ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии

Загребина Татьяна Валентиновна

Внеурочная деятельность по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rod.sobranii.docx30.19 КБ
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_predmetu.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме:

Развитие фонематического слуха как фактор преодоления неуспеваемости учащихся по русскому языку

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью- необходимое условие формирования успешной личности. Такая задача стоит сейчас и перед родителями, и перед учителем, и перед логопедом. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве.

Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо- это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять правильно произносить.

Еще К.Д. Ушинский придавал огромное значение ознакомлению со звуковой стороной языка как основе обучения грамоте.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  • Определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  • Соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  • Воспроизвести с помощью движений руки букву

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом- дисграфия (от греческого «графо»- письмо).

Слуховая дифференциация звуков (по – другому фонематическое восприятие) входит в понятие фонематических процессов. Под фонематическим восприятием понимается умение слышать звуки в слове и умение проводить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. По определению Львова М.Р. фонематический слух – это «различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений». Иначе говоря, это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки, особенности близкие по звучанию, например: ( [п-б],[с-ш],[ш-ж]) и др.

Фонематическое восприятие родного языка формируется у детей с конца второго года жизни до четырех лет и продолжается в более старшем возрасте. Сначала ребенок отличает гласные от согласных; затем постепенно начинает дифференцировать согласные звуки: шумные и сонорные ([б-м],[г-н],др.),твердые и мягкие ([н-н,],[л-л,]) и, наконец, шумные ([ф-х],[с-х],[ш-с]).Способность к слуховому различению звонких и глухих согласных формируется относительно поздно по причине их акустической близости.

У детей с нормальным речевым развитием эти этапы проходят незаметно, и к окончанию детского сада ребенок слышит и дифференцирует даже близкие по акустическим характеристикам звуки. У детей даже с незначительными нарушениями фонематического восприятия, начинают возникать проблемы в овладении грамотой.

Развитый фонематический слух определяется следующими критериями:

а) умение различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка (звонкие – глухие; твердые – мягкие; свистящие – шипящие; аффрикаты и шипящие);

б) осознанный контроль звучания собственной и чужой речи;

в) умение последовательно выделять звуки из состава слова и удерживать в памяти их порядок;

В работах Волковой, описываются уровни недоразвития фонематического слуха, восприятия. В частности:

1 уровень (легкая степень нарушения фонематического слуха): недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав и слоговая структура анализируются правильно.

2 уровень (более грубое нарушение фонематического слуха):неумение различать большее количество звуков из нескольких фонетических групп (звонкие – глухие; твердые – мягкие; свистящие – шипящие; аффрикаты и шипящие).Хотя артикуляция этих смешиваемых звуков достаточно сформирована. Звуковой анализ соответственно нарушается более грубо. (Произношу правильно- пишу неверно).

3 уровень – глубокое фонематическое недоразвитие ( низкий уровень фонематического слуха): нечеткое различение фонем в собственной и в чужой речи (глухих или звонких, свистящих и ли аффрикат); неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднения при анализе звукового состава речи. Другими словами, ребенок, «не слышит» звуков в слове, не различает отношений между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить их последовательность.

Низкий уровень развития фонематического слуха выражается в следующем:

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи ( в первую очередь звонких – глухих; твердых – мягких; свистящих – шипящих; аффрикат и шипящих);

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднение при анализе звукового состава речи

Как уже говорилось выше, фонематический слух входит в понятие фонематических процессов. Сюда же входят понятия фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Фонематический анализ и синтез, языковые операции, которые формируются под воздействием специального обучения на основе достаточно высокого уровня сформированности фонематического восприятия и представлений и активной,  богатой речевой практики. То есть если есть недоразвитие фонематического восприятия, это закономерно сказывается на затруднениях в овладении звуковым анализом и синтезом письма по слуху, а также правильным слоговым чтением.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции.

Учащиеся должны «узнавать» фонемы («основные звуки») не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведется с полным словом.

Развитие фонематического слуха требует тренировки слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения (частичный звуковой анализ)- например, на распознавании конкретных звуков в произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т.д.

Уже с первого класса логопед начинает работу с того, что учит детей с нарушениями речи дифференцировать оппозиционные звуки в устной речи, а во втором и в третьем классе продолжает эту работу в письменной речи. Но учитель- логопед не в состоянии охватить всех детей, у кого есть нарушения речи. Чтобы у учащихся меньше возникало проблем в овладении грамотой, учителя со своей стороны, по мере возможности на уроках планировали работу по развитию фонематического слуха.



Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по предмету

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звук и речи

Мы их точно знать должны!

И. Лопухина

Подготовительная работа

  1. Проведение беседы с детьми на тему «Как говорят малыши и как говорят старшие дети». Педагог подводит их к выводу. Что речь старших дошкольников содержит гораздо больше слов, обладает связанностью, она более правильна по звучанию.
  2. Коррекционная работа с детьми, регулярным публичным подитоживанием: «Как хорошо Сережа научился произносить звук…» и т.д.
  3. Для формирования мотивации к занятиям по коррекции речи используется чтение, заучивание следующих стихотворений: «Буква «Р» А. Барто, «Волшебник» Р.Сефа, «Про Олю» Л. Татьяничевой, «Про Олесика» Н. Тимчук, «Потерялась буква «Р» В. Твороговой и др. Некоторые из произведений необходимо «исправить», заменить слово «буква» на «звук», чтобы дети не путали их.
  4. Чрезвычайно широкое использование скороговорок. Разумеется, сначала скороговорки, чтобы не отбить охоту у детей, выступают в роли «чистоговорок», проговариваются в более медленном темпе. Детям предлагаются мини-конкурсы, мини-аукционы по материалам знакомых скороговорок, а затем на волне их интереса можно перейти и к более сложным в произношении скороговоркам, насыщенным близкими по составу артикулярных признаков звуками.

Цель

Формирование у детей положительной мотивационной направленности к овладеванию правильным звукопроизношением.

Действующие лица

Малыши, мальчик и девочка

Доктор Звукова

Буквы А, М, Р, Ш

Зал оформлен празднично, Звучит песня И. Николаева «Маленькая страна» в грамзаписи. Дети входят в зал и садятся на стульчики. С игрушками входят малыши.

ИНСЦЕНИРОВКА ПО МОТИВАМ СТИХОТВОРЕНИЙ

В. СУСЛОВА «ТРУДНЫЕ БУКВЫ»

Первый ведущий                По дорожке, не спеша,

Шли да шли два малыша,

Разговаривали:

Малышка                        Поиграем что ли в пятки!

Малыш                        Луссе в мясик на плоссядке!

Малышка                        Вот придумав!.. Под говою

Вучше в его поиграть!..

Второй ведущий                «В пятки?»

                «В его?»

                Что такое?

Ничего не разобрать!

Карапузы, что случилось?

Может, горло засорилось?

Может, каши полон рот?

Может быть, мешает где-то

За щекой у вас конфета –

Говорить вам не дает?

Дети убегают из зала и начинают играть со своими игрушками

Первый ведущий                Но детишки убежали

                        И опять залопотали

                        От меня невдалеке

                        На каком-то очень странном

                        Не родном, не иностранном –

                        Карапузьем языке.

Ребята, я знаю, как помочь вашей беде. Вам надо отправиться с нами в город Правильной Речи.

Первый ведущий берет детей за руки, и  они уходят

Второй ведущий        Дети, давайте представим, что находимся в городе Правильной Речи. А вот план города.

ИНСЦЕНИРОВКА ПО КНИГЕ ВЫГОДСКОЙ И.Г.,

ПЕЛЛИНГЕРА Е.А., УСПЕНСКОЙ Л.П.

В центре города дворец волшебника Словаря

Был на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Хлебосольный,

Незлобливый,

Дружный

И трудолюбивый.

Правит там седой Словарь –

Стороны той Государь!

Улицы там все прямые,

А названия такие:

Улица Гласная,

Улица Согласная,

Звонкая, Глухая,

Тихая, Большая…

Очень весело живет

В этом городе народ.

Выбегает буква А – ребенок в нарядной одежде, на голове шапочка с буквой А

Буква А        Здравствуйте, я буква А! Живу в этом городе. А вот наша главная площадь. Слева – Тихая улица.

Под тихую музыку выходит буква Ш.

Буква Ш        Ш-ш-шалуны и те ш-ш-шепотом говорят. На нашей улице всегда спокойно, поэтому ее назвали Тихой. Ш-ш-ш.

Буква А        А в городе есть звонкая улица.

Под громкую музыку выбегает буква М и становится справа от буквы А

Буква М        Мы живем на Звонкой улице. Дай мне руку, буква А.

Буква А        Я всегда с тобой дружна

Входит буква Р

Буква Р        Р-р-рада стать с вами в р-р-ряд, дайте р-р-руки мне, друзья!

Буква Ш        Ш-ш-шагом марш и на парад!

Буква А        У нас очень любят парады, где буквы строятся в слова.

Входит первый ведущий с малышами. Буквы подбегают и начинают тормошить малышей

Буква М        Ой, какие славные малыши! Чур, ты мой! Ты будешь учить мою букву!

Буква А        Что ты буква М? Алфавит начинается с меня!

Первый ведущий        Что вы, что вы дорогие буквы! Не надо так торопиться. Малышам еще нужно научиться правильно произносить звуки.

Буква Р        Тогда вам нужна доктор Звукова.

Выставляется телефон на столике. Буква Р звонит по телефону

  • Алло! Алло! ДоктоР Звукова? СРочно пРиезжайте! Очень тяжелый случай!

Входит доктор Звукова

Доктор Звукова                А вот и я, мои друзья!

                                К вам спешу на помощь я.

                                Я вам градусник поставлю,

                                Язычком болтать заставлю.

Дети садятся стульчики с градусниками

Посидите, отдохните, не расстраивайтесь. Я научу вас правильно произносить звуки. А если не заниматься, то с вами случиться то же, что с Сашей, у которого во рту была каша.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С. МИХАЛКОВА «САШИНА КАША»

Доктор Звукова        В нашем городе дети могут сами исправлять неправильные звуки, придумывая веселые упражнения и частушки.

Ребенок                        Эй, девчонки-хохотушки,

                                Запевайте-ка частушки,

                                Запевайте поскорей,

                                Чтоб порадовать гостей!

ИСПОЛНЕНИЕ ЧАСТУШЕК

Можно использовать стихи «Потерялась буква «Р», В. Твороговой или «Трудная буква»                     Г. Ладонщикова или чистоговорки по выбору педагога

ТУРДНАЯ БУКВА

У меня не получалась

В разговоре буква «Р».

Как я только не старалась –

Вместо «Р» звучало «Л».

Наконец сообразила,

 Как исправить речь мою,

Я частушки сочинила

И теперь весь день пою.

Рано утром я проснулась,

Раза три перевернулась…

- Прекрати!

- Пора вставать, -

Проскрипела мне кровать.

Кто захочет, тот добьется,

Сам исправит речь свою.

Почему же брат смеется?

Я ж «отлично говорю»!

Доктор Звукова                В нашем городе даже птицы и животные могут научить правильному произношению, только необходимо вслушаться.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Р. ФАРДИ «ТРУДНЫЙ ЗВУК»

Пес рычит,

Мурлычет кот,

Мне же просто не везет.

Я стараюсь,

Не молчу,

Я звук «Р»

Сказать хочу.

Я зову:

- Марина!

Слышится:

- Малина.

Улыбается сестра:

- За малиной в лес пора!

Повторяю

«ЭЛ» да «ЭЛ»

Всем, наверно, надоел…

Во дворе

Трещит мотор.

В контуре рычит Трезор.

Дождь шуршит.

Грохочет гром.

И звук «Р» звучит кругом.

Я сегодня

Рано встал.

Рот раскрыл,

Загрохотал:

- Тррракторрр.

Грррач.

Поррртрррет.

Игррра.

Рррадость.

Рррадуга.

Уррра!!!

Доктор Звукова                проверяет градусники у малышей

                                Да, тяжелый случай. Не будем откладывать лечение. Становитесь в круг.

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «РАЗНЫЕ ЗВУКИ» С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГИКИ

по Э. Нийт

Чики-чики, чики-чок,

Не стесняйтесь, язычок,

Не пугайся, не ленись,

 Повтори, не ошибись.

Где-то собаки ворчали:

Р-р-ры!

В стойле коровы мычали»

Му-у-у!

В комнате мухи жужжали:

Ж-ж-жи!

Мимо машины бежали:

Тр-р-р!

Гудели от ветра все провода:

З-з-зн!

Капала в кухне из крана вода:

Динь!

Перекликались в ночи поезда:

Чу-у-у!

Листья под ветром шумели:

Тс-с-с!

Змеи в лесу шипели:

Ш-ш-ш!

А комары все пели:

Дззн!

Непоседа мяч и ночью

Успокоиться не может:

- Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели:

- Кха! Кха!

Доктор подходит к малышам

Доктор Звукова                Чтоб четко и красиво говорить научиться,

Надо, малыши, вам много потрудиться.

Дам я вам рецепт сейчас,

Выполняйте мой наказ.

Читает рецепт

Дружно без лени

Выполняйте речевые упражнения.

Каждый день и каждый час

Произносим много раз

Звуки, слоги и слова – Это лучшая игра.

Звуки очень любят песни,

С песней жить нам интересней!

Голосок свой распевайте,

Ушко слушать приучайте,

Говорить скороговорки

Каждый вечер на пригорке.

Упражняйте ваши пальцы,

Ускоряйте ваши мысли.

Каждый день и каждый час

Будет лучше речь у вас!

Доктор вручает рецепт воспитателю, малыши уходят

Доктор Звукова                обращается к старшим детям

                                

Чики-чики, чики-чиок,

Не устал ваш язычок?

Пусть еще попляшет и споет нам веселую песенку.

ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ «ВОЛШЕБНИК ПИНТИ ГРУ»

Стихи Н. Пикулевой, музыка Е. Попляновой

После инсценировки дети садятся на стульчики

Доктор Звукова                Усядемся на пригорке,

Скажем скороговорки.

Скороговорки с первого (второго) пригорка…

Дети проговаривают, а затем пропевают скороговорки

  1. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки – Хлоп! Санька – в бок! Сонька – скок! Сеньку – с ног!

  1. В огороде Фекла ахала и охала,

Уродилась свекла не на грядке, около.

  1. В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.

Дети «делятся» на две группы и встают одна против другой. Идут навстречу друг другу обычным шагом, на слово «Егорка» останавливаются и топают правой ногой.

Затем обе группы расходятся от центра (пятятся) на исходное место. На слово «Егорка» топают левой ногой. Затем, приплясывая, поворачиваются влево, вправо. Одновременно с притопыванием можно хлопать в ладоши

  1. Дали Клаше кашу с простоквашей.

Дали Клаше кашу с простоквашей.

Ела Клаша кашу с простоквашей.

Ела Клаша кашу с простоквашей.

Ела Клаша, ела Клаша, ела Клаша кашу!

Дети поют пританцовывая на месте. Девочки притопывают, поворачиваются вокруг себя, мальчики притопывают, исполняют присядку

  1. Говорили бабы про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

Далее исполнять по тонам вверх, постепенно ускоряя

  1. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Далее исполнять по полутонам вверх, постепенно ускоряя

Доктор Звукова        Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскоговоришь. Давайте с ними поиграем.

ИГРА «СКОРОГШОВОРКУ ГОВОРИ ДА ПАЛЬЧИК СВОЙ ВОВРЕМЯ УБЕРИ»

Доктор Звукова                Какие смешные и разнообразные скороговорки вы знаете!

Первый ведущий        Наши дети знают не только забавные скороговорки, но и таинственные, даже детективные.

Доктор Звукова        Неужели вы знаете, что значит слово «детектив»?

Ответы детей

Второй ведущий        Внимание! Детектив! Гости, необходимо угадать, к какому выводу пришел сыщик, и проговорить эту скороговорку три раза подряд.

ПАНТОМИМА «КАРЛ У КЛАРЫ УКРАЛ КОРАЛЛЫ,

А КЛАРА У КАРЛА УКРАЛА КЛАРНЕТ». ИГРА «АЛФАВИТ»

Доктор Звукова        Дорогие ребята, жители города Правильной речи очень довольны вашими знаниями, и поэтому мы решили дать вам пропуск в другую сказочную страну, где правит фея Грамота.

Доктор выдает сказочно оформленное разрешение

                                А сейчас давайте споем гимн этой сказочной страны.

Исполнение песни «Алфавит»

АЛФАВИТ

Стихи И. резника, музыка Р. Паулса

А! Алфавит пройдем мы вместе,

Б! Будем петь его, как песню.

В! Весело споем его мы!

Г! Громче грома, громче грома!

Д! День сегодня музыкальный,

Е! Есть у вас талант вокальный,

Ж! Жить без знаний скучно было.

З! Знанье – это ваша сила!

И! И тому пути открыты,

К! Кто подружит с алфавитом!

Л! Лошадь, лама, ландыш, ложка,

М! Мел, метель, метро, матрешка,

Н! Небо, невод, нить, невеста,

О! Овод, облако, оркестр!

П! Попугай поет по нотам.

Р! Рой пчелиный строит соты.

С! Стрекоза в саду стрекочет!

Т! Такса лапками топочет!

У! Утка слушает пластинки,

Ф! «Фанту» пробует фламинго!

Х! Хор не плох. Есть слух у хора!

Ц! Царь зверей – его опора!

Ч! Чтим его – рычит он чисто!

Ш! Шесть заменит он солистов!

Щ! Щедрый мир нам дарят песни.

Э! Этот день собрал нам вместе,

Ю! Юмористов, оптимистов,

Я! Ясли-садовских артистов!

Доктор прощается с детьми и уходит. Под звуки музыки дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное логопедическое мероприятие для обучающихся 1 классов "Путешествие в страну "Правильной речи""

Данное мероприятие проводится в конце обучения 1 класса, с обучающимися с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дети готовятся заранее: учат стихотворения и песни. В методической разработке...

Внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие в страну правильной речи»

Внеклассное мероприятие с учащимисяЦель: систематизирование знаний, умений и  навыков по речевым лексико-грамматическим  категориям. Коррекционные задачи:закрепить навык четкого п...

Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.

Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие по городу правильного питания"

- освоение детьми практических навыков рационального питания;     - информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествие по городу правильного питания"

При изучении курса  формируются умения:проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;овладение установками, нормами и правилами правильного питания;готовность и спо...

Квест-игра «Путешествие в город Правильной речи»

Цель: создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющие школьникам реализовать свои речевые и творческие способности.  Обеспечение развития ребенка через интегративный...