Главные вкладки

    Открытый урок по автоматизации звука Р в слогах, словах
    план-конспект урока по логопедии на тему

    Акулова Светлана Александровна

    Открытый урок по автоматизации звука Р в слогах, словах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_avtomatizatsiya_r_v_slogah_slovah.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ школа № 158 города Москвы

    Структурное подразделение

    Школа – интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

    НА ТЕМУ

    «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ»

    Учитель – логопед начальных классов

                                                            Акулова Светлана Александровна

                                                                    

    Москва 2017 г.


    ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

    1. Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука «Р» в прямых   слогах,  в словах, предложениях и стихотворениях.

    2. Развивать фонематический слух: учить ребенка различать и правильно произносить  звук «Р» в словах.

    3. Развивать внимание и кратковременную память с помощью чистоговорок и стихотворений. Пополнить словарный словарь ребёнка новыми словами. Объяснить значения этих слов.

    ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

    СЛОГИ:

    Ра – ра – ра

    Ара – ара – ара

    Ру – ру – ру

    Ару – ару – ару

    Ры – ры – ры

    Ары – ары – ары

    Ро – ро – ро

    Аро – аро - аро

    Ра – ра – ра – во дворе у нас игра.

    Ру – ру – ру – собирайте детвору.

    Ры – ры – ры – покатаемся с горы.

    Ра – ра – ра – очень рада детвора.

    СЛОВА:

    Образец: ра – ра: рак

    Ура, гора, дыра, жара, нора,  парад, баранка, жираф, радуга, радость, ракушка, гараж.

    Образец: ро – ро: рот

    Рома, роза, перо, урок, герой, горох, пирог, мороз, народ, ворона, дорога, корова, сорока, Родина, робкий

    Образец: ру – ру: рубль

    Беру, руки, ручка, Маруся, русский, кукуруза, рубашка, рулетка.

    Образец: ры – ры: рыба

    Рысь, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, топоры, комары, корыто, рыть.

    СЛОВА ДЛЯ ИГРЫ:

    Рак, школа, баранка, мороз, автобус, ракета, кубики, кукла, дорога, радио, жара, холод, рыба.

    Предложения:

    Рома идёт на урок.

    Ира пасёт корову.

    У Веры шары.

    У Тамары красный карандаш.

    Чистоговорки:

    Рано - рано поутру,

    Рожок играет : «ту-ру-ру».

    Есть у Раи огород,

    Там морковка и горох.

    Обрадован баран –
    У барана – барабан,
    И баран в барабан барабанит,
    Барабанит баран в барабан.

    Стихотворение:

    В огороде -  гора,
    В горе – широкая дыра,
    Дыра – кротовая нора.


    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    - Здравствуй!  Как у тебя дела? Напомни мне, какой звук мы с тобой проходим?

    - Правильно, звук «Р». Это очень сложный и важный звук в нашем языке.

    - Давай заводить моторчик. Напомни мне, где у нас зубки и где язычок? Правильно, только язычок чуть дальше от зубов, вот здесь, где я палочкой тебе потру.

    Аккуратно касаемся палочкой/зондом верхнего нёба, где альвеолы.

    (Артикуляция звука Р:

    Рот приоткрыт. Между верхними и нижними резцами – расстояние около 1 см. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а кончик языка поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют).

    - Молодец! Хорошо получается.

    Теперь давай произносить слоги.

     Знаешь что такое слоги? Это такие кусочки, из которых состоят слова.

    Ра – ра – ра

    Ара – ара – ара

    Ру – ру – ру

    Ару – ару – ару

    Ры – ры – ры

    Ары – ары – ары

    Ро – ро – ро

    Аро – аро - аро

    Ра – ра – ра – во дворе у нас игра.

    Ру – ру – ру – собирайте детвору.

    Ры – ры – ры – покатаемся с горы.

    Ра – ра – ра – очень рада детвора.

    - Хорошо! Теперь давай проговаривать слова, чётко произносить звук «Р»:

    (Объяснять значения неизвестных слов.)

    Образец: ра – ра: рак

    Ура, гора, дыра, жара, нора,  парад, баранка, жираф, радуга, радость, ракушка, гараж.

    Образец: ро – ро: рот

    Рома, роза, перо, урок, герой, горох, пирог, мороз, народ, ворона, дорога, корова, сорока, Родина, робкий

    Образец: ру – ру: рубль

    Беру, руки, ручка, Маруся, русский, кукуруза, рубашка, рулетка.

    Образец: ры – ры: рыба

    Рысь, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, топоры, комары, корыто, рыть.

    - Молодец! Ты заметил, как хорошо уже у тебя стало получаться?

    Теперь поиграем в такую игру: я быстро говорю слова. Если в слове есть звук «Р» – ты его повторяешь, если нет – то не повторяешь. За правильный ответ я буду тебе давать одну ракушку, а за неправильный  – брать себе. Понятно? Начали:

    Рак, школа, баранка, мороз, автобус, ракета, кубики, кукла, дорога, радио, жара, холод, рыба.

    - Теперь считаем выигрыш. Повторяй за мной: одна ракушка, две ракушки, три ракушки… .

    - Молодец! Ты у меня выиграл!

    - Сейчас я буду говорить предложение – а ты за мной повторяй , чётко произноси звук «Р»:

    Рома идёт на урок.

    Ира пасёт корову.

    У Веры шары.

    У Тамары красный карандаш.

    - Молодец! У тебя уже хорошо получается!

    - Теперь давай разучим три чистоговорки.

    Ты сначала просто послушай, а потом повторяй за мной, хорошо?

    (Логопед сначала читает всю чистоговорку целиком, чётко выделяя звук «Р». Потом читает по  строчке – и ребёнок повторяет за ним).

    Рано - рано поутру,

    Рожок играет : «ту- ру- ру».

    - Как ты думаешь, кто так рано может играть на рожке? Это пастух пасёт коров и так созывает их в стадо.

    - Слушай следующую чистоговорку:

    Есть у Раи огород,

    Там морковка и горох.

    - Молодец! Теперь послушай чистоговорку про барана:

    Обрадован баран –
    У барана – барабан,
    И баран в барабан барабанит,
    Барабанит баран в барабан.

    -Что такое «барабан» знаешь? Музыкальный инструмент такой, по нему палочками специальными бьют. Очень шумный инструмент. Кто на нём играет, называется «барабанщик».

    Теперь разучим маленькое стихотворение:

    В огороде -  гора,
    В горе – широкая дыра,
    Дыра – кротовая нора.

    ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

    -Молодец! Ты сегодня очень хорошо занимался! Научился произносить звук «Р», выучил новые слова, чистоговорки и стихотворение с этим звуком.

    Теперь выбирай себе наклейки в домашнюю тетрадь.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    Повторить все слова со звуком «Р» по нашему образцу, выучить новые слова, которые разбирались на уроке. Выучить наизусть три чистоговорки и стихотворение. Наклеить в домашнюю тетрадь картинки с новыми словами на звук «Р», которые прошли на уроке.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях

    Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Р   в слогах, словах и предложениях....

    Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».

    Цель: Закрепление  правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи:      1.Коррекционно -образовательные:...

    Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ " Автоматизации звука [ р ] в слогах, словах и предложениях"

    Занятие по автоматизации звука [р ] в слогах, словах, предложениях. Предлагаются задания на автоматизацию звука в слогах со стечением согласных, в словах (в начале слова, в середине слова и в конце сл...

    Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ. Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»

    Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·...

    Индивидуальное логопедическое занятие в 3В классе. Тема: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, фразах, тексте".

    Цели:  Коррекционно-образовательные: уточнить изолированное произношение звука Р;закрепить правильное произношение звука Р в  слогах, словах, фразах, тексте;совершенствовать грамматический с...

    Индивидуальное логопедическое занятие во 2 «Б» классе. Тема: «Приключение Буратино». Автоматизация звука (Р) в слогах, словах, фразах, тексте.

    Цели: автоматизация звука «Р» в слогах, словах, фразах, тексте  посредством использования логопедических игр.Коррекционно-образовательные: ·...