Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2 класса
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Мунтян Надежда Анатольевна

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии

у учащихся 2 класса

Логопедическая тема: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Грамматическая тема: обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака.

Лексическая тема: дикие животные

Цель: совершенствовать навык дифференциации твердых и мягких согласных звуков.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализация знаний детей по дифференциации твердых и мягких согласных.

Коррекционные:

  • развитие фонематического восприятия,
  • совершенствование навыка дифференциации твердых и мягких согласных звуков,
  • развитие связной речи,
  • развитие слухоречевого внимания и памяти,
  • развитие зрительного внимания и памяти,
  • развитие мелкой ручной моторики, зрительно-моторной координации.

Воспитательные:

  • формирование умения работать в коллективе,
  • воспитание навыка самоконтроля,
  • воспитание желания учиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tverdye_i_myagkie_sogl.docx23.09 КБ
Файл tverdye_i_myagkie_soglasnye.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии

у учащихся 2 класса

Логопедическая тема: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Грамматическая тема: обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака.

Лексическая тема: дикие животные

Цель: совершенствовать навык дифференциации твердых и мягких согласных звуков.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализация знаний детей по дифференциации твердых и мягких согласных.

Коррекционные:

  • развитие фонематического восприятия,
  • совершенствование навыка дифференциации твердых и мягких согласных звуков,
  • развитие связной речи,
  • развитие слухоречевого внимания и памяти,
  • развитие зрительного внимания и памяти,
  • развитие мелкой ручной моторики, зрительно-моторной координации.

Воспитательные:

  • формирование умения работать в коллективе,
  • воспитание навыка самоконтроля,
  • воспитание желания учиться.

Оборудование: таблица для игры «Внимательные глазки», магнитные буквы, презентация к сказке, картинки: лось, еж, белка, волк, медведь, лиса; карточки со светофорами для самооценки.

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, друг другу. Что нам необходимо для успешной работы на уроке?

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

II Развитие неречевых высших психических функций.

  1. Игра «Внимательные глазки»

На доске таблица с буквами, логопед предлагает найти в каждом ряду «лишнюю» букву, а затем составить из этих букв слово и назвать его. Получается слово звуки.

З

А

А

А

Ж

Ж

Ж

В

У

Д

Д

Д

О

О

К

О

И

Т

Т

Т

  1. А теперь нужно собрать из «рассыпавшихся» букв слово.

Чем отличаются звуки от букв?

III  Основная часть

  1. Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала.

Ребята, вспомните, о каких буквах мы говорили на прошлом занятии?

Как мы называем эти буквы?

Чем гласные второго ряда отличаются от гласных первого ряда? (слайд 2)

Какую роль они играют после согласных?

  1. Сообщение темы занятия

Послушайте сказку и ответьте: о чем мы будем говорить на занятии?

Сказка о мягком знаке

      Жили-были буквы – гласные и согласные (слайд 3). Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова и слоги. Например: встали друг за другом буквы: С, А, Н, И – и можно было прочесть слово САНИ(слайд 4), а становились в ряд буквы К, О, Н, И – и сразу появлялось КОНИ (слайд 5). И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

      «Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков ?!» - смеялись одни. «Для чего вы нужны? Ведь вас невозможно услышать!» - кричали другие.

       «Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных!» - пытались защищаться Ь и Ъ (слайд 6). «Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть гласные Я, Ё, Ю, И, Е» - кричали звуки. «Уходите прочь!» - хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в гордом одиночестве (слайд 7).

        Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить из букв его имя (слайд 8). Буквы бойко взялись за дело, построились по порядку: Л, О, С… что же делать дальше? Звук [С] звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И – получилось … ЛОСИ! Что-то здесь не так: ведь животное пришло одно! Попробовали заменить на Я – ЛОСЯ, Ю - ЛОСЮ, Е – ЛОСЕ, Ё – ЛОСЁ! (слайд 9) Все не так! Что же делать! Совсем выбились буквы из сил, и расстроенные уселись на лужайке.

       И тут кто-то вспомнил о Ь: побежали буквы в лес, разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что  в алфавите все буквы нужны и важны! (слайд 10) Буквы Ь и Ъ забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ (слайд 11).

       С тех пор все буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились!(слайд 12)

       Нам с вами тоже нужно не забывать о Ь и приглашать его для смягчения согласных (слайд 13).

Ребята, вы догадались какова тема нашего занятия?

Вспомните, о каком лесном жителе говорилось в сказке?

Сегодня к нам на занятие пришел еще один гость из леса. Отгадав загадку, вы узнаете кто это.

Под кустами, под ёлками

Катится клубок с иголками.

О ком говорится в загадке?

Еж принес для нас задание. Нужно помочь ёжику собрать грибы – подобрать слова с мягким знаком на конце слова (работа на карточках).

Следующая загадка

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Кто это?

Волк приготовил для вас сюрприз

Еще одна загадка от лесной гостьи

По веткам скачет, а не птица.

Рыжая, а не лисица.

Догадались о ком идет речь?

Задание от белки:

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

Задание от медведя.

 (Логопедический синквейн)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шкурке серой – летом.

Задание от зайца

(Максипазлы «Дикие животные»)

IV  Итог занятия. Рефлексия.

 

Итак, что нового мы узнали сегодня на занятии?

Продолжите предложения:

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

На следующем занятии мы…

Самооценка, оценка логопедом работы каждого ученика, подгруппы в общем.

Если вы считаете, что потрудились хорошо и справились со всеми заданиями, то закрасьте зеленый кружок светофора. Если были затруднения – желтый кружок. Если большую часть заданий выполнили плохо – красный.

Молодцы, ребята! Спасибо за работу!

Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы.

Дети собирают слово буквы.

Мы говорили о буквах я, ё, ю, и,е.

Гласные второго ряда.

Это был лось.

О еже.

Дети подбирают и записываю слова с мягким знаком на конце.

Это волк.

О белке.

Литература:

Мазанова Е.В., «Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов», М., Гном и Д, 2007г.

Османова Г.А., «Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы», СПб, Каро, 2008г.

Преодоление нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н.Яковлевой, СПб, Каро, 2011г.

Чистякова О.В., «30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3-4 классы», СПБ, Литера, 2010г.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П., «Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма», М., Аркти, 2007г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация логопедического занятия для младших школьников по теме: Дифференциация твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака.

Слайд 2

Й А О У Э И +

Слайд 3

ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Слайд 4

С А Н И

Слайд 5

К О Н И

Слайд 6

Ь Ъ

Слайд 7

Ь Ъ

Слайд 8

Л О С

Слайд 9

ЛОС И ЛОС Я ЛОС Ю ЛОС Е ЛОС Ё

Слайд 10

Ь Ъ

Слайд 11

ЛОС Ь

Слайд 13

К О Н Е Ц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции смешанной дисграфии с учениками 2 класса по теме "Дифференциация предлогов в-на"

"Дифференциация предлогов в-на" с использованием приемов песочной терапии + презентация к уроку....

План-конспект группового логопедического занятия по коррекции дизартрии с учащимися VIII вида

В плане-конспекте по теме "Развитие дыхания" представлены разнообразные задания, направленные на развитие дыхательных эскурсий, работе над звукопроизношением....

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе фонемного распознавания у учащихся 2 класса

Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах, предложенияхЦели:- учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.- развивать навыки звукобуквенного анал...

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов.

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза для учащихся 3-х классов....

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии с учащимися 2 класса на тему: Парные звонкие и глухие согласные.

Тема логопедического занятия: Парные звонкие и глухие согласные.Цель: совершенствование дифференциации парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи....