Конспект фронтального занятия по обучению пересказу.
план-конспект по логопедии на тему

Уланова Лина Сергеевна

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pereskaz_rasskaza_ushinskogo.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению пересказу.

Учитель-логопед Уланова Л.С.

Тема занятия:

«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Программное содержание.

  1. Обучать детей последовательно и связно пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
  2. Формировать у детей целенаправленное восприятие текста.
  3. Развивать умение планировать пересказ текста с опорой на картинки-схемы и умение логически выстраивать свое высказывание.
  4. Активизировать словарь детей по теме «Времена года», закреплять умение подбирать признаки к предмету, синонимы, родственные слова. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  5. Упражнять детей в работе над деформированной фразой.
  6. Развивать интонационную выразительность речи.
  7. Воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.
  8. Закреплять умение согласовывать движения с произнесением текста (в логоритмическом упражнении).

Оборудование.

  • картинки с изображением времен года,
  • слова-карточки «ЛЕТО», «ЗИМА»,
  • графические карточки-схемы для пересказа,
  • эмблемы команд  по количеству детей (солнышки и снежинки),
  • кроссворд,
  • 2 копилки и фишки,
  • мольберт.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Чтение слов на карточках.

Логопед сообщает детям, что сегодня занятие будет проходить в форме игры  КВН, дети делятся на 2 команды. Названия команд они узнают, прочитав карточки со словами (читает один ребенок из команды).

Слова- карточки – ЛЕТО, ЗИМА.

Таким образом, получаются 2 команды – ЛЕТО и ЗИМА, детям раздаются эмблемы команд (на каждого игрока).

  1. Игра «Подбери признак».

Команда «Лето» подбирает признаки к слову «ЛЕТО» (какое? – жаркое, теплое, солнечное и т.д.).

Команда «Зима» подбирает признаки к слову «ЗИМА» (морозная, холодная, лютая и т.д.)

За каждый правильный ответ игроки получают по одной фишке, которые собираются в копилку  команды.

  1.  Подготовка к восприятию текста.

Игра «Угадай загадку».

Педагог по очереди командам загадывает 4 загадки:

Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, закрома,

Сказала: «За мною нагрянет Зима!»

Скоро, скоро к вам примчу,

На метелях прилечу,

Запляшу и закружу,

Землю снегом наряжу.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

В домик свой скворец вернулся

И в лесу медведь проснулся.

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на воде.

Дети отгадывают загадки и соответственно отгадкам выставляют на мольберт сюжетные картинки (4 времени года).

  1. Чтение рассказа.
  1. Первая часть. Активизация словаря по теме. Закрепление навыка подбора синонимов. Закрепление навыка составления предложения из данных слов.        Работа над интонационной выразительностью.

Педагог: Сегодня мы с вами будем пересказывать рассказ К. Д. Ушинского     «Четыре желания» и узнаем, какое любимое время года было у мальчика Мити из этого рассказа. Слушайте внимательно.

«Митя накатался на саночках с ледяной горы и т. д» (чтение 1 части рассказа).

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

 - Как звали мальчика? (Митя)

 - Что делал Митя зимой? (катался на саночках и коньках)

- Каким он был зимой? (Веселым и румяным)

- Какое желание сказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

 - Куда записал Митя желание? (в записную книжечку)

Педагог. А сейчас мы с вами составим предложение из слов (для каждой команды предлагается составить 1 предложение):

  1. Митя, на, санках, ледяной, с, горы, катался.
  2. Митя, на, коньках, катался, по, реке, замерзшей,

Дети составляют предложение из слов и считают количество слов в предложении.

За правильно выполненное задание дети получают по 2 фишки, если задание выполнено с помощью педагога -  1 фишку.

2)        Вторая часть. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Педагог читает 2 часть рассказа:

«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками и т.д.»

Педагог: Сейчас мы с вами попробуем отгадать кроссворд (на мольберт вывешивается кроссворд).

 - Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? (№ 5 – БАБОЧКИ)

 - Какие были бабочки?(№ 3 – ПЕСТРЫЕ)

 - Что мальчик рвал на лугу? (№ 1 – ЦВЕТЫ)

-  Как мальчик говорил о весне? ( № 2 – ПРЕЛЕСТЬ)

 - Куда Митя записал свое желание?   (№ 4 – КНИЖКА)

Педагог: Молодцы, все правильно отгадали. Прочитайте, какое слово получилось по вертикали (ВЕСНА).

За каждый правильный ответ команда получает по фишке.

  1. Третья часть. Образование родственных слов к слову «РЫБА».

Педагог читает 3 часть рассказа:

«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос и т.д.»

Педагог.

 - Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос)

 - Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене).

- Что сказал мальчик отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел, чтобы конца лету не было)

 - Куда было записано желание мальчика?

Педагог. Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову «РЫБА»                (за каждый правильный ответ команда получает фишку).

Рыбак, рыбачок, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбалка, рыбный, рыбачить.

  1. Четвертая часть.  Формирование навыка согласования прилагательных с существительными.

Педагог читает 4 часть рассказа:

«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и т.д.»

Педагог.

 - Какое время года наступило?(Осень)

 - Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши)

 - Какое настроение было у мальчика? (Митя был в восторге)

 - Что мальчик говорил отцу? (Осень – лучше всех времен года)

- Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было написано, что тоже самое он говорил о весне, зиме и лете).

Игра «Что  такое бывает?».

-Про что можно сказать «зимняя»? (погода, шуба, шапка, одежда, дорога)

 - Про что можно сказать «весеннее»? (солнце, настроение, тепло, пение)

 - Про что можно сказать «осенний»? (день, лес, вечер, урожай, дождь)

-Про что можно сказать «летние»? (деньки, босоножки, сандалии, панамы, игры)

  1. Динамическая пауза – Логоритмическое упражнение «Снеговик».

Раз – рука,

Два – рука,

Лепим мы снеговика.

Вытянуть одну руку, потом другую, лепить снеговика.

Три-четыре, три-четыре,

Нарисуем рот пошире.

Погладить руками шею,

Нарисовать рот.

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Кулачками растереть крылья носа.

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.

Семь и восемь, семь и восемь –

Мы плясать его попросим.

Одновременно правая рука сжимается в кулак, а левая – ладошка и наоборот.

  1. Повторное чтение рассказа с составлением графического плана.

На мольберт по ходу чтения рассказа педагогом выставляются графические карточки-схемы.

  1. Пересказ рассказа 4 детьми  по цепочке, по частям с опорой на графический план.

Рассказывают рассказ по 2 ребенка из команды «Лето» и 2 ребенка из команды «Зима». За правильный и полный рассказ ребенок получает по 2 фишки, если рассказ составлен с помощью – по 1.

  1. Итог занятия.

- Какое любимое время годы было у Мити?

 - Почему все времена года нравились Мите? (Все времена года важны. Все замечательны по-своему)

Подсчет фишек и определение команды-победительницы. В качестве приза дети получают  в подарок эмблемы команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

Данное логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза разработано для обучающихся 2-х классов. Целью занятия является закрепление дифференциации ...

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий .

Слова-действия                         Конспект логопедического занятия по теме ...

Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) Тема занятия: «Слова, обозначающие действие предмета».

Конспект фронтального занятия логопеда с группой учащихся 1-го класса (ОНР Шур.) с самоанализом занятия....

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня) Тема занятия: «Суффиксы прилагательных».

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня). Тема занятия: «Суффиксы прилагательных». Рабочая тет...

Конспект фронтального занятия Тема: Дифференциация [д-т] в слогах, словах и предложениях 2 класс

Данный конспект занятия может быть использован на уроке "Произношение" или на групповом занятии с учащимися 2 класса с диагнозом нарушение чтения и письма....

Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет

Конспект фронтального занятия - по подготовке к обучению грамоте с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи для детей 6-7 лет  Цель: закрепление навыка дифференциации твёрдых и глухих согласных.Ко...