Народный фольклор как источник нравственного развития ребёнка
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3 класс)
Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде, деструктивизм и дегуманизация проявлений молодёжи. Нравственные чувства развиваются с детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Сорокина Марина Владимировна
Ключевые слова: нравственность, нравственные чувства, ребёнок, фольклор, сказка, пословица, развитие, формирование.
Аннотация: в статье раскрыты возможности развития нравственной сферы ребёнка средствами народного фольклора.
FOLKLORE AS A SOURCE
OF MORAL DEVELOPMENT OF THE CHILD
Keywords: morality, moral sense, child, fairy tale, folklore, proverbs, development, formation.
Abstract: The article reveals the moral development of the child in national folklore.
Нравственные чувства развиваются с детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек учится отличать хорошее от плохого, у него постепенно вырабатываются принципы и нормы собственного нравственного поведения, нравственные убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно – отрицательные. К числу нравственных можно отнести такие чувства как любовь, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, признательности и другие. Каждое из нравственных чувств – сложнейшее единство переживаний и размышлений.
Формирование нравственности изначально происходит в семье, в разнообразных видах деятельности, в процессе общения. Немаловажное значение имеет использование фольклора, народная мудрость которого воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, формирует устойчивые положительные и отрицательные отношения к действительности.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Поэтому, знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
Одним из немногих оставшихся средств, создающих благоприятные условия для общения взрослых и детей, способствующих развитию нравственных чувств ребёнка, является сказка. Сказка даёт необходимую гамму переживаний, вызывает добрые и серьёзные чувства, помогает возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа – она учит добру, справедливости, честности. Базируясь на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях, сказка обладает богатым социальным, нравственно-психологическим потенциалом. Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших психологических, социально-педагогических средств формирования личности.
Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участие волшебных, фантастических сил.
Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Мысль в сказке очень проста: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.
Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.
Стремясь пробудить в детях лучшие качества, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над лом, сказки рассказывали, как трудна их борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Большое значение для развития нравственных чувств ребёнка имеют также пословицы, загадки, былины и др.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Пословицы удовлетворяют многие духовные потребности личности: познавательно-интеллектуальные
( образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.
Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времён выступали как психолого-педагогические средства. Анализируя содержания пословиц, можно отметить, что с одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями.
В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.
Наиболее распространённая форма практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.
Наиболее распространённая форма пословиц – наставления: поучения, наставляющие детей и молодёжь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления, содержащие психолого-педагогические советы, констатирующие результаты воспитания. В пословицах получили отражение идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитанию, наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п.
Важный психологический смысл имеют народные оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: « Вспыльчивый нрав не бывает лукав» , « Злой человек, как уголь – если не жжет, то чернит»,
« Добрая совесть – глаз Божий. Добрая совесть любит обличение» и др. Многочисленные характерологичекие пословицы интересны тем. Что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям. Например: « Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»; « Смолоду наживай, а под старость проживай»; « Не красна книга письмом, красна умом».
Половица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, сод правил поведения. « век живи, век учись»; «Жить – родине служить»;» Не красна жизнь днями, а красна делами».
Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияния на умственное, эстетическое и нравственное развитие. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причём наличие большого количества загадок об одном и том же явления из разных областей окружающей деятельности; причём наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном, нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок ,поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.
Таким образом, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Его жанры позволяют в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать нравственные чувства, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Список использованных источников
1. Даль, В.И. 1000 русских пословиц и поговорок . / В.И. Даль. М.: Рипол Классик, 2010. – 320 с.
2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Л. И. Скворцова. – М. : Оникс, 2010. – 736с.
3. Царёва, Е. В. Народный фольклор как средство формирования нравственных чувств ребёнка / Е.В. Царёва Е.Ю. Кракова // «Современное образование: психолого-педагогические проблемы и опыт решения», III всероссийская научно-практическая заочная конференция «Современное образование: психолого-педагогические проблемы и опыт решения», 30-31 октября 2008г.: [материалы] / Мордов. гос. пед. ин-т – Саранск, 2009. – с. 68-71.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-179351-1358535510.jpg)
План-конспект родительского собрания на тему: "Семья - основа духовно-нравственного развития ребёнка"
плна-конспект...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/24/picture-269723-1372092803.jpg)
«Значение эстетической восприимчивости для нравственного развития ребёнка»
Природа — это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Сочетание красоты с ароматом лесов и полей вызывает у школьника целый комплекс переживаний, которы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-546125-1417955851.jpg)
Детский народный фольклор как средство духовно-нравственного воспитания учащихся.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/24/picture-714764-1448396882.jpg)
Английский народный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
Научная статья о влиянии изучения английского народного фольклора на развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка, сквозь призму ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/13/picture-916281-1492102322.jpg)
Инновационный проект "Развитие познавательной активности учащихся первого класса на уроках математики через приобщение к различным жанрам народного фольклора"
АКТУАЛЬНОСТЬ:Повышение эффективности образования и переход к новому его качеству- главная задача развития системы образования.Формирование у обучающихся вычислительных навыков является одним из ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/23/picture-1191722-1574496411.jpg)
Повышение роли семьи в нравственном развитии ребёнка.
Жизнь младшего школьника-как цветок,раскрывающий лепестки,как луч восходящего солнца.День его проходит в разнообразных занятиях,которые нам уже давно неизвестны.У ребёнка есть ощущение ц...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/13/picture-1416256-1660416711.jpg)
Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)
Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....
- Мне нравится (1)