Главные вкладки

    План - конспект урока во 2 коррекционном классе IVвида Гласные звуки и буквы. Дифференциация «а-о»
    план-конспект урока по логопедии на тему

    Султанова Наталия Витальевна

    Гласные звуки и буквы. Дифференциация «а-о»

     

    Задачи:

    а) дифференцировать понятия «звуки-буквы»;

    б) уточнить знания о признаках гласных звуков;

    в) познакомить детей с разницей в количестве гласных звуков и гласных букв;

    г)  продолжать развивать фонематические процессы (слышать 1 звук, определять наличие или отсутствие и место заданного звука в слове);

    д) развивать мелкую моторику, воздействовать на речевые зоны в коре головного мозга через стимулирование аппликатором Кузнецова подушечек пальцев рук;

    е) познакомить с понятиями «одушевленный и неодушевленный предмет»;

    ж) закреплять образы букв «о»-«а» через зрительный анализатор, тактильный, кинестетический(рецепторы расположены в мышцах и связках и дают информацию о движении и положении тела в пространстве).

     

    Оборудование: пособие «домик гласных звуков и букв»; раздаточные картинки (лук, дом, мак, кит, лиса, дым); раздаточные картинки для рисования и письма; буквы для наклеивания, буквы для осязания, маркеры, аппликаторы Кузнецова, картинка «стрекоза» для физ. минутки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon glasnye_zvuki_i_bukvy.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      ГОУ «Школа №84»

     г.Северска

    «Утверждаю»

    _________________________

    _________________________

    «___»________________2011г.

    План - конспект урока во 2 коррекционном классе IVвида

    Гласные звуки и буквы. Дифференциация «а-о»

    Подготовил учитель –логопед

     Султанова Наталия Витальевна

    г. Северск

    2011 год

    Гласные звуки и буквы. Дифференциация «а-о»

    Задачи:

    а) дифференцировать понятия «звуки-буквы»;

    б) уточнить знания о признаках гласных звуков;

    в) познакомить детей с разницей в количестве гласных звуков и гласных букв;

    г)  продолжать развивать фонематические процессы (слышать 1 звук, определять наличие или отсутствие и место заданного звука в слове);

    д) развивать мелкую моторику, воздействовать на речевые зоны в коре головного мозга через стимулирование аппликатором Кузнецова подушечек пальцев рук;

    е) познакомить с понятиями «одушевленный и неодушевленный предмет»;

    ж) закреплять образы букв «о»-«а» через зрительный анализатор, тактильный, кинестетический(рецепторы расположены в мышцах и связках и дают информацию о движении и положении тела в пространстве). 

    Оборудование: пособие «домик гласных звуков и букв»; раздаточные картинки (лук, дом, мак, кит, лиса, дым); раздаточные картинки для рисования и письма; буквы для наклеивания, буквы для осязания, маркеры, аппликаторы Кузнецова, картинка «стрекоза» для физ. минутки.

    1. Приветствие ( дети здороваются с гостями, садятся на места).
    2. Логопед обращает внимание детей на домик гласных. – Посмотрите, какой домик, его жители спрятались за красными и цветными шторками. Как вы думаете, кто же  там живет? (-там живут звуки и буквы). –Итак, мы отправляемся в гости к гласным звукам на улицу Певцов и Улыбчивых Певцов. Кто может сказать, почему гласные звуки живут  на улицах с такими названиями?(-Потому что гласные можно петь. Их петь легко, потому что  когда мы произносим гласные звуки, воздух не встречает преграды.)
    3. Объявление темы: сегодня мы продолжаем знакомиться с гласными звуками и буквами, их обозначающими.
    4. Давайте попробуем отгадать на каком этаже какой гласный звук живет. (Описываем артикуляцию, произносим гласные). Все гласные звуки обозначены красными кружочками. Давайте посчитаем сколько же всего  гласных звуков ? (6) Гласные звуки на письме обозначаются гласными буквами. На каком этаже живет звук « А»,  дети называют, логопед открывает окошечки, что бы стали видны буквы…А за разноцветными шторками гласные буквы, которые могут обозначать один или два звука. Давайте посчитаем, сколько тут гласных   букв  (10).
    5. Работа по карточкам.  Посмотрите на картинку «лук». Какой гласный звук  в слове «лук» -у, где он слышится? ( в середине слова), а какой он по счету? (2)

    Возьмите фломастеры, поставьте во второй клеточке кружочек. Аналогично разбираем остальные слова. А теперь распределите гласные буквы по нужным окошечкам (проверяем).

    1. Физ.минутка. Посмотрите, какая красивая стрекоза к нам прилетела.

    Упражнение для глаз. Стрекоза летала браво, полетела она вправо, покружила над цветком, подружила с мотыльком, полетела она влево, покружилась, как хотела и на место возвратилась, на цветочек приземлилась.

    Упражнение для тела. Мы попрыгаем на месте, мы рукам машем вместе, а теперь слегка прогнулись, улыбнулись, потянулись, чуть присели, встали снова.  Все к занятию готовы! (садимся на места)

    1. Внимание, внимание, пришло сообщение, что кто-то из учеников забыл дома уши! Проверьте скорее взяли ли вы свои уши? Хлопните в ладоши, если услышите звук «а»

    У, о, и, э, а, ы, ап, ох, осень, Аня, мак, лось, зима, лиса.

    Хлопните в ладоши, если услышите звук «о».

    Э, ы, о, ох, ых, ух, Оля, обруч, адрес, нос, пила, слон, кино, пальто.

    А теперь повторяйте только первый звук в словах, которые услышите: Аня, Оля, аист, обруч, астра, обруч, утро, овощи, очередь, облако, азбука, остров.

    Какие звуки вы называли чаще всего? (О-А)

    1. Посмотрите какими буквами на письме обозначаются эти звуки.(Картинки на доске). Напишите в воздухе букву «о», напишите в воздухе букву «а».
    2. Положите перед собой карточки с буквами, обведите пальчиком букву «о», б «а». Чем б «о» отличается от  б «а»?. У б «а» есть еще дополнительный элемент-палочка с разворотом вправо.

    Закройте глазки и найдите б «о», теперь «а»…. Молодцы. Положите карточки в лоточек.

    1. Разминка для пальчиков. Пошли пальчики гулять, а вторые догонять, третьи пальчики бегом, а       четвертые пешком, пятый пальчик поскакал и в конце пути упал. (На иппликаторе Кузнецова)
    2. А теперь проверим хорошо ли размялись ваши пальчики. Дорисуйте картинки показанные на строчке. Пропишите внизу букву «о» и букву «а».
    3. (Работа на раздаточных листочках).  Посмотрите внимательно на рисунок. Кто это? (Кошка )  Что это? (Книга) Почему о кошке я спросила «кто это»? (Потому что кошка живая, одушевленная) Почему о книге я спросила «что это»? (Потому что книга не живая, не одушевленная) К каким картинкам мы можем задать вопрос «кто это»?(кошка, окунь, слон) К каким картинкам мы можем задать вопрос «что это»? (Книга, роза, лампа, нос, окна, арбуз).  Вопрос «кто это» мы задаем к живым (одушевленным) предметам, вопрос «что это» мы задаем к не живым (не одушевленным предметам).
    4. В слове книга есть звук «а»? А где он  слышится? (в конце слова) Поставьте пальчик на слово книга. Есть в слове книга на последнем месте буква «а»? Нет, там нарисована точка. Допишите букву «а» вместо точки. (Разбор остальных слов) Отвечают все дети по очереди.
    5. Итог урока. Сегодня мы  работали  с гласными звуками и буквами и запомнили, что в русском языке 6 гласных звуков и 10 гласных букв. Различали на слух зв. «а»-«о» и  продолжали учиться  обозначать их буквами «а»-«о» на письме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

    Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

    План открытого урока по русскому языку "Согласные звуки и буквы"

    развёрнутый план урока по русскому языку в 1-ом классе на тему "Согласные звуки и буквы"...

    План-конспект урока по обучению чтению «Гласный звук [а], буква А, а»

    Тема: «Гласный звук [а], буква А, а» Цели: - знакомить учащихся со звуком [а], буквами А,а, выполнять слого-звуковой анализ слов, учить характеризовать звуки речи, закреплять умение различать уст...

    план-конспект урока для коррекционных классов

    план-конспект урока для коррекционных классов (шаблон)...

    План – конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [ п], [ п,]. Буквы П, п"

    Урок опирается на знания, умения, полученные ранее.  Специфика урока в использовании индивидуальной  и фронтальной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие...

    План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

    Цели:  1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся  умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...