Подготовительные Упражнения для постановки звука Р
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Миронова Любовь Александровна

В данном материале предоставлены подготовительные упражнения для постановки звуков  твердого Р и мягкого Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon упражнения для Р52 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

         Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков.

  1. Методика выполнения упражнений  артикуляционной гимнастики
  1. Упражнения выполняются от простого к сложному.

Упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.

Каждое упражнение выполняют 10-15 раз, под счет 1-5, 1-10.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, но общая продолжительность занятия не должна превышать 10-15 минут.

Не стоит расстраиваться, если не будет получаться какое – то упражнение, пока ребёнок выполняет те задания, которые может. Выполнение доступных упражнений укрепит мышцы артикуляционного аппарата и приучит систематически выполнять зарядку.

Занятия должны проходить в игровой форме, соревнуясь, кто лучше сможет выполнить артикуляционное упражнение.  Можно привлечь любимую игрушку. Также любима детьми Сказка о Весёлом Язычке (придумывается из упражнений для конкретного звука).

  1. Развитие речевого дыхания

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнением артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

  1. Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более 3-5 раз.
  1. Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

1.Футбол (к игре подготовьте поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки. )

а) Возьми поролоновый мячик, положи перед футбольными воротами. Забивай гол плавной струёй воздуха; а теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха; посчитай, сколько голов ты забил.

б) Поиграй по – другому. Голы забивай с “лопаточки”:

положи широкий язык на нижнюю губу, проверь, получилась ли лопаточка; забивай гол с лопаточки плавной струёй воздуха; а теперь забивай гол с широкого языка резкой отрывистой струёй воздуха. Забей три гола сильной резкой струёй воздуха.

2. Снегопад (к игре подготовьте снежинки, вырезанные из тонкой папиросной бумаги, размером не больше ладошки ребёнка)

Возьми снежинку и положи её к себе на ладошку. Постарайся сдуть её, не надувая щёк.

3. Листопад (в игре используем сухие листья или листья деревьев, вырезанные из тонкой бумаги). Играем аналогично игре “Снегопад”.

4.Кораблик (к игре сделайте бумажный кораблик)                                                        Задача: сдуть кораблик с длинного стола.

5.Шторм в стакане – дуть на воду в стакане, в любой небольшой ёмкости, наблюдая за создаваемой рябью и волнами.

  1. 6.Покажи три фокуса (для игры подготовьте поролоновый или ватный шарик диаметром 2 – 2,5 см, прикрепите его на ниточку длиной 10 – 12 см)

Фокус первый:

- держи шарик перед губами;

- сделай трубочку из губ;

- выдыхай плавно через вытянутые вперёд губы;

  • смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ.

         Фокус второй:

- держи шарик перед губами;

- сделай лопаточку из языка;

- выдыхай плавно на шарик с лопаточки;

- смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает.

        Фокус третий:

- держи шарик у носа;

- подними язык к верхней губе;

- выдыхай резко на кончик языка;

- смотри, как красиво шарик отлетает вверх;

  • покажи фокус три раза. Старайся!

7.Надувать воздушные шарики, дуть на карандаш, который катится по столу и т.п.

8.Ещё один Фокус
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

9. Можно петь детские песенки, но вместо слов использовать слоги да-да-да, до-до-до, ду-ду-ду...(например, песенку Крокодила Гены).

  1. Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков р-рь
  2. Упражнения на ощущение вибрации кончика языка
  3. 1.Кучер

Произносить “тпру” губами, как бы останавливая лошадку.

2.Мотоцикл

При выполнении упражнения “Кучер” зажать язык лопаткой между зубами.

Упражнения на распластывание, уплощение кончика языка

1.Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.

2.Накажи непослушный язычок:

губами ”пожевать”, произнося “пя-пя-пя”;

зубами “пожывать”, произнося “та-та-та”.

  1. Общие артикуляционные упражнения и упражнения на умение удерживать кончик языка на бугорках за верхними зубами (альвеолах)
  2. 1. Качели
  3. Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.

2. Маляр

  1. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.

3. Чистим, считаем верхние зубки

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо - влево с внутренней стороны, «считаем» верхние зубы.

4. Лошадка

  1. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

5. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

6. Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.

7. Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д., в разных ритмах. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться

В следующих двух упражнениях - фиксация внимания на ощущениях кончика языка.

При произнесении [дзз] , [джжж] почувствовать “щекотливость” - небольшое дрожание кончика языка. При работе со звукосочетаниями [дз, дж]

8.  Пчёлка
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звуки [дзззз]. Следить чтобы рот не закрывался.

9.Шмель

Улыбнуться, открыть рот. Произносить [джжжж], имитируя полет шмеля.

10.Машина буксует

Попеременное выполнение упражнений “Шмель” и ”Комарик”, получается звучание, как будто машина забуксовала. Закончить упражнение так, чтобы машина из ямы выбралась.

11.«Весёлый дождик» 

Произнеси твёрдо звуки Т-Д. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твёрдое? Подставь левую ладошку, а пальцами правой показывай, как капли дождя – крупные, тёплые – падают на твою руку, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее. При этом взрослый произносит такие стихи:

Дождик капнул на ладошку - т-д, т-д…(правой рукой изобрази падающие капельки дождя, «дождик капает» на ладошку левой руки)

На цветок – т-д, т-д,.. (левой рукой изобрази цветок)

И на дорожку т-д, т-д… (из левой руки сделай дорожку)

Застучал по крыше он – т-д, т-д…(изобрази левой рукой крышу домика)

И раздался частый звон – т-д, т-д… (дождик пошёл сильнее)

12. Балалаечка
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука [д-д-д] или [з-з-з] (за верхними зубами) при приоткрытом рте быстрыми движениями соской, плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем (или мизинцем, кому как удобнее) самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Слышится вибрация и звук, подобный Р.

Закрепляем это ощущение, но пока не называем его звуком Р. Это просто новый звук.  По мере закрепления положения языка постепенно помогаем соской всё меньше и меньше, чтобы звук получался чище.


  1. Упражнения для развития подъязычной связки (уздечки)

Подъязычная уздечка должна иметь длину 1,5 см. Если уздечка укороченная, то нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки [ш-ж-щ-ч-л-ль-р-рь].

  1. Но не спешите подрезать уздечку. Она очень эластичная и растягивается от специального комплекса упражнений. Однако, если уздечка слишком укорочена, возможно и понадобится хирургическое вмешательство, т.к. это может стать причиной неровного роста зубов.
  2. Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, выполняйте каждый день следующие упражнения:

1. Маляр

  1. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.

2. Барабан

  1. Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться

3. Лошадка

  1. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

4. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

5.Гармошка

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка от нёба открывать и закрывать рот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на постановку звуков

Упражнения на постановку звуков в стихах...

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

Комплекс игровых упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука Л

Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л....

"Подготовительный этап постановки звука [с]”

Конспект проведения индивидуального занятия ...

Комплекс упражнений для постановки шипящих звуков

В презентации представлены упражения для постановки правильного звукопроизношения шипящих звуков Ж,Ш,Ч,Щ....

Весёлые упражнения и постановка звука "Р". Презентация -Занятие1 логопеда Маковеевой Г.Н.

Презентация с голосовым сопровождением поможет провести интересное занятие логопеду, родителям и детям. Даны пошаговые голосовые и текстовые инструкции, с которыми может справиться ребёнок самостоятел...

Из опыта постановки театральных скетчей ( + тексты и подготовительные упражнения)

Дети любят примерять на себя разные роли. Почему бы не сделать это на английском?...