Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной устной и письменной речи Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина.
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Т.А. Соколова

В разработке представлен материал по творчеству и биографии А.С. Пушкина.Задания предназначены для учащихся 3 класса общеобразовательной школы,после прохождения  по литературе темы- "Творчество и сказки А.С.Пушкина"

Задания направлены на развитие звукобуквенного, слогового  анализа и синтеза. Развитие связной устной и письменной речи. Контингент учащихся это дети со смешанной формой дисграфии. На занятии используются здоровьесберегающие технологии,такие как Кинезиологические упражнения, авторская зрительная гимнастика для глаз с плавающей рыбкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_skazkam_pushkina.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 

 Соколова Т.А. Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Курортный район                                                                                                                                                                          Конспект открытого логопедического занятия по  сказкам « А.С.Пушкина».

Темы:    

Логопедическая –    совершенствование языкового анализа и синтеза, развитие связной речи.

Лексическая – «Сказки А.С. Пушкина».

Цель: Совершенствование  языкового анализа и синтеза, развитие связной  письменной речи.

Формы организации познавательной деятельности:

Групповое  логопедическое занятие.


Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие, учащиеся владеют: 
регулятивными УУД: 1) определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно;

2)сопоставлять свои действия с эталоном  (образцом). 

познавательными УУД: 1) владеют навыком  слогового анализа  и синтеза слов; 2) владеют навыком анализа структуры предложения;

 

коммуникативными УУД: 1) оформлять свои мысли в устной форме могут только по алгоритму; 2) отстаивать свою точку зрения только по инициативе логопеда;

3)не всегда умеют слушать ответы других.


личностными УУД:1) радоваться своим успехам и успехам одноклассников; 2) уважительно относиться  друг к другу в процессе занятия.

Задачи как планируемые результаты УУД

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Воспитательные УУД

Воспитывать культуру речевого общения, умение слушать друг друга, умения работать как самостоятельно, так и в коллективе, оказывать взаимопомощь.

Воспитывать любовь и уважение  к творчеству А.С. Пушкина. Через сказки прививать любовь  к семье, добру, пониманию зла, обмана, трудолюбию.

 

Предметные УУД (знать, уметь)

Закреплять навыки слогового анализа и синтеза слов.
Согласовывать прилагательные с сущ. ед. и  мн.ч. в роде, числе, падеже.

Учить применять полученные знания в  практической деятельности.

Учить детей понимать смысл прочитанного.
Закреплять умение  детей действовать по словесной  инструкции.

Со

 

 

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

 Воспроизводить по памяти полученную ранее информацию.

Учить самостоятельно, мыслить.

Уметь выделять существенную информацию из источника.

 

Регулятивные УУД

Определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно.
Корректировать свою деятельность в процессе обучения самостоятельно.
Планировать решение поставленной учебной задачи (с опорой на алгоритм).


Оценивать и корректировать деятельность.

Воспитывать умение организовывать рабочее место;

Коммуникативные УУД

Уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ. 
Осуществлять совместную деятельность (сотрудничать с  логопедом и одноклассниками.)

 

 

Личностные УУД

Проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.
Формировать положительное отношение к процессу познания.
Применять правило делового сотрудничества.

 

Коррекционно-развивающие УУД

 

  • Совершенствовать звукобуквенный анализ и синтез  слов на материале кроссворда.
  • Совершенствовать слоговой анализ и синтез слов в стихотворных строчках.
  • Формировать умение связно излагать свои мысли на уровне предложения.
  • Совершенствовать навык анализа структуры предложения.
  • Развивать логическое мышление.
  • Проводить профилактику зрительных расстройств.
    Р
    азвивать двигательную координацию.

Развивать межполушарное взаимодействие при помощи кинезиологических упражнений.

Развивать зрительное и слуховое внимание и память.
Расширять, активизировать, актуализировать и обогащать словарь.

Оборудование урока:  индивидуальные карточки с заданиями и кроссвордом, картинный материал,  проектор, презентация, листы, тетради, ручки.

 

Этапы

Деятельность

Оборудование урока

Время

Учителя

Учащихся

1. Орг. момент.

Приветствие детей и гостей.

Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями. Сядьте на те места, где лежат конверты с вашими именами. Откройте тетради, запишите число.

Здороваются. Садятся.

 Записывают число.

1мин.

2. Определение темы занятия.

Чтобы определить тему нашего занятия, вам нужно прослушать аудиозапись-30сек

Ребята, о чем  мы будем сегодня говорить?

Правильно.

Сегодня мы будем говорить о великом русском писателе А.С. Пушкине и  его творчестве.

 

Пушкин написал много произведений, сказок. Какие  сказки вы знаете?

Слушают.

О сказках Пушкина..

Сказка о рыбаке и рыбке, о золотом петушке, о попе и его работнике Балде, о мертвой царевне и семи богатырях, сказка о царе Салтане и его славном сыне Гвидоне Салтановиче и о царевне-лебеди. Поэма Руслан и Людмила.У Лукоморья дуб зеленый….

  Слайд №1

Слайд №2

           

                 

2 мин.

3. Основная часть

1) Разгадывание кроссворда.

2)  Работа с предложениями. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

3) Динамическая пауза. Кинезиологические упражнения - «Лезгинка»,»ухо-нос», «Перекрестные шаги».

4) Чтение стихотворных строчек. Составление слов из слогов.  

Ребята, перед Вами кроссворд на тему «Родственники А.С. Пушкина», давайте разгадаем его.

1) С Ольгой Сергеевной Александр Сергеевич был дружен в детстве.  Кто она ему?

 2) Сам Александр называл Наталью Николаевну «Мадонной», а для него она кто?

3) Надежда Осиповна. Она ему, кто?

4) После смерти А.С. Пушкина ей было всего полгода. Она была, как две капли воды похожа на него. Кто она?

5)  Василий Львович был, по словам современников  «изрядным поэтом». Кто он А.С. Пушкину?

По вертикали,  у Вас должно получиться ещё одно слово. (Семья).

Проверяем кроссворд по мере отгадывания слов. Включить черный экран.

Ребята, вспомните, как мы определяем окончание в словах.

Правильно, нужно задавать вопросы.

Допишите окончания в слова  и отгадайте героя.  

А теперь проверим работу (включить презентацию). Прочитайте свои предложения.

Запишите предложения, заменяя слова - этот герой/эта героиня на имена героев  сказок. Обозначьте пропущенные окончания.

Показывает  и выполняет вместе с детьми.

Ребята, ответьте на вопрос что такой слог?

 Алина, отвечай.

Правильно, молодцы!

Прочитайте отрывки стихотворных строк.  В выделенных словах некоторые слоги  переставлены местами. Прочитайте, переставляя слоги, запишите составленные слова.

Вспомните, из каких сказок эти строки.

 

Сестра

Жена

Мать

Дочь

Дядя

Семья

Необходимо задать вопрос.

Вписывают окончания в слова на карточках и  отгадывают героя.

Читают предложения.

Записывают.

Выполняют движения за логопедом.

Слог - часть слова, состоящая из  одной гласной , одной гласной  и одной согласной или  нескольких согласных.

«Сколько в слове гласных столько и слогов!»

Читают, составляя слова из слогов.  

Читают свои предложения и проверяют по презентации свою работу.

Вспоминают названия сказок.

Слайд №3

Слайд № 4-5

Эта  героиня  всегда  жила в вод_ и  чтобы вернуться дом_, ей пришлось  дать обещания.   (Золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке»).

Этот герой всегда жил  в  вод_,  командуя  воинск___  подразделением. (Дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане….»).

Эта героиня жил_ возле вод_, занимаясь обычным  крестьянск_ рукодели_. (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»).

Этот герой почти всегда жил  в вод_. Был он очень стар__, поэтому хитрый человек его легко обвёл вокруг пальц_. (Старый чёрт из «Сказки о попе и работнике его Балде»).

Эта героиня плавал_ по  вод_. Однажды ей чудом удалось избежать смерт_ от лап злого чароде_ . (Царевна - лебедь из «Сказки о царе Салтане….»).

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

Слайд № 6-9

И послушалась волна,

На песныйча брег она,    песчаный

Бочку выланес легонько      вынесла

И отхлылану  тикохонь.Отхлынула тихонько

«Сказка о царе Салтане….».

«За таеко одолженье»,-      такое

Говорит он в восхиещень,-восхищенье

Волю перюву твою    первую

Я исполню как юсво.      Свою

«Сказка о золотом петушке».

Вы не платите  оброка,

Не помтени положенного срока. помните

«Сказка о попе и его работнике Балде»

А царица – хотатьхо,    хохотать

Да племича пожимать,   плечами

Да подмиватьги омича, подмигивать очами

Да прищёлкивать перстами.

Перст - палец.

Очи - глаза.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

5 мин.

13 мин.

2мин

2мин

6 мин.

5) Зрительная гимнастика.

Проследите глазами за рыбкой.

Выполняют.

Слайд № 10

   

2 мин

6) Работа на уровне предложения. Совершенствование анализа структуры  предложения.

Ребята, давайте вспомним, что такое предложение.

Как пишется предлог со словом?

Молодцы! Верно!

Некоторые слова  в предложениях написаны слитно, разделите их и определите, из каких сказок эти строки.

Проверяем, что у вас получилось.

 

Ребята, откройте тетради и запишите предложение, заменяя слова «в этой сказке Пушкина» на название сказки.

 Предлоги обведите в кружок

Предложение - это несколько слов, связанные между собой по смыслу  и имеющие оконченную мысль.

«Предлог со словом не друзья и слитно их писать нельзя!»

Читают предложения, разделяют слова, определяют названия сказок.

Проверяют по презентации.

Записывают предложение (каждый своё).

Слайды №11-15

Вэтой сказке Пушкина наказывается непомерная жадность. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Вэтой сказке Пушкина описывается сказочный процессвзимания

налогов. «Сказка о попе и его работнике Балде».

В этой сказке Пушкина занарушение собственного обещания главный герой наказывается смертью. «Сказка о золотом петушке».

В сказке Пушкина подводой живут  Тридцать три богатыря сними дядька Черномор».

«Сказка о Царе Салтане…»

В этойсказке Пушкина самым осведомлённым оказывается ветер. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

7 мин.

4. Итог урока

Подведение итогов. Оценка деятельности.

Молодцы! Давайте подведём итог нашего занятия. О чем мы сегодня говорили на занятии?

Какие задания вы выполняли?

Что вам понравилось на занятии?

 Вы очень хорошо поработали, и я приготовила для вас грамоты, сюрпризы! Молодцы!

Спасибо за работу. Попрощайтесь с гостями.

Отвечают:  Сегодня на занятии мы говорили о Пушкине, о сказках, которые написал Пушкин, о его семье. Разгадывали кроссворд, делили слова в предложениях, отгадывали сказки,  вставляли окончания  в слова, записывали  предложения, переставляли слоги.

Понравилась гимнастика для глаз, упр. ухо-нос.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...

Конспект открытого логопедического занятия по теме: «Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок».

Данный конспект урока предназначен для учащихся 2 класса коррекционной школы V вида. Подгрупповое занятие....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"

Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «МЫ ИЩЕМ СОКРОВИЩА»

Логопед:Если дом построен из кирпича, он какой? Кирпичный.Из соломы? Соломенный.Из дерева? Деревянный.Из камня? Каменный.Из бетона? Бетонный.Из глины? Глиняный.Изо льда? Ледяной.Из бумаги? Бумажный.А ...