Открытый урок по автоматизации звука Р в слогах, словах
план-конспект урока по логопедии на тему

Акулова Светлана Александровна / Akulova Svetlana

Открытый урок по автоматизации звука Р в слогах, словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_avtomatizatsiya_r_v_slogah_slovah.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 158 города Москвы

Структурное подразделение

Школа – интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

НА ТЕМУ

«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ»

Учитель – логопед начальных классов

                                                        Акулова Светлана Александровна

                                                                

Москва 2017 г.


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука «Р» в прямых   слогах,  в словах, предложениях и стихотворениях.

2. Развивать фонематический слух: учить ребенка различать и правильно произносить  звук «Р» в словах.

3. Развивать внимание и кратковременную память с помощью чистоговорок и стихотворений. Пополнить словарный словарь ребёнка новыми словами. Объяснить значения этих слов.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

СЛОГИ:

Ра – ра – ра

Ара – ара – ара

Ру – ру – ру

Ару – ару – ару

Ры – ры – ры

Ары – ары – ары

Ро – ро – ро

Аро – аро - аро

Ра – ра – ра – во дворе у нас игра.

Ру – ру – ру – собирайте детвору.

Ры – ры – ры – покатаемся с горы.

Ра – ра – ра – очень рада детвора.

СЛОВА:

Образец: ра – ра: рак

Ура, гора, дыра, жара, нора,  парад, баранка, жираф, радуга, радость, ракушка, гараж.

Образец: ро – ро: рот

Рома, роза, перо, урок, герой, горох, пирог, мороз, народ, ворона, дорога, корова, сорока, Родина, робкий

Образец: ру – ру: рубль

Беру, руки, ручка, Маруся, русский, кукуруза, рубашка, рулетка.

Образец: ры – ры: рыба

Рысь, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, топоры, комары, корыто, рыть.

СЛОВА ДЛЯ ИГРЫ:

Рак, школа, баранка, мороз, автобус, ракета, кубики, кукла, дорога, радио, жара, холод, рыба.

Предложения:

Рома идёт на урок.

Ира пасёт корову.

У Веры шары.

У Тамары красный карандаш.

Чистоговорки:

Рано - рано поутру,

Рожок играет : «ту-ру-ру».

Есть у Раи огород,

Там морковка и горох.

Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.

Стихотворение:

В огороде -  гора,
В горе – широкая дыра,
Дыра – кротовая нора.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Здравствуй!  Как у тебя дела? Напомни мне, какой звук мы с тобой проходим?

- Правильно, звук «Р». Это очень сложный и важный звук в нашем языке.

- Давай заводить моторчик. Напомни мне, где у нас зубки и где язычок? Правильно, только язычок чуть дальше от зубов, вот здесь, где я палочкой тебе потру.

Аккуратно касаемся палочкой/зондом верхнего нёба, где альвеолы.

(Артикуляция звука Р:

Рот приоткрыт. Между верхними и нижними резцами – расстояние около 1 см. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а кончик языка поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют).

- Молодец! Хорошо получается.

Теперь давай произносить слоги.

 Знаешь что такое слоги? Это такие кусочки, из которых состоят слова.

Ра – ра – ра

Ара – ара – ара

Ру – ру – ру

Ару – ару – ару

Ры – ры – ры

Ары – ары – ары

Ро – ро – ро

Аро – аро - аро

Ра – ра – ра – во дворе у нас игра.

Ру – ру – ру – собирайте детвору.

Ры – ры – ры – покатаемся с горы.

Ра – ра – ра – очень рада детвора.

- Хорошо! Теперь давай проговаривать слова, чётко произносить звук «Р»:

(Объяснять значения неизвестных слов.)

Образец: ра – ра: рак

Ура, гора, дыра, жара, нора,  парад, баранка, жираф, радуга, радость, ракушка, гараж.

Образец: ро – ро: рот

Рома, роза, перо, урок, герой, горох, пирог, мороз, народ, ворона, дорога, корова, сорока, Родина, робкий

Образец: ру – ру: рубль

Беру, руки, ручка, Маруся, русский, кукуруза, рубашка, рулетка.

Образец: ры – ры: рыба

Рысь, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, топоры, комары, корыто, рыть.

- Молодец! Ты заметил, как хорошо уже у тебя стало получаться?

Теперь поиграем в такую игру: я быстро говорю слова. Если в слове есть звук «Р» – ты его повторяешь, если нет – то не повторяешь. За правильный ответ я буду тебе давать одну ракушку, а за неправильный  – брать себе. Понятно? Начали:

Рак, школа, баранка, мороз, автобус, ракета, кубики, кукла, дорога, радио, жара, холод, рыба.

- Теперь считаем выигрыш. Повторяй за мной: одна ракушка, две ракушки, три ракушки… .

- Молодец! Ты у меня выиграл!

- Сейчас я буду говорить предложение – а ты за мной повторяй , чётко произноси звук «Р»:

Рома идёт на урок.

Ира пасёт корову.

У Веры шары.

У Тамары красный карандаш.

- Молодец! У тебя уже хорошо получается!

- Теперь давай разучим три чистоговорки.

Ты сначала просто послушай, а потом повторяй за мной, хорошо?

(Логопед сначала читает всю чистоговорку целиком, чётко выделяя звук «Р». Потом читает по  строчке – и ребёнок повторяет за ним).

Рано - рано поутру,

Рожок играет : «ту- ру- ру».

- Как ты думаешь, кто так рано может играть на рожке? Это пастух пасёт коров и так созывает их в стадо.

- Слушай следующую чистоговорку:

Есть у Раи огород,

Там морковка и горох.

- Молодец! Теперь послушай чистоговорку про барана:

Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.

-Что такое «барабан» знаешь? Музыкальный инструмент такой, по нему палочками специальными бьют. Очень шумный инструмент. Кто на нём играет, называется «барабанщик».

Теперь разучим маленькое стихотворение:

В огороде -  гора,
В горе – широкая дыра,
Дыра – кротовая нора.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

-Молодец! Ты сегодня очень хорошо занимался! Научился произносить звук «Р», выучил новые слова, чистоговорки и стихотворение с этим звуком.

Теперь выбирай себе наклейки в домашнюю тетрадь.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Повторить все слова со звуком «Р» по нашему образцу, выучить новые слова, которые разбирались на уроке. Выучить наизусть три чистоговорки и стихотворение. Наклеить в домашнюю тетрадь картинки с новыми словами на звук «Р», которые прошли на уроке.