Рабочая программа «Коррекция звукопроизношения у учащихся начальной школы в условиях логопедического пункта»
рабочая программа по логопедии на тему

Рабочая программа учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zvukoproiznosheniya.docx42.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель СПС

_________  /Е.Е.Брилинг/

Протокол № 1

«29» августа 2016г.

«Согласовано»

Заместитель

директора

__________/С.Г.Галин/

«29» августа 2016г.

«Утверждено»

Директор

ГБОУ Лицей № 1561

______________ Пазынин В.В.

«31» августа 2016 г.

                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция звукопроизношения у учащихся начальной

школы в условиях логопедического пункта»

Составитель программы:

                                                                 учитель-логопед Рябова Ольга Викторовна

               

                                                                       _______________________

                                                                   

Используемая примерная программа

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций ведущих

специалистов в области логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой

Москва 2016

Пояснительная записка

Рабочая логопедическая программа по коррекции звукопроизношения учащихся 1-4 классов ГБОУ Лицея № 1561 составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  ФГОС НОО второго поколения (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373);
  • Приказом  министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.02 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Учебным планом общеобразовательного учреждения;
  • Программно-методическими рекомендациями ведущих специалистов в области коррекционной педагогики.

Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухо - произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

              Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю с дизартрией, 1-2 часа по исправлению нарушений звукопроизношения, количество часов – 64. С 1-15 сентября, с 15-31 мая – диагностико – подготовительный и оценочный этап обучения – коррекционные занятия не проводятся.

        Работа по коррекции звукопроизношения с 16 сентября после завершения обследования и проводится в течение учебного периода, исключая время каникул.

         Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции конкретного обучающегося).

         Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.

Обоснование (актуальность).

Выявление нарушений речи как системы и разработка коррекционной логопедической работы позволяет влиять на процесс формирования полноценной речи и на обеспечение своевременной готовности к усвоению родного языка в школе. Своевременное выявление и систематическая коррекционная работа позволяет преодолеть недоразвитие речи и предотвратить обусловленные им отрицательные последствия.

Концептуальной основой программы является «педагогика успеха», которая предполагает обеспечение условий для развития, самореализации личности ребенка посредством создания ситуаций успеха. Педагог призван не «исправлять недостатки» ребенка, а, опираясь на «зону ближайшего развития», побуждать его к самосовершенствованию и саморазвитию.

Целесообразность формирования группы обусловлена характеристикой выявленных речевых нарушений восприятия и индивидуальными особенностями детей.

Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, имеющими ФФН с дизартрическим компонентом.

У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. Их устранение осуществляется в условиях длительной коррекции.

На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков, нормализации просодической стороны речи. Специальное внимание уделяется формированию кинестетических ощущений. В связи с этим проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и степенью ее выраженности.

Основными задачами работы по развитию речи детей являются;

  • формирование   полноценных   произносительных   навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:

  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением  внимания  к  способам  словообразования,   к лексическому значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение;  употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование и развитие навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

     Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.

Принципы работы:

  • Доступности
  • Системности учета структуры речевого нарушения
  • Комплексности
  • Дифференцированный подход обучения
  • Этиопатогенетический
  • Поэтапности
  • Использования обходных путей
  • Коррегирующего обучения
  • Формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности
  • Личностно-ориентированный подход – ориентация на ребёнка, его психоэмоциональное состояние (составление индивидуальной программы на ребёнка);
  • Эмоциональный резонанс и поддержка эмоционального климата, правильный подбор инструментов, пособий

Способы постанови звуков:

  • По подражанию
  • Механический
  • Смешанный

Опора на различные анализаторы:

  • Слуховой
  • Зрительный
  • Кожный
  • Двигательный

Формы организации коррекционных занятий:

  • Индивидуальные

Виды контроля

  • Самооценка полученных знаний и умений после каждого занятия
  • Самоконтроль выполненных заданий, взаимоконтроль
  • Оценка логопеда

Содержание работы

При организации коррекции произношения необходимо включить тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические, но объёмные изображения положения губ при артикуляции. Обычно одновременно ведется постановка нескольких звуков из разных групп. Например, из группы свистящих и шипящих ставится звук с, а из группы соноров — звук р или л, в зависимости от того, какой из этих звуков легче ставится и т. д.  Для того, чтобы не было утомительно для учащихся, на занятии дается сначала постановка звука или его автоматизация, затем работа над звуковым анализом и снова постановка другого звука.

Постановка звуков имеет целью научить правильно произносить звук, но не механически, а осознанно. Для этой цели необходимо активизировать сознательную деятельность ребенка и рассматривать постановку звука как неотъемлемую часть формирования акустико-кинестетического образа той или иной фонемы.

При формирования правильного звукопроизношения необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Постановка звука.
  4. Автоматизация звука.
  5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, можно исключить первый этап работы. Иногда оказывается, что ребенок без предварительной артикуляционной гимнастики воспроизводит все необходимые для данного звука дифференцированные движения языка, губ. В этом случае можно исключить второй этап работы. Однако необходимо подчеркнуть, что последовательность всех этапов должна строго соблюдаться.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука  в словах (в начале слова, середине, конце);
  3. автоматизация звука в предложениях;
  4. автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
  5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  6. автоматизация звука в разговорной речи.

Необходимо отметить, что не всегда следует строго придерживаться времени автоматизации звуков, указанного в плане. Если постановка того или иного звука будет достигнута раньше, то можно соответственно раньше его закреплять и включать в упражнения по звуковому анализу.

Планируемые результаты:

К концу второго года коррекционных занятий обучающиеся узнают:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
  • о значении правильного дыхания;
  • основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

 научатся:

  • четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  • называть отличия гласных и согласных звуков;
  • правильно обозначать звуки буквами;
  • производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
  • определять место ударения в слове

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. В зависимости от глубины нарушения зрения, степени выраженности речевых нарушений количество часов может быть увеличено. В случае  не усвоения детьми речевого материала, коррекционная работа будет продолжена  в  последующих классах. Также возможны исключение и добавление изучаемых тем, что должно быть отражено в календарно-тематическом плане работы в разделе «ПРИМЕЧАНИЕ»

Содержание коррекционной работы.

Этапы работы

Коррекционные задачи

Виды работ

Артикуляционная гимнастика

Развивать подвижность
артикуляционного аппарата,
вырабатывать точность и
плавность движений.
Формировать правильную
воздушную струю

Артикуляционные упражнения для развития подвижности языка и губ, дыхательные упражнения

Изолированное произношение звука

Формировать правильный артикуляционный уклад

Изолированно с соблюдением правильной артикуляции, звукоподражание с использованием различных символов

Автоматизация произношение звука в слогах.

Закрепить произношение звука в слогах различной структуры, формировать навыки слогослияния, развивать внимание и память

Многократное повторение слогов, повторение слоговых рядов, договаривание слогов и чистоговорок.

Автоматизация произношение звука в словах

Закреплять произношение звука в словах, развивать умение определять наличие и место звука в словах расширять и активизировать в речи слова

Отраженное повторение слов, сопряженное повторение слов, выбор и называние картинок заданным звуком, определение позиции (начало, середина, конец) заданного звука в слове. Договаривание слов в текстах чистоговорок («Доскажи словечко»)

Автоматизация произношения звука в словосочетания, предложениях.

Закрепить произношение звука в словосочетание, предложениях. Развивать грамматический строй речи, формировать понятие о предложении, учить самостоятельно составлять предложения.

Подбор прилагательных к существительным, определение предмета по действию, составление предложений по сюжетным картинкам, работа с деформированным текстом.

Автоматизация произношения звука в текстах

Закрепить произношение звука в текстах, учить понимать содержание текстов, развивать навыки пересказа, развивать слуховое внимание и память

Выделение из текстов с заданным звуком, беседа по содержанию текстов по вопросам и без вопросов, заучивание наизусть текстов стихотворений, насыщенных словами с заданным звуком, работа над текстами

чистоговорок, скороговорок, многоговорок.

Введение звука в речи

Закрепить произношение звука в самостоятельной речи, развивать навыки самоконтроля за произношением в повседневной жизни.

Беседы в повседневной жизни, наблюдение за речью

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • учебно-наглядный материал (индивидуальные карточки, раздаточный материал, схемы, плакаты, развивающие игры);
  • альбомы;
  • дидактические материалы;
  • зеркала;
  • зонды;
  • шпатели;
  • слоговые таблицы;
  • предметные картинки.

Информационно – коммуникативные технологии –

инструментарий коррекционного воздействия.

  1. Альбомы: «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». \Н.Э. Теремкова.- М.: «Гном и Д», 2009.
  2. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»: М, Просвещение. 1984.
  3. Логопедические лото «Говори правильно».
  4. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»: М. Просвещение. 2008.
  5. Мультимедийные образовательные ресурсы.

Список литературы:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. - М., 1995.
  2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. М. 1991г.
  3. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. – М. ПАРАДИГМА, 2012
  4. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  5. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) – М.: Просвещение, 1989.
  6. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ.М.,1997г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в условиях логопедического пункта школы-интерната

Из опыта работы учителя-логопеда логопункта школы-интерната...

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта. Программа предназначена для учителей-логопедов, логопедов. Расчитана на 36 часов....

Организация работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта общеобразовательного учреждения

В презентации представлены материалы организационной методической  работы учителя - логопеда в рамках школьного логопедического пункта и паспорт логопедического кабинета....

Рабочая программа "Коррекция дизорфографии у учащихся 3-4 классов"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »

Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного  возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...