Рабочая программа «Коррекция нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников в условиях логопедического пункта»
рабочая программа по логопедии на тему

Рабочая программа учителя-логопеда общеобразовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_nerezko_vyrazhennoy_disleksii.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель СПС

_________  /Е.Е.Брилинг/

Протокол № 1

«29» августа 2016г.

«Согласовано»

Заместитель

директора

__________/С.Г.Галин/

«29» августа 2016г.

«Утверждено»

Директор

ГБОУ Лицей № 1561

______________ Пазынин В.В.

«31» августа 2016 г.

                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция нерезко выраженной дислексии и трудностей

формирования навыка чтения у младших школьников в условиях логопедического пункта» 

Составитель программы:

                                                                 учитель-логопед Рябова Ольга Викторовна

               

                                                                       _______________________

                                                                   

Используемая примерная программа

Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией

Л. Н.Ефименковой, Р. И. Лалаевой «Система коррекционной

работы с детьми, имеющими речевые нарушения».

Программа может быть дополнена, изменена по ходу работы над ней.

Срок действия программы с 01.09.2016 до выхода новой.

Москва 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая (коррекционно-развивающая) программа разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми и составлена в соответствии с государственным стандартом по чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педагогике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.

В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.

При составлении учебной программы использованы:

  • системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И.Н. Садовниковой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой, Л.Н. Ефименковой, Г. Мисаренко;
  • система работы со слоговыми таблицами, предложенная А.Н. Корневым;
  • система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н. Костроминой и Л.Г. Нагаевой;
  • система заданий, направленных на совершенствованиедикции и выразительности чтения, предложенная Т.И. Кондраниной и Л.М. Козыревой.

Использование программы предполагает:

  • определение тематики содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;
  • отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий;
  • определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и специалистами образовательных учреждений.

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной базовой программе и имеющими следующие особенности процесса чтения:

  • временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;
  • наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;
  • замедленный темп чтения.

Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами — нарушением зрительного внимания, пространственных представлений, расстройством движений глаз при чтении и др.

Учебная программа включает в себя четыре блока:

  • диагностика;
  • формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
  • коррекция несовершенного навыка чтения;
  • совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.

Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю, количество часов – 64. С 1-15 сентября, с 15-31 мая – диагностико–подготовительный и оценочный этап обучения – коррекционные занятия не проводятся.

        Работа по коррекции дислексии начинается с 16 сентября после завершения обследования и проводится в течение учебного периода, исключая время каникул.

Прием на занятия в школьный логопункт с данным диагнозом осуществляется по результатам проведенного в ПМПК обследования.

Принципы, заложенные в программу:

  • единство диагностики, коррекции и развития;
  • онтогенетический подход;
  • деятельностный характера занятий;
  • совместное обучение с родителями;
  • доступность;
  • дифференцированный индивидуальный подход.

Задачи программы:

  • совершенствование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
  • коррекция несовершенного навыка чтения;
  • совершенствование навыка чтения.

Особенностью программы является реализация индивидуально-ориентированного подхода в применении психолого-диагностических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей.

Результативность работы определяется по итогам cpaвнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка чтения у ребенка, замеченное родителями или учителем, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как:

способность к самостоятельной организации своей деятельности; способность осуществлять контроль над собственным чтением; умение использовать полученные навыки в новых условиях.

Направления работы: коррекция дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников

№ п/п

в теме

Тема

Кол-во

час

I.  Диагностический

8

II. Формирование неречевых психических функций,

необходимых для совершенствования навыка чтения

16

Совершенствование восприятия

5

Развитие избирательности  восприятия: цветовая маркировка букв, слогов, слов, вычеркивание заданных букв из текста; деление на слоги

1

Расширение поля зрения: игра «Что вокруг?»; числовые и буквенные пирамиды, таблицы

1

Расширение поля зрения: игра «Что вокруг?»; числовые и буквенные пирамиды, таблицы

1

Развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации: складывание узоров; дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки

1

Развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации: складывание узоров; дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки

1

Совершенствование внимания

3

Развитие зрительного и слухового внимания: путешествие по лабиринтам; произнесение слов, предложений в заданном темпе, с заданной громкостью, с различной эмоциональной окраской;

1

Развитие концентрации и устойчивости внимания: запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями; переписывание бессмысленных слов;

1

Расширение объема внимания: нахождение в рядах букв целых слов; запоминание и запись по памяти бессмысленных слов, знакомых слов и предложений; отыскивание в таблицах черных и белых чисел по порядку

1

Совершенствование памяти

3

Тренировка зрительной памяти: составление фигур из палочек; запоминание изображенных предметов

1

Тренировка оперативной памяти: зарисовывание произвольных изображений.

1

Тренировка оперативной памяти: чтение и запоминание предложений разной длины.

1

Совершенствование мышления

3

Тренировка способности создавать мыслительный образ: мысленное представление различных образов и состояний

1

Тренировка способности устанавливать логические связи между словами: анализ и установление логичных и нелогичных ассоциаций

1

Представление текстов зрительными образами.

1

Совершенствование эмоционально-волевой сферы

2

Рисование эмоциональных состояний

1

Оценивание ребенком собственной скорости чтения

1

III  Коррекция несовершенного навыка чтения

22

Развитие языкового анализа и синтеза

6

Определение границ предложения в тексте без точек; придумывание предложений по картинке

1

Определение границ предложения в тексте без точек; придумывание предложений с заданным словом

1

Придумывание предложений по опорным словам; работа с деформированным предложением

1

Составление графических схем предложений и предложений по схемам, определение места заданного слова в предложении

1

Выделение гласных из слога, слова; анализ и синтез слогов с помощью фишек, составление слогов и слов из разрезной азбуки

1

Определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства

1

Развитие морфологической системы языка

9

Упражнения на дифференциацию частей речи

1

Упражнения на дифференциацию частей речи

1

Игра «Кругосветное путешествие» (закрепление категорий одушевленности-неодушевленности существительных)

1

Практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола

1

Практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола

1

Упражнения, игры на согласование различных частей речи

1

Подбор родственных слов; игра «Назови ласково»

1

Работа с деформированным словом; работа с изографами; игра «Составь слово».

1

Работа с деформированным словом; работа с изографами; игра «Составь слово».

1

Совершенствование синтаксической структуры речи

6

Составление двусоставных предложений по опорным словам, картинкам

1

Упражнения на распространение предложений

1

Упражнения на распространение предложений

1

Упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов

1

Упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов

1

Работа со схемами

1

Совершенствование лексической стороны речи

4

Упражнения на подбор глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот)

1

Упражнения на подбор глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот)

1

Упражнения на подбор антонимов, синонимов

1

Упражнения на подбор названий к тексту (и наоборот).

1

Совершенствование семантической стороны речи

4

Ответы на вопросы по прочитанному тексту; подбор картинок

1

Работа с деформированными текстами;

1

Пересказ

1

Придумывание начала и конца к тексту.

1

IV  Совершенствование навыка чтения

15

Обучение технике чтения (способ, темп, четкая дикция,

правильность, выразительность)

Чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных)

1

Чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных)

1

Чтение слов различной буквенной наполняемости

1

Чтение «лесенок» и «пирамидок»

1

Упражнения по чтению «по кругу», «молния», «буксир»

1

Чтение с «окошечком», «решеткой»

1

Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения: чтение чистоговорок

1

Чтение скороговорок, слов одинаковой и различной структуры

1

Чтение несуразиц

1

Чтение слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения

1

Развитие навыка правильной расстановки логического ударения. Чтение индивидуальное и по ролям

1

Развитие навыка правильной расстановки логического ударения. Чтение индивидуальное и по ролям

1

Выработка правильной интонации, соблюдение логических пауз Чтение индивидуальное и по ролям

1


Список литературы

  1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 40 с.
  2. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /Под ред. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007. – 208с.
  3. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. – 528 с.
  4. Лапп А.А. Развитие связной речи удетей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Логопедия в школе: Практический опыт /Под ред. В.С. Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. И дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 368 с.
  6. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов /Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  7. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты для логопеда /Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  8. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов /Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  9. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004. – 72.
  10. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – Калуга: издательство «Адель», 1998. – 118с.
  11. Токарь И.Е. Логопедическое обследование устной речи детей старшего дошкольного и школьного возраста. Логопедия №2(4), 2004.
  12. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста. Логопедия №2(4), 2004.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: "Совершенствование навыков чтения у младших школьников "

В этом реферате редставлены упражнения, которые помогут формировать навык чтения у младших школьников....

Совершенствование навыка чтения у младших школьников

Чтение – основное средство обучения, инструмент  познания  окружающего мира.      Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру....

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта. Программа предназначена для учителей-логопедов, логопедов. Расчитана на 36 часов....

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией....

Статья на тему "Развитие навыков самостоятельности у младших школьников в условиях группы продлённого дня"

В статье кратко даётся обоснование развития самостоятельности учащихся начальных классов, методы формирования самостоятельности деятельности....

Рабочая программа коррекционного курса «Оптимизации процесса формирования полноценного навыка чтения у младших школьников с различными речевыми нарушениями»

В настоящее время проблема успешного овладения полноценным навыком чтения, приобретение которого является одним из важных условий развития речевой культуры учащихся, вызывает огромный интерес н...