Конспект логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Белоусова Анастасия Николаевна

На данном занятии ставятся следующие задачи:

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;

- продолжать учить определять место звук [Ш] в словах;

- упражнять в употреблении существительных в Р.п., ед.ч.;

- упражнять в согласовании имен существительных с числительными;

- продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное внимание, мышление и память;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_avtomatizatsiya_zvuka_sh.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Увельская средняя общеобразовательная школа №2

                               

Конспект логопедического занятия  в 1  классе

по теме: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях»

                                                                 

                                                               Учитель-логопед: Белоусова А.Н.

                                           

                                             п.Увельский

                                                   2019 г

Класс: 1

Тип занятия: повторение и закрепление изученного, подгрупповое

Тема:  «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»

 Планируемые результаты: закреплять правильную артикуляцию звука [Ш].
Закреплять навык правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
  

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

- упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;

- продолжать учить определять место звук [Ш] в словах;

- упражнять в употреблении существительных в Р.п., ед.ч.;

- упражнять в согласовании имен существительных с числительными;

- продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное внимание, мышление и память;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, активность.

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; Метапредметные (МПР): регулятивные: - понимать учебную задачу занятия;

 осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы занятия и оценивать свои достижения;

познавательные: - давать ответы на вопросы-загадки;

- классифицировать звуки по артикуляционному строю

коммуникативные: - составлять предложения, помогать главному герою;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в паре.

Предметные: - выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, распознавать в словах звуки, читать слоги и слова с заданным звуком; произносить скороговорку вслух

Оборудование: презентация, АРМ учителя, зеркала для выполнения артикуляционной гимнастики,бумажные салфетки, карточки-звуки, звуковые линейки,картинки для игры «В гости к Маше», картинки для игры «Подарки Маше», камешки Марблс 80 шт., распечатка заданий на листах «Звуки и буквы», плакат «Звуки и буквы»  «Светофор» для рефлексии, стаканы с водой, трубочки для коктейля,свечи для торта, сосновые шишки 10 шт.,ящики с песком и фигурками, мягкая игрушка «Зайчик с мешком», мягкая логопедическая игрушка «Бегемот Жужа».

На уроке использованы технологии: игровые, развивающего обучения, здоровьесбережения, уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные.

План логопедического занятия

  I.Оргмомент

 II.Артикуляционная зарядка

III. Постановка цели

 IV. Основной этап

1) Характеристика звука [Ш].

2. Произношение звука [Ш] в слогах

3. Произношение звука [Ш] в начале слова. Согласование имен существительных с числительными.

4. Произношение звука [Ш] в словах. Падежное управление.

5. Физминутка. 

6. Определение позиции звука и деление слов на слоги

7.Дыхательная гимнастика

8.Развитие мелкой моторики. Работа в тетради

9. Разучивание чистоговорки со звуком [Ш]. 

III. Итог занятия. Рефлексия.

 

Этап занятия. Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Оргмомент.

   С 1

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть  вас на занятии, я желаю вам хорошего настроения и надеюсь, что у нас  с вами всё непременно получится!

А сейчас сядет тот, кто ответит на мои вопросы:

Какое сейчас время года?  

Сколько у нас месяцев в году?

Какой сейчас месяц?

А какой сегодня день недели?

Молодцы!

Весна

12 месяцев

Март

Пятница

Личностные УУД

(самоопределение)

Создание ситуации успеха.

II.Артикуляционная зарядка.

С 2

А сейчас давайте произнесём наш девиз:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Ребята, а что нам необходимо сделать, чтобы чётко и правильно говорить? Зарядку для язычка, артикуляционную зарядку.

Правильно, выполним зарядку для нашего язычка. Пододвиньте к себе поближе зеркальце.

С 3

Рот пошире открываем
В бегемотиков играем. 
(Вот так делаем, как наш бегемотик Жужа) С 4

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам. 
(тянем губки, молодцы)

Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну. 
(вытягиваем вперед губы трубочкой).

А теперь «лягушка» - «хоботок», «лягушка»-«хоботок»     С 5

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне. 
(высунете язык и спрячьте, умницы)   С 6

Я веселая лошадка,
Темная как шоколадка. 
(щелкаем языком громко)

С 7

По двору индюк ходил

И вот так говорил: бл-бл-бл…

С 8

Оближи ты с губ варенье,

Будет просто объеденье!

С 9

Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!  

С 10


Вот веселые качели -
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!

С 11   Язычок наш поумнел,

Чашку сделать он сумел!

С 12Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи и внутри,

  Не болели, чтоб они.

Молодцы, можете положить зеркала и вытереть губы салфеткой. Язычок готов продолжать учиться четко, говорить звуки.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Зарядку для язычка, артикуляционную зарядку.

Выполняют

ЛР: уметь правильно и чётко выполнять артикуляционную гимнастику, уметь удерживать правильное положение губ, языка

III. Постановка цели.

Выделение звука путём звукоподражания.

А сейчас, ребята, покажите, как деревья в лесу шумят. (Руки вверх, качаем, произносим звук "ш-ш-ш"). С 13

-Как шипит сердитая змея? ( шипим "ш-ш-ш"). показываю змею  С 14

-Как идёт мишка по опавшей листве? (шагаем на месте, шоркаем ногами и произносим "ш-ш-ш"). С 15

-Покажите, как лопнул зацепившийся за ветку воздушный шарик? ( "ш-ш-ш"). С 16

-Какой звук мы произносили?

-Догадались, над каким  звуком мы будем сегодня работать на занятии?

Правильно, мы будем продолжать учиться произносить чётко и уверенно в слогах, словах и предложениях звук «Ш»

Произносят звук [Ш]

Звук  [Ш]

Дети ставят учебную задачу.

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию.

МПР: понимать учебную задачу, готовность осу-ществлять ее ре-шение под руко-водством учителя.

ПР: иметь предс-тавление о неизу-ченном предметном содержании и способах его применения.

IV. Основной этап.

1. Характеристика звука [Ш].

Ребята, когда я  шла на занятие,  то нашла открытку с Днем рождения. Вы не знаете, кому она предназначается? Посмотрите, как много здесь сказочных героев. С 17

Перечислите их

 Хотите я подскажу? В имени этого героя есть звук, который мы сегодня на занятии будем продолжать учиться чётко произносить. Назовите этот звук.

 Правильно, а теперь скажите, в чьем имени есть звук [Ш]? С 17.1

Правильно, ребята. Сегодня день рождения у Маши. Она приглашает нас в гости и просит познакомить ее со звуком [Ш]. С 18

Маша еще не научилась правильно произносить звук [Ш]. Давайте её научим.

Что делают губы, когда мы произносим звук [Ш]?

С 19

Где находится язык?

Какой он – узкий или широкий?

И наш бегемотик Жужа тоже показывает, как правильно произносить звук [Ш]

-Согласный звук или гласный? Почему?  

-Звонкий или глухой звук?

-Твёрдый или мягкий?

-Звук [Ш] особый звук. Он всегда твёрдый.

-Повторим: звук [Ш]  - согласный, шипящий, твёрдый, глухой.

А на письме звук [Ш]  какой буквой обозначается? букой Ш. С 20

Давайте сделаем букву Ш из  резинок с математического планшета «Геоборд»

Три столбца красиво в ряд
Как солдатики стоят.
2. Произношение звука [Ш] в слогах.

Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались. Прочитаем, что же они говорили:

«ША-ША-ШО?»

«ШО-ШО-ШУ?» - вопросительно, пригласит ли их Маша на день рождения?

«ШУ-ШУ-ШИ!»

«ШИ-ШИ-ШЕ!» - с просьбой.

«ША-ШО-ША»

«ШО-ШУ-ШО» - утвердительно.

«ШУ-ШИ-ШУ!»

«ШИ-ША-ШИ!» - радостно.

3. Произношение звука [Ш] в начале слова. Согласование имен существительных с числительными. С 22

Вот мы пришли к Маше в гости. Её комната украшена шарами. Их столько, сколько лет исполнилось Маше. Хотите узнать, сколько ей лет? Давайте посчитаем шары.

Правильно, Маше семь лет.  

4. Произношение звука [Ш] в словах. Падежное управление.

Работа в парах 

Игра «В гости к Маше»

Маша пригласила на свой День рождения много друзей, а кого именно мы с вами сейчас узнаем. У вас на партах лежит конверт с картинками  животных, которых пригласила Маша. Вы, работая в паре, отберите тех животных, в названии которых есть звук [Ш].

Положите на середину парты перед собой всех персонажей. Назовите их.

В названии каких животных есть звук  [Ш]?

(Затем каждый ученик проговаривает полным ответом)

С 23

Молодцы!

 Гости захотели поиграть в прятки.

Игра «Прятки»

Мы с вами, ребята, тоже поиграем в прятки. Только мы будем искать в песке предметы, которые от нас спрятались. Кто найдёт, кладите предмет перед собой.

Что нашёл Виталя?  

Что нашёл Дима?

Что нашла Анфиса?

Что нашёл Женя?

Что общего во всех этих предметах? В названии каждого предмета есть звук [Ш]

А теперь возьмите свои звуковые линейки для определения места звука в слове и разложите на них все предметы правильно.

Виталя, куда положишь мышку? Почему? Потому что в слове мышка звук [Ш] слышится  в середине слова и т.д.

Молодцы!

5. Физминутка. С 24

Маша с гостями так играла, что устала. Давайте  и мы отдохнем.

Маша шла, шла, шла.
Маша ягодку нашла.
Села, поела,
И дальше пошла.

(1 раз в обычном темпе, 2 раз быстрее)

6. Определение позиции звука и деление слов на слоги. 

 Гости пришли к Маше с подарками. Что же они подарили гости Маше? Перечислите все предметы.

С 25

Маша решила расставить все подарки на полки. Поможем ей?

Предметы, в названии которых звук [Ш] слышится в начале – поставим на верхнюю полку.

 

Предметы со звуком [Ш] в середине – на вторую полку.

На нижнюю – со звуком [Ш] в конце.

А теперь мы с вами названия этих же предметов поделим на слоги. У вас лежат зеленые конверты, в которых есть картинки. На каждую картинку будем выкладывать столько камешков, сколько слогов в слове.

Помним правило, как определить количество слогов в слове?

Шары -2 слога, кладём 2 камешка.

Шоколадка – 4 слога, кладём 4 камешка.  и т.д.

7.Дыхательная гимнастика С 26

А Маша решила отблагодарить своих друзей  за подарки и угостила их вкусным тортом.

Давайте задуем свечи. (Даю ученикам по одной свечке)

Сколько лет Маше? Столько раз задуваем свечу. Делаем глубокий вдох и ровный и медленный выдох на пламя свечи. В целях соблюдения пожарной безопасности, мы только представляем, что свеча горит.

Задули свечи, теперь Маша может пить чай с гостями. Но чай очень горячий, давайте поможем им его остудить.  С 27

Булькает в стакане чай,

Ты смотри, не зевай!

8.Развитие мелкой моторики. Работа в тетради

Пока Маша с гостями пьют чай, мы поработаем в тетради.

Но для того, чтобы ваши пальчики были умелыми, подвижными, надо их чуть – чуть размять. Давайте сделаем зарядку для пальчиков.  С 28

Я сильнее всех на свете!

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать,

Буду руки развивать.

Левую и правую,

Правую и левую.

Итак, читаем задание: произнеси вслух название картинки. Что у нас нарисовано в первой строчке?

Назови первый звук этого слова.

Из пяти букв выбери и обведи ту, которая обозначает первый звук слова.

Правильно, но давайте, ребята, вспомним наше правило, которое мы проговариваем на каждых занятиях: чем отличается звук от буквы? Показ плаката

Правильно, значит обводим букву Ш

Дальше, нарисован мешок. Произносим первый звук.

 Какой буквой обозначается на письме этот звук?

Как вы думаете, ребята, какое слово здесь лишнее?

Почему?

Во всех словах есть звук [Ш], а  в слове рыба нет.

(Можно составить предложения с этими словами)

9. Разучивание чистоговорки со звуком [Ш]. С 29

Маша с гостями повеселилась и устала. А Зайчишка вспомнил стишок  про Машу и предлагает его выучить.

Тише, мыши, не шумите!
Нашу Машу не будите!

Назовите все слова со звуком [Ш]  

С какой интонацией нужно проговаривать это стихотворение? С восклицательной, радостной

Давайте произнесём эту чистоговорку громко:

А теперь чуть-чуть потише:

А теперь тихо-тихо, почти шёпотом:


Молодцы! Маша очень довольна!

И пока Маша засыпает, Зайчишка предлагает поиграть с ним в игру «Отгадай и найди»

Я вам буду загадывать загадки, а отгадки мы с вами будем искать, вот в этом мешочке у Зайчишки.

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с повадка

И улетел под облака.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь  всё, что хочешь!

Солнце, море, пляж.

Что же это?

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Он помогает нам всегда,

Когда приходят холода.

Перед домом на дороге

Ждёт давно она подмоги.

Не залили в бак бензина –

Не поехала…

III. Итог занятия. Рефлексия.

Нам пора возвращаться домой. Вам понравилось в гостях у Маши? Маше понравилось, что вы её познакомили со звуком [Ш].

Давайте ещё раз вспомним, какой это звук? С 30

Маша очень рада встрече с вами. Она будет рада видеть вас снова! С 31

А теперь оцените свою работу на занятии. С 32

Поднимите нужную фигурку.

Молодцы! А я за хорошую работу вам тоже дарю смайлики и воздушный шарик, который вы надуете дома, выполнив дыхательную гимнастику.

Всего доброго! С 33

Баба Яга, Колобок, Лиса, Маша

Звук  [Ш]

Маша

На столах зеркала. Дети вспоминают артикуляцию звука и характеризуют его.

Вытягиваются вперед.  

Вверху

Широкий

Согласный, потому что при произношении встречаются преграды, он произносится с шумом

Глухой

Твёрдый

Буквой Ш

Выполняют

Дети повторяют слоговые ряды за логопедом. Произносят их с разной интонацией.

Дети согласуют: «Один шар, два шара, ..., ..., пять шаров, ...»

Дети произносят слова со звуком [Ш].  Маша пригласила Мишку, Маша пригласила Петушка, Маша пригласила Кошку, Маша пригласила Мышат. Маша пригласила Зайчишку.

Находят  шар, барашек, лошадка, малыш, мышка, лягушка, карандаш, петушок, машина.

Лошадку, лягушку

В названии каждого предмета есть звук [Ш]

Потому что в слове мышка звук [Ш] слышится  в середине слова и т.д.

Выполняют движения

шары, шапка, шарф, шоколадка, чашка, подушка, брошь, карандаш, ландыш.

Шары, шапка, шарф, шоколадка

Подушка, чашка

Брошь, карандаш, ландыш

Сколько в слове гласных, столько и слогов

Шары -2 слога, кладём 2 камешка.

Шоколадка – 4 слога, кладём 4 камешка.  и т.д.

Выполняют дыхательную гимнастику

Выполняют самомассаж пальцев

Шляпа

Звук [Ш]

Буква Ш

Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.

Звук [Мь].

Буквой М

Рыба

Во всех словах есть звук [Ш], а  в слове рыба нет.

Дети проговаривают чистоговорку про Машу.

Тише, мыши, не шумите, нашу, Машу

Тише, мыши, не шумите!
Нашу Машу не будите!

Воздушный шар

Карандаш

Шарф

Машина

Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой, шипящий

ЛР: проявлять интерес к новому содержанию занятия.

МПР: понимать учебную задачу занятия, осуществлять решение учебной задачи под руководством логопеда.

ПР: выделять  звук [Ш] из слов, характеризовать его.

ЛР: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

Снять мышечное напряжение и усталость

ЛР: уметь правильно и чётко выполнять дыхательную гимнастику, уметь удерживать правильное положение губ, языка

Оценить свою деятельность на занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"

Занятие рассчитано на детей логопедической группы школы VIII вида....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"

Занятие рассчитано на учащихся 4 класса логопедической группы....

Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Щ"

Конспект логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука Щ".В материале представлен конспект, презентация для работы на занятии, задания для детей, домашнее задание отдельным документо...

Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] [Р*]»

Цели занятия:Автоматизировать четкое произношение и различение звука [ Р] в слогах, словах и предложениях; упражнять в определении количества слогов в слове.Развивать фонематический слух, память, вним...

Конспект логопедического занятия к презентации "Дифференциация звуков «ж-з» в словах, словосочетаниях и предложениях".

Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОНР, ФН, ФФН ( на первом этапе коррекционного обучения).  Данный материал может быть полезен для педагогов и родителей. Конспект занятия и презе...