Выделение гласных звуков на фоне слога и слова; Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Петрова Мария Дмитриевна

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися  2 «а» класса 

 

Фонетическая тема:  выделение гласных звуков на фоне слога и слова;

                                       автоматизация звука [с] в слогах и словах.

Грамматическая тема: гласные и согласные звуки.

Лексическая тема: зима

Цель: совершенствовать навык дифференциации гласных и согласных звуков на уровне звукового ряда, слога, слова.

Задачи:

  коррекционно-образовательные:

-закреплять знания детей об артикуляторно-акустических признаках гласных и согласных звуков.

коррекционно-развивающие:

-развивать слухо-речевое и зрительное внимание, память, мыслительные процессы;

-развивать и совершенствовать связи между произносительным и звуковым образом звука;

-совершенствовать навык дифференциации гласных и согласных фонем;

-развивать конструктивную деятельность и мелкую моторику пальцев рук;

-работать над развитием подвижности артикуляторного аппарата, мимической и дыхательной мускулатуры;

-автоматизировать звук [с] в слогах и словах;

-расширять и активизировать словарь по лексической теме.

коррекционно-воспитательные:

-воспитание умения слушать логопеда и слышать ответы;

-развитие навыка самоконтроля.

 

Материалы и оборудование:

Картинка с изображением зимы, набор предметных картинок, цветные палочки, синие и красные кружки, загадки.

 

Используемые технологии:

-игровые;

-здоровьесберегающие (мимическая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, соблюдение ортопедического режима).

 

 

Ход урока:

Краткое содержание деятельности

учителя-логопеда

Краткое содержание деятельности

учащихся

I. Организационный момент. Приветствие.

     1 Ортопедическая минутка.

     2 Расслабление с элементами релаксации.

  • Принимаю удобную позу.
  • Закрываю глаза и расслабляюсь.
  • Мысленно говорю себе: «Я могу говорить красиво!» (3-4 раза)

Открываю глаза. Сосредотачиваюсь.

 

II.Артикуляционная, дыхательная, и мимическая зарядка ( работа перед зеркалом).

Выполняют упражнения.

III.Уточнение правильной артикуляции звука [с]; правильное произношение [c] в слогах и словах

( по табличкам).

Дети вспоминают правильный уклад звука [с] и четко проговаривают, выделяя звук [с] в слогах и словах.

IV.Развитие мелкой, ручной моторики , зрительного и слухо-речевого внимания, зрительной и слухо-речевой памяти:

  1. Выкладывание из палочек фигур по образцу

 

Слайд 1.

 

imageimage

imageimage

  1. Игра ”послушай, запомни и повтори”.

Логопед дважды называет ряд слов: снег, мороз снежинки, трава, сугроб.

После повторного прослушивания дети повторяют слова в том же порядке, затем отвечают на вопрос логопеда:

-Какие слова по смыслу можно отнести к одной группе и какое слово лишнее?

Логопед: - итак, общие по смыслу слова отнесены к теме “Зима”.

Учащиеся оставляют фигуры из палочек по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают, повторяют слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Сообщение темы занятия.

Посмотрите на картинку и назовите зимние слова, используя картинку.

 

Слайд 2.

 

Картинки по запросу природа зимой

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают картинку, называют слова, относящиеся к теме “Зима”, правильно и четко произнося звук [c].

 

VI.Физкультминутка. Речь с движениями.

 

-Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег,

И на ёлке снег, снег.

И под ёлкой снег, снег.

 

Дети выполняют упражнения, сопровождая движения речью.

Поднять руки вверх, на слова«снег»,«снег»

Опустить руки вниз

Соединить ладони над головой «домиком»

Опустить руки вниз.

VII.Основная часть.

  1. Развитие фонематического восприятия, слухоречевого внимания: логопед называет серии слогов с повторяющимся согласным звуком и различными гласными: та- то-ту, ты-та-то, му-мы-ма, мо-ма-мы, ва-ву-во, бу-бы-ба и т.д.

 

  1. Артикуляторно-акустические признаки гласных и согласных звуков.
  • Скажите какие звуки в каждой группе слогов повторялись?
  • А какие звуки в слогах изменялись?
  • Назовите все гласные звуки.
  • Сколько всего гласных звуков?
  • Что общего в произношении всех гласных звуков?

 

 

  • Что общего в произношении согласных звуков?

Молодцы!

 

  • Назовите по два согласных звука. Хорошо, мы вспомнили о гласных и согласных звуках, а теперь проверим умеете ли вы различать их на слух.

 

  1. Игра “Красный-синий”

Услышав гласный звук , поднимите красный кружок, согласный звук- синий кружок.

      Логопед называет в произвольном порядке гласные и согласные звуки, закрыв рот экраном.

 

  1. Выделение гласных звуков из слогов разной слоговой структуры, дети повторяют из каждого слога только гласный звук: ас, ол, эш, ун, мы, по, ба, тэ, ло, сак, кос, сул, тос, мнэ, пры, кли, сло, тра и т.д.

 

  1. Выделение гласных звуков из слов различной слоговой структуры.

Отгадай загадку, выдели из отгадки гласные звуки, обозначь эти гласные звуки в тетради соответствующими буквами:

 

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует как художник

Он узоры на окне.

 

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой

Двор в снегу, белы дома

Ночью  к нам пришла …

 

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять- так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

 

Бегут по дорожке

Доски да ножки!

 

 

  1. Момент релаксации в положении сидя.

 

 

 

 

 

  1. Выделение всех гласных звуков из слов различной слоговой структуры с опорой на наглядность.
  • Рассмотрите картинки, назовите их, выделите все гласные звуки из слов, обозначьте эти гласные звуки в тетрадях соответствующими буквами.

 

imageimage

 

imageimage

 

 

 нии всей своей жизни киты живут в воде.Они могут задержать дыхание на целых два часа.imageimage

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что  тебе пригодилось бы на Новогоднем празднике?

 

  1. Выделение из слова гласных звуков по представлению. Придумайте сами любое слово и назовите в нем по порядку гласные звуки.

 

  1. Прочитай напечатанный текст. Красным карандашом выдели гласные буквы в словах текста.

 

Кит

Это огромное морское животное. Кит очень похож на рыбу. На самом деле это млекопитающее. Но на протяжении всей своей жизни киты живут в воде. Они могут задержать дыхание на целых два часа.

 

 

Дети повторяют в том же порядке (та- то-ту, ты-та-то, му-мы-ма, мо-ма-мы, ва-ву-во, бу-бы-ба и т.д.)

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают: согласные.

 

 

Учащиеся отвечают гласные.

 

А О И Ы Э У

Шесть.

 

Дети отвечают: рот открыт, работают голосовые связки, выдыхаемый воздух проходит свободно без преград.

Дети отвечают:  рот закрыт, воздуху мешают преграды (губы, зубы, язык, неба), поэтому образуется шум.

 

Дети называют согласные звуки.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают и поднимают красный кружок услышав - гласный звук, синий кружок –согласный.

 

 

 

 

Дети называют только гласные звуки, выделенные из слогов.

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадки, выделяют гласные звуки и обозначают их в тетради соответствующими буквами.

 

 

 

Мороз.

 

 

 

Зима.

 

 

 

 

Рукавички.

 

 

Лыжи.

 

 

 

 

 

Дети сидят в положении «кучера", голова опущена вниз, руки вытянуты вперед, повторяют про себя фразы релаксационного расслабления.

 

 

Дети рассматривают картинки, называют их, обозначают в тетрадях соответствующими буквами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маска.

 

 

Учащиеся придумывают слова и называют гласные звуки.

 

 

 

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

VIII.Итог занятия:

Что мы с вами сегодня учились делать?

 

 

 

Молодцы, работали все хорошо.

Спасибо.

Выделять гласные звуки из слогов и слов.

Подбирать слова по теме «Зима» , называть гласные звуки  в них. Правильно произносить звук [c].

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися  2 «а» класса с НОДА

Тема: Дифференциации гласных и согласных звуков и букв

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Петрова Мария Дмитриевна

Санкт-Петербург

2019 год

Фонетическая тема:  выделение гласных звуков на фоне слога и слова;

                                       автоматизация звука [с] в слогах и словах.

Грамматическая тема: гласные и согласные звуки.

Лексическая тема: зима

Цель: совершенствовать навык дифференциации гласных и согласных звуков на уровне звукового ряда, слога, слова.

Задачи:

  коррекционно-образовательные:

-закреплять знания детей об артикуляторно-акустических признаках гласных и согласных звуков.

коррекционно-развивающие:

-развивать слухо-речевое и зрительное внимание, память, мыслительные процессы;

-развивать и совершенствовать связи между произносительным и звуковым образом звука;

-совершенствовать навык дифференциации гласных и согласных фонем;

-развивать конструктивную деятельность и мелкую моторику пальцев рук;

-работать над развитием подвижности артикуляторного аппарата, мимической и дыхательной мускулатуры;

-автоматизировать звук [с] в слогах и словах;

-расширять и активизировать словарь по лексической теме.

коррекционно-воспитательные:

-воспитание умения слушать логопеда и слышать ответы;

-развитие навыка самоконтроля.

Материалы и оборудование:

Картинка с изображением зимы, набор предметных картинок, цветные палочки, синие и красные кружки, загадки.

Используемые технологии:

-игровые;

-здоровьесберегающие (мимическая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, соблюдение ортопедического режима).

Ход урока:

Краткое содержание деятельности

учителя-логопеда

Краткое содержание деятельности

учащихся

I. Организационный момент. Приветствие.

     1 Ортопедическая минутка.

     2 Расслабление с элементами релаксации.

  • Принимаю удобную позу.
  • Закрываю глаза и расслабляюсь.
  • Мысленно говорю себе: «Я могу говорить красиво!» (3-4 раза)

Открываю глаза. Сосредотачиваюсь.

II.Артикуляционная, дыхательная, и мимическая зарядка ( работа перед зеркалом).

Выполняют упражнения.

III.Уточнение правильной артикуляции звука [с]; правильное произношение [c] в слогах и словах

( по табличкам).

Дети вспоминают правильный уклад звука [с] и четко проговаривают, выделяя звук [с] в слогах и словах.

IV.Развитие мелкой, ручной моторики , зрительного и слухо-речевого внимания, зрительной и слухо-речевой памяти:

  1. Выкладывание из палочек фигур по образцу

Слайд 1.

C:\Users\Учитель\Desktop\Петрова Мария Дмитриевна\Внимание и память\Чей силуэт\найди тень\⭐ ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ С ЗА\⭐ ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ С ЗА.._files\_lSy4V3U_Oc.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\Петрова Мария Дмитриевна\Внимание и память\Чей силуэт\найди тень\⭐ ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ С ЗА\⭐ ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ С ЗА.._files\D42eOsSEpjg.jpg

C:\Users\Учитель\Desktop\Петрова Мария Дмитриевна\Внимание и память\Чей силуэт\найди тень\⭐ ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ С ЗА\⭐ ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ С ЗА.._files\s5VszxG9pR8.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\Петрова Мария Дмитриевна\Внимание и память\Чей силуэт\найди тень\⭐ ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ С ЗА\⭐ ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ С ЗА.._files\fXSbIHiHF4o.jpg

  1. Игра ”послушай, запомни и повтори”.

Логопед дважды называет ряд слов: снег, мороз снежинки, трава, сугроб.

После повторного прослушивания дети повторяют слова в том же порядке, затем отвечают на вопрос логопеда:

-Какие слова по смыслу можно отнести к одной группе и какое слово лишнее?

Логопед: - итак, общие по смыслу слова отнесены к теме “Зима”.

Учащиеся оставляют фигуры из палочек по образцу.

Дети слушают, повторяют слова.

V.Сообщение темы занятия.

Посмотрите на картинку и назовите зимние слова, используя картинку.

Слайд 2.

Картинки по запросу природа зимой

Дети рассматривают картинку, называют слова, относящиеся к теме “Зима”, правильно и четко произнося звук [c].

VI.Физкультминутка. Речь с движениями.

-Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег,

И на ёлке снег, снег.

И под ёлкой снег, снег.

Дети выполняют упражнения, сопровождая движения речью.

Поднять руки вверх, на слова«снег»,«снег»

Опустить руки вниз

Соединить ладони над головой «домиком»

Опустить руки вниз.

VII.Основная часть.

  1. Развитие фонематического восприятия, слухоречевого внимания: логопед называет серии слогов с повторяющимся согласным звуком и различными гласными: та- то-ту, ты-та-то, му-мы-ма, мо-ма-мы, ва-ву-во, бу-бы-ба и т.д.

  1. Артикуляторно-акустические признаки гласных и согласных звуков.
  • Скажите какие звуки в каждой группе слогов повторялись?
  • А какие звуки в слогах изменялись?
  • Назовите все гласные звуки.
  • Сколько всего гласных звуков?
  • Что общего в произношении всех гласных звуков?

  • Что общего в произношении согласных звуков?

Молодцы!

  • Назовите по два согласных звука. Хорошо, мы вспомнили о гласных и согласных звуках, а теперь проверим умеете ли вы различать их на слух.

  1. Игра “Красный-синий”

Услышав гласный звук , поднимите красный кружок, согласный звук- синий кружок.

      Логопед называет в произвольном порядке гласные и согласные звуки, закрыв рот экраном.

  1. Выделение гласных звуков из слогов разной слоговой структуры, дети повторяют из каждого слога только гласный звук: ас, ол, эш, ун, мы, по, ба, тэ, ло, сак, кос, сул, тос, мнэ, пры, кли, сло, тра и т.д.

  1. Выделение гласных звуков из слов различной слоговой структуры.

Отгадай загадку, выдели из отгадки гласные звуки, обозначь эти гласные звуки в тетради соответствующими буквами:

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует как художник

Он узоры на окне.

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой

Двор в снегу, белы дома

Ночью  к нам пришла …

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять- так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

Бегут по дорожке

Доски да ножки!

  1. Момент релаксации в положении сидя.

  1. Выделение всех гласных звуков из слов различной слоговой структуры с опорой на наглядность.
  • Рассмотрите картинки, назовите их, выделите все гласные звуки из слов, обозначьте эти гласные звуки в тетрадях соответствующими буквами.

C:\Users\Мария\Desktop\1434356049_1346155128_buratino-1.jpgC:\Users\Мария\Desktop\3.jpg

C:\Users\Мария\Desktop\4.jpgC:\Users\Мария\Desktop\дом.jpg

 C:\Users\Мария\Desktop\UG5T6vTTHJc.jpgC:\Users\Мария\Desktop\imgpreview.jpg

Что  тебе пригодилось бы на Новогоднем празднике?

  1. Выделение из слова гласных звуков по представлению. Придумайте сами любое слово и назовите в нем по порядку гласные звуки.

  1. Прочитай напечатанный текст. Красным карандашом выдели гласные буквы в словах текста.

Кит

Это огромное морское животное. Кит очень похож на рыбу. На самом деле это млекопитающее. Но на протяжении всей своей жизни киты живут в воде. Они могут задержать дыхание на целых два часа.

Дети повторяют в том же порядке (та- то-ту, ты-та-то, му-мы-ма, мо-ма-мы, ва-ву-во, бу-бы-ба и т.д.)

Учащиеся отвечают: согласные.

Учащиеся отвечают гласные.

А О И Ы Э У

Шесть.

Дети отвечают: рот открыт, работают голосовые связки, выдыхаемый воздух проходит свободно без преград.

Дети отвечают:  рот закрыт, воздуху мешают преграды (губы, зубы, язык, неба), поэтому образуется шум.

Дети называют согласные звуки.

Учащиеся слушают и поднимают красный кружок услышав - гласный звук, синий кружок –согласный.

Дети называют только гласные звуки, выделенные из слогов.

Дети отгадывают загадки, выделяют гласные звуки и обозначают их в тетради соответствующими буквами.

Мороз.

Зима.

Рукавички.

Лыжи.

Дети сидят в положении «кучера", голова опущена вниз, руки вытянуты вперед, повторяют про себя фразы релаксационного расслабления.

Дети рассматривают картинки, называют их, обозначают в тетрадях соответствующими буквами.

Маска.

Учащиеся придумывают слова и называют гласные звуки.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

VIII.Итог занятия:

Что мы с вами сегодня учились делать?

Молодцы, работали все хорошо.

Спасибо.

Выделять гласные звуки из слогов и слов.

Подбирать слова по теме «Зима» , называть гласные звуки  в них. Правильно произносить звук [c].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:·         Расширять словарный запас·...

Выделение гласных звуков из слогов. Слогообразующая роль гласных.

Занятие для повторения и закрепления материала о роли гласных....

Автоматизация звука [З] в слогах, словах с прямым слогом

Автоматизация звука [З] в слогах, словах с прямым слогом. Закрепляем произношение звука з в слогах, словах с прямым слогом, помогая медведю собирать малину....

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией

Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах,  чистоговорках и предло...

Автоматизация звука Р в обратных слогах, словах с обратным слогом

Закрепление произношения звука Р в обратных слогах,  автоматизация в словах с обратным слогом....

От слога - к фразе. Автоматизация звука "Ш".

В консультации для родителей размещены упражнения на автоматизацию шипящего звука "Ш" в начале слов, в прямом ударном слоге....

Постановка звука Л. Автоматизация звука Л изолированно, в слогах, словах.

Конспект индивидуального занятия по теме: " Постановка звука Л"...