Особенности формирования когнитивной сферы детей младшего школьного возраста в логопедической работе
статья по логопедии (1 класс) по теме

Дашкина Надежда Артуровна

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kognitivnaya_sfera_4_iyunya2018.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования когнитивной сферы детей младшего школьного возраста в логопедической работе

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень.

Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи. Вначале преобладает наглядно-действенное мышление (1,2 класс), затем формируется абстрактно-логическое мышление (3,4 класс). Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, изменяется структура мнемических процессов.

 Возраст 7—11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Развивается логическое мышление. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость — он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.

Изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Ребенок знакомится с новым для него видом речи — письменной речью. Для того чтобы научиться писать и читать, кроме высокого уровня развития мышления, у ребенка должно быть хорошо развито и восприятие.

Ребенок воспринимает абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединяет их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придает этому слову конкретное смысловое значение.

Переход от непроизвольного возникновения у ребенка представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Например, ребенок уже в состоянии по собственному желанию представить и достаточно полно и ярко описать, как выглядит его любимая игрушка.

 Внимание ребенка становится произвольным. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание. Происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание. Особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс.

Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти. Школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа. Механическая память развивается очень быстро, словесно-логическая медленнее. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

Школьные логопеды в своей работе часто отмечают, что младшие школьники наряду с вербальными нарушениями имеют и трудности невербального характера, проявляющиеся в особенностях формирования психофизиологической базы, основы письменной речи, т.е. переход психических познавательных процессов ребенка с нарушенными предпосылками становления письма и чтения на более высокий уровень затруднен.

В связи с этим, в структуру логопедических занятий необходимо активно включать и специальные упражнения для развития невербальной сферы ребенка, которые помогут сформировать так называемый «фундамент» для развития письменной деятельности.

Для развития когнитивной сферы младших школьников в логопедической работе целесообразно использовать именно специальные упражнения.

Упражнения отличаются от игр тем, что они требуют большей усидчивости и концентрированности на процессе обучения, одновременно развивая мышление.

Младшим школьникам можно предложить следующие виды упражнений:

  1. Дети должны отгадать слово по его значению, например: фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье).
  2. Назовите предмет, действие или явление. Попросите ребят вспомнить аналоги этих понятий. Например, вы сказали «птица». Каждый вспомнит вертолет, самолет, бабочку, потому что они летают. Если у него возникнет ассоциация с животным, то он назовет рыбу, кошку и т. д. Можно нарисовать изображение этих предметов.
  3. Назовите предмет, который детям известен. Попросите их перечислить, где и когда применятся предмет.
  4. Зачитайте короткий рассказ, часть которого пропустите. Позвольте детям поработать воображением и додумать недостающую часть рассказа.
  5. Попросите перечислить известные предметы определенного цвета.
  6. Озвучьте детям 3 слова, которые между собой не связаны. Пусть они составят предложение с этими словами.
  7. Предложите детям вспомнить слова, которые начинаются и заканчиваются на заданную вами букву, или же заданная буква должна находиться в середине слова.
  8. Пусть дети придумают слово, чтобы второй слог был «ма» или «ко» и т.д.
  9. Придумайте и загадайте детям загадки вроде этой: Лена и Вера надели новые платья. Какого цвета было платье каждой из девочек, если Лена надела не красное платье, а Вера не зеленое?
  10. Школьникам, уже умеющим читать, можно предложить найти и вычеркнуть среди слов только те, которые относятся к определенной теме, например: вычеркнуть только названия цветов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают н...

Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками....

Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

По предмету: основы невропатологии и психопатологии  На тему: Особенности  эмоциональной сферы детей  младшего школьного возраста...

Изучение познавательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Психическое развитие детей с ЗПР отличается неравномерностью развития психических функций. Для детей этой категории характерна низкая познавательная активность, что проявляется в недостаточном функцио...

Изучение познавательной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Целью нашего исследования явилось изучение некоторых особенностей познавательной сферы младших школьников  с задержкой психического развития. В исследовании приняли участие две группы детей по 10...

Особенности когнитивного развития детей младшего школьного возраста.

В современном мире проблема развития когнитивных способностей младших школьников является одной из самых актуальных тем, так как непосредственно познавательная способность ребенка является важным усло...