка, учебник, пенал, карандаш, резинка, учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь, учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь, фломастер. Все слова произносите четко, громко, выразительно. Выделяйте голосом ударение.

-Как нужно дышать во время речи?

7.Чтение гласных. Чтение с дирижированием

-Прочитайте гласные на одном выдохе.

А-Э-О-Ы

А-Ы-О-У

О-У-А-Э

О-Э-А-У

8.Физкультминутка

-Физкультминутку мы сегодня выполняем вместе с Антошкой под следующие стихи:

Мы сегодня рано встали                        

И зарядку делать стали,                  (Дети шагают на месте.)

Руки – вверх! Руки – вниз!              (Ученики выполняют соответствующие

                                                             движения.)

Влево, вправо повернись!                (Повороты корпусом тела.)

9.Работа над техникой речи (голосом)

-Сейчас мы будем говорить о голосе. Очень важно научиться им управлять в момент речи. Голос бывает разным. По высоте – высоким, средним и низким. По силе – тихим, громким, умеренным.

-Какой голос называют умеренным?

-Управлять голосом – значит менять его силу и высоту. Это зависит от того, с кем и где мы говорим.

-Рассмотрите изображения трех сюжетных картинок в рабочей тетради (П).

На первой картинке следующее изображение. От мальчика-грязнули (Антошки) убегают школьные принадлежности (ручка, карандаш, тетрадь, учебник, резинка, пенал). Под картинкой напечатаны буквы: А – А - А!

    На второй картинке изображен Антошка. Он приводит себя в порядок, моет руки. В этот момент беглецы выглядывают из-за двери. Под картинкой напечатаны буквы: О - О - О!

    На третьей картинке Антошка-первоклассник идет в школу. Веселые персонажи, изображающие школьные принадлежности, находятся в ранце. Под картинкой напечатаны буквы: Э – Э – Э!

-Что изображено на первой картинке?

-Почему так поступают школьные принадлежности?

-Как они кричат? Прочитайте.

-Рассмотрите вторую картинку. Что произошло с Антошкой?

-Почему школьные принадлежности произносят тихо: О – О – О…? Произнесите так же: О – О – О.

-Объясните, почему школьные принадлежности уверенно произносят: Э – Э – Э. Произнесите так же: Э – Э – Э.

10.Развитие лексико-грамматических конструкций

-Рассмотрите изображения картинок.

-Прослушайте загадки и найдите среди картинок отгадки (П)

-Что делают карандашом?

-Придумайте с этим словом предложение.

-Покажите соответствующую схему.

-Что делают ручкой?

-Придумайте предложение.

-Покажите соответствующую схему.

11.Развитие языковых представлений

-Рассмотрите под картинкой схему.

-Что она означает?

-Какие названия школьных принадлежностей подходят к схеме?

-Назовите их.

12.Развитие морфологического анализа

-Рассмотрите внизу страницы картинку.

-Помогите, пожалуйста, Антошке найти беглеца.

-Кто может объяснить, что означает слово беглец?

-Почему его так назвали?

-Кто убежал от Антошки?

-Как можно назвать Кисточку? (Беглянкой.)

-Объясните значение выражения: И след простыл.

-Когда так говорят?

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы так говорили?

-Каким должен быть голос, когда вы о чём-то или о ком-то рассказываете? (По высоте - средним, по силе - негромким, спокойным).

-От чего зависят сила и высота голоса во время речи?

-Скажите, какие волшебные слова помогли вам выполнить задание?(Будьте добры, пожалуйста.)

-Для чего они нужны?

13.Подведение итога урока

-Итак, какую же речь приятно слушать?

-Что значит правильно дышать во время речи?

-От чего зависят сила и высота голоса в момент речи?

-Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали?

14.Проверка домашнего задания

-Покажите рисунок вашего любимого героя сказки.

-Какое предложение вы о нём составили?

-Покажите схему и объясните значение каждого обозначения.

15.Оценка деятельности учащихся

16.Организованное окончание урока

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы по технике речи у учащихся 1 класса

Важное место в школе  должна занимать работа учителяпо развитию техники речи учащихся: правильного дыха­ния, четкого произношения и хорошего звучания голоса.Задачи эстетического воспитания ...

Статья "Работа над техникой речи"

В статье я использовала свою работу над техникой речи в начальной школе. Надеюсь, что  этот материал пригодиться в работе на уроках чтения....

Упражнения для развития техники речи.

Упражнения формируют умение правильно пользоваться дыханием, отработки продолжительности дыхания, четкому произношению звуков....

Техника речи педагога.

Важна ли техника речи для педагога? Ответ вы найдете в данной работе....

Рабочая программа по Развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи

Рабочая программа по внеурочной деятельности для первого дополнительного класса детей с нарушениями слуха...

ТЕХНИКА РЕЧИ

Дыхание и его тренировка Специальный комплекс дыхательной гимнастикиОбразование голосГолосовые упражненияДикцияУпражнения для выработки четкой и ясной дикции, тренировки дыхания и голоса....

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» план конспект по развитию речи

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»...