Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс "Автоматизация звука [ ш ] в слогах, словах и предложениях."
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

В данном занятии представлены приемы автоматизации звука [ш ] в слогах, словах и предложениях. Задания даются с использованием игровых приемов с использованием доступного речевого материала. Проводится работа над предупреждением оптической дисграфии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatiezvuk_sh.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей  с ОВЗ

1 класс

Тема:  Автоматизация  звука   Ш в слогах, словах и   предложениях

Цель: продолжать работу со звуком [Ш] в слогах, словах. предложениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

   - закрепить навыки  четкого произношения звука [ ш ] в слогах, словах, предложениях;

- учить образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных,

-учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;

- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- работать над предложением;

Коррекционно-развивающие:

-закреплять навыки звукобуквенного анализа слов, навыки фонематического анализа и синтеза слов;

- развивать все виды восприятия, артикуляционную, тонкую и общую моторику;

- развивать мыслительные процессы,  память, внимание;

-вести работу по коррекции оптической дисграфии  (буквы И и Ш);

Воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии;

-воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

I .Организационный  момент.

II.Повторение пройденного.

III. Сообщение  темы занятия:

Автоматизация  звука   Ш в слогах, словах, предложениях и тексте.

IY.Физкультминутка  

IY. Звукобуквенный анализ слов

Y. Составление предложений с заданным звуком.

YI.Коррекция оптической дисграфии

(буквы И – Ш)

Y. Итог занятия.

– Садится тот, кто определит место звука Ш в словах:    душ, кошка, камыш.

1.Вопросы и задания детям:

– Назовите звук, с которым мы работаем.

- Какая артикуляция у звука ш ?

- Дайте характеристику звука ш.

- Какой буквой обозначается звук [ш]?

- Назовите слова со звуком ш.

-  Продолжаем работу над звуком [ш ].

Задание № 1  (Доска)

Прочитайте слоговые ряды.

ША-ША-ША     АШ-АШ-АШ

ШО-ШО-ШО     ОШ-ОШ-ОШ

ШУ-ШУ-ШУ             УШ-УШ-УШ

АША-АША-АША

ОШО-ОШО-ОШО

УШУ-УШУ-УШУ

Задание № 2. Дидактические упражнения.

-Я буду говорить слова, а вы повторяйте их за мной и называйте звук, который изменил слово:

    мишка- мышка            

     кашка- Пашка                   

     мошка- кошка                            

     пушка- пышка

 Задание № 3.

Образование формы родительного падежа множественного числа существительных:

На доске картинки: шкафы,

мешки,  шубы, вишни, шашки, шины, лягушки, шахматы,  катушки.

Ребенок выбирает себе картинку и говорит: « У меня шкафы, а у тебя нет шкафов».

Задание № 4.

Дидактическая игра «Какое слово я задумала?» (Согласование прилагательных с  существительными.)

 На доску выставляются  картинки предметов:  кувшин, шкаф,  машина,  башня, подушка,  мешок,  башмаки.

- Про что можно сказать  большой, большая, большие.

Задание № 5

Упражнение на  употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов:

- Назовите ласково предметы, изображенные на этих картинках (детям раздаются по три картинки). Придумайте предложение с одним из этих слов.

хлеб - …                  мать - …                корова - …                      солнце - …

зима - …                  хозяйка -…                         тётя - …                   штаны - …

                  корова - …                                

             солнце - …

        камень - …

Физкультминутка

Миша шел, шел, шел,

Белый гриб нашел.

Раз – грибок, два – грибок,

 Положил их в кузовок.

Задание № 6

- Сделаем звукобуквенный анализ слов: уши, шишка.

-Какое правило надо знать, чтобы правильно написать это слово?

    /

У -  Ш   И

Работа у доски.

                /

        

  Ш И Ш - К  А

 Составление предложений с заданным звуком.  (Доска)

Шкаф, вешать, в, Миша, шуба. Кушетка, на, отдыхать, дедушка.

 В, писать, Маша,  школа,  буква. 

- Сравните буквы И и Ш по написанию.

Сколько палочек у буквы И?

Когда мы пишем букву И, можно считать «Раз, два».

Сколько палочек у буквы Ш?

Когда мы пишем букву Ш, можно считать «Раз, два, три».

Напишите одну строчку с буквой И, считая «раз-два», вторую строчку с буквой Ш, считая «раз-два-три».

- Вставьте вместо геометрических фигур буквы, прочтите получившиеся слова. Вместо треугольника - букву И, вместо квадрата – букву  Ш.

      апка,      гла,        уба,

кра,        арф,   ндюк,

      утк     ,    аф     а.

-Запишем получившиеся слова в тетрадь.

- С каким звуком мы сегодня работали? Расскажите все что вы знаете о звуке [ш ].

-Какие задания вам понравились больше всего? Что показалось трудным?

Оценки.

В слове ДУШ звук

[Ш] находится в конце слова.

В слове кошка звук

[Ш] находится в середине слова.

В слове камыш звук

[Ш] находится в конце слова.

Звук [Ш ]

Губы вытянуты вперед и округлены. Язык образует «чашечку»: боковые края прижаты к верхним зубам, кончик языка не касается верхнего нёба.

Звук [ш] – согласный, глухой. Всегда твердый.

Буквой Ш

Шары, шуба, каша, камыш  …

Дети по очереди читают слоги.

Дети называют звуки:

(и-ы)

(к-п)

 (м-к)

(у-ы)

 

У меня мешки, а у тебя нет мешков.

У меня шубы, а у тебя нет шуб и т.д.

Затем дети меняются картинками.

Дети отвечают:

большой кувшин, большая машина, большие башмаки и т.д

Хлебушек, зимушка, тётушка,

матушка, хозяюшка,

штанишки,

коровушка, солнышко, камушек.

Выполняют, сочетая слова с  движениями.

Один ребёнок делает у доски, остальные -  в тетради.

У – гласный 1 ряда,

Ш – согласный, глухой, всегда твёрдый,

И – гласный 2 ряда,

В этом слове 2 слога:

1 слог – У,

2 слог – ШИ.

3 звука и 3 буквы

Ш– согласный, глухой, всегда твёрдый,

И – гласный 2 ряда,

Ш– согласный, глухой, всегда твёрдый,

К – согласный, парный глухой, твёрдый,

А – гласный 1 ряда,

В этом слове 2 слога:

1 слог – шиш,

2 слог – ка.

5 звуков и 5 букв.

Дети составляют предложения по очереди.

Две палочки.

Дети прописывают букву И в воздухе.

Три палочки.

Дети прописывают букву Ш в воздухе.

Дети выполняют задание у доски  по очереди.

Шапка, игла, шуба, икра, шарф, индюк, шутки, афиша.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ " Автоматизации звука [ р ] в слогах, словах и предложениях"

Занятие по автоматизации звука [р ] в слогах, словах, предложениях. Предлагаются задания на автоматизацию звука в слогах со стечением согласных, в словах (в начале слова, в середине слова и в конце сл...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ. Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»

Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·...

Индивидуальное логопедическое занятие в 3В классе. Тема: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, фразах, тексте".

Цели:  Коррекционно-образовательные: уточнить изолированное произношение звука Р;закрепить правильное произношение звука Р в  слогах, словах, фразах, тексте;совершенствовать грамматический с...

Конспект логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях"

На данном занятии ставятся следующие задачи:Задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;- продолжать учить определять место звук...

Конспект логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта (вариант 1) 4 класс. Слова-неприятели (антонимы). Весна

Цель: расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь антонимов, активизации словарного запаса.Задачи:Учить подбирать антонимы к словам различных частей речи;Расширить представления де...