Комплекс упражнений по формированию навыка чтения и письма у младших школьников
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Комплекс практических упражнений предназначен для родителей, педагогов, учителей - логопедов и специалистов коррекционного профиля в рамках основной общеобразовательной программы  с целью развития, профилактики и коррекции нарушений со стороны  устной и письменной речи младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_chtenie_i_pismo.docx367.58 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений по формированию навыка чтения (письма) у младших школьников

Аннотация. Вопрос чтения и не читающих современных детей на сегодняшний день встает критически остро. Снижение мотивации к читательской деятельности и потребности учиться  у детей неразрывно связано с  информационной модернизацией жизни, а так же  с трудностями овладения самого процесса чтения.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Таким образом, чтение как сложный процесс,  не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи.

В процессе развития навыка чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую (понимания смысла читаемого, извлечение содержания),которая является основной целью процесса чтения. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

 Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности обучения детей в школе, т.к. чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие научные дисциплины.

Хорошо читаем – отлично учимся. Комплекс практических упражнений для младших школьников поможет учащимся овладеть  навыком чтения , развить устную речь  и сформировать предпосылки овладения правильной письменной речью. С помощью интересных заданий постараемся сделать процесс овладения навыком чтения (письма) более интересным, продуктивным и лёгким.

Цель: Развитие навыка чтения (письма) у младших школьников.

Задачи :

- Овладение звуко-буквенным обозначение;

- Овладение понятием слог, послоговое чтение;

- Овладение целостным чтением, смысловой догадкой;

- Развитие понимания и смысла прочитанного;

- Развитие устной речи;

- Развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления;

- Формирование предпосылок овладения письменной речью;

- Формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

Адресат: Учащиеся 1-2 классов общеобразовательных школ, а также дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Содержание: Подборка заданий состоит из двух блоков направленных на развитие навыка чтения и связной речи, а также формирование письменной речи.

Условия реализации: Комплекс практических упражнений предназначен для родителей, педагогов, учителей - логопедов и специалистов коррекционного профиля в рамках основной общеобразовательной программы  с целью развития, профилактики и коррекции нарушений со стороны  устной и письменной речи младших школьников.

I.Чтение и развитие речи.

  1. Упражнения для произносительной стороны речи. Развитие подвижности речевого аппарата. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

АУОЫЭИ, ЫАОУИЭ, ОУЫАЭИ...  (Изменяйте самостоятельно последовательность гласных, следите за четкостью произношения).

з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...

С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...

Ба - бя бо - бё бу - бю бэ – бе бы – би

Да - дя до - дё ду - дю дэ -де ды - ди

Фа - фя фо - фё фу - фю фы – фи фэ - фе

Ла - ля ло - лё лу - лю лы – ли лэ – ле

  1.  Чтение скороговорок. Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.

У Иринки мандаринки.

На дворе трава, на траве дрова.

Семь весёлых гномов сели

И семь песенок весёлых просвистели.

3. Слоговые таблицы. 

са

со

су

сы

си

на

но

ну

ны

ни

ба

бо

бу

бы

би

ва

во

ву

вы

ви

га

го

гу

гы

ги

1. Быстрое чтение слогов по горизонтали и вертикали. 
2. Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал взрослый. 
3. «Подскажи конец словечка». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок находит его в таблице, показывает и читает. Словарный материал может быть следующим: 

-ВА ( корова, клюква, трава), -НА (сметана, обезьяна, смородина)-ГА (бумага, берлога).

4.«Найди ошибку». Взрослый произносит слово, одновременно указывая на клетки в таблице. При этом один из слогов не показывает или добавляет лишний слог:                         (че - мо - ? – ны, че – ре – па – та – ха).  5. Чтение столбиков слов, объяснение значений слов и подбор слов по смыслу. Запись отдельных слов в тетрадь.

нано

нына

нону

нуна

  тато

тыта

тоту

тута

сасо

сыса

бобу

буба

ваво

выва

вову

вува

                       ПАЛКА            КОПИЛКА    

                   ПОЛКА             БУТЫЛКА

                     БУЛКА            ТАРЕЛКА

                    ВИЛКА             ВЕШАЛКА

                                                                4.Упражнение « Катаемся на горке» Обучению слиянию звуков и прочтению слогов. Читать нужно плавно ориентируясь на гласную букву. Слоги читать проводя рукой по дугам,линиям. «Поднимаясь в горку» - читаем медленно, «спускаясь с горки» - читаем быстро.

                  МУ

            МУ       МУ                          МЫ

                                        МУ                           МЫ                   МЫ

                МУ                     МУ           МЫ            МЫ        МЫ     МУ

                                               МУ                             МЫ  МУ            МЫ

         МУ                                    МЫ                            МЫ                     МУ

                       

                           СА                                               СО                            

                 СА              СА                             СО           СО                            СА

              СА                    СА                      СО                   СО                      СА

            СА                         СА                 СО                        СО                  СО

                                            СА            СО                             СО              СА

         СА                                                                                                            

                                                СА   СО                                       СО      СО                                                                                                            

    СА                                          СА                                                 СА

5. Упражнение «Марсианские» стихотворения.                                                                                                                    10-01.jpg

Стихотворение первым всегда читает взрослый, а ребёнок следит и слушает. Затем читает ребенок. Стихотворение не заучивать наизусть!

http://igrobukvoteka.ru

6. Упражнение « Пирамида». Расширение поля зрения. Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д.Чтение наложенных слов.

l21

                 l8

7. Чтение с предложений и текстов с пропущенными окончаниями.

Володя и Вадик сиде… в комнате. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась…   залез под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось и упало на пол.

8. «Чтение текста через слово». Читать нужно не как обычно любой текст, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют

9. Чтение с помощью «Решетки». Тренировка чтения текстов начинается с помощью решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста.

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.l2.png

10. Упражнения по совершенствованию навыка чтения и развитию речи

МЕДВЕДЬ

1. Читай целыми словами по кругу.

сидит         малина               медведь               прич-мо-ки-ва-ет

урчит                жадный               чавкает             об-са-сы-ва-ет

голые                по одной       веточки             жадный же

ягода                остаются      объешься      слад-ко-еж-ка

мишка       заболит               срывает              не по одной

2. Читай на одном дыхании как одно слово:

Не по одной      а весь         ну и

3. Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?

     Медведь не по одной ягодке срывает, а весь куст целиком обсасывает.

4. Прочитай рассказ. Скажи, почему медведя называют сладкоежкой.

МЕДВЕДЬ

Сидит медведь - слад-ко-еж-ка, ест малину. Чавкает, урчит, прич-мо-ки-ва-ет. Не по одной ягодке ест, а весь куст целиком об-са-сы-ва-ет. Одни голые веточки остаются. Ну и жадный же ты, мишка! Смотри, объешься - живот заболит.

5. Прочитай предложение с интонацией:- удивления, осуждения, возмущения.

НУ  И  ЖАДНЫЙ  ЖЕ  ТЫ,  МИШКА!

6. Какой слог надо добавить, чтобы получились слова.

                                                                       ведь

                                                                       ведица

                                                     _______    вежонок

вежата

                                                                       вежий

7. Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко; сначала очень громко, а закончи очень тихо.                      

Смотри, объешься – живот заболит.

8. Прочитай. Какие  по- твоему животные? Соедини слова стрелками.

 Волк           осторожная, хитрая

                                                Лиса             злой, жадный

        Заяц            за-пас-ли-вый, пугливый

II. Письменная речь. 

 6. Упражнение «Слово закружилось».

 Ребенок должен прочитать слово. Правильное направление подскажут стрелки. Записать письменными буквами слова в тетрадь.

           

7. Списывание. Постарайся без ошибок переписать следующие строки:

                                            Аммадама реберге ассамаса

                                                  Гесклалла ессанессас

Еналсстаде енадслат етальтаррс

Усогката лиммодорра клатимор

8. Буквы – прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, запиши предложения. Прочитай рассказ.

          Нмасмтумпил дмекмабмрмь.  Вмыпмамлм пмервмымй пумшимсмтмый смнемг. Лкекска и кпокля скткалик бкелкымки. Сбильбныбй мборобз забгнабл маблебньбкибх збвебрбей в бнобрку.

9. Сбежавщие гласные. Вставь в слова гласные, которые стоят справа. Прочитай предложения.

Дн   глв   хрш, а дв  лчш.                  Оа  ооа  ооо ,  а е уе.

Трд  члвк  крмт, а лнь пртт.              у  еоеа  ои, а  е  ои.

Стрй   дрг   лчш   нвых  двх.              аы   у   уе   оы    у.

Грмт   чтьс -  всгд  пргдтьс .              аое  уия   еа   иоия.

10. Работа с предложениями и текстом.                                                                                                       

Прочитай предложения

Запиши в тетрадь заменяя печатные буквы письменными.

Восстанови предложения, вставь  пропущенные слова либо печатными буквами, либо прописными (смотри на буквы в предложении)

Список  литературы:

  1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом.- Известия АПН РСФСР, 1950, вып. 70
  2. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.
  3. Безруких М.М., Логинова Е.С.: От Буквы к слову; Тетрадь №3
  4. http://igrobukvoteka.ru

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников

В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Эффективное формирование навыков чтения и письма у учащихся с задержкой психического развития посредством использования комплекса образовательных методик

Языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. Формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-...

Комплекс упражнений по формированию навыка чтения.

Упражнения данного комплекса воздействуют на основные параметры чтения, занимают первую половину урока чтения, используются на каждом уроке 4 - 5 видов упражнений....

Учебное пособие "Сборник упражнений по формированию навыков чтения у младших школьников"

В данном пособии представлены упражнения, направленные на развитие речевого аппарата младших школьников, на развитие скорости чтения, на расширение оперативного поля чтения, на развитие правильности...

Ступени формирования навыка чтения. Организация читательской деятельности младших школьников в ГПД

Статья на тему: "Ступени формирования навыка чтения. Организация читательской деятельности младших школьников в ГПД"...