Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Дашкина Надежда Артуровна

Логопедическая тема: «Обозначение мягкости согласных».

Грамматическая тема: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».

Лексическая тема: «Если хочешь быть здоров…»

Цель: Закрепить представления о способах обозначения мягкости согласных на письме у учащихся 2 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_2.doc717.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ЦППМСП Пушкинского района СПб

Конспект логопедического занятия

«Обозначение мягкости согласных» 2 класс. 

                                                                            Автор:

 учитель-логопед

                                                                                                                                Дашкина Н.А.

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

2021

Дата проведения: 26.11.2021г.

Логопедическая тема: «Обозначение мягкости согласных».

Грамматическая тема: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».

Лексическая тема: «Если хочешь быть здоров…»

Цель: закрепить представления о способах обозначения мягкости согласных на письме у учащихся 2 класса.

Задачи.

Коррекционно - развивающие:

- совершенствовать навыки дифференцирования звуков и букв, гласных и согласных звуков  и букв, мягких и твёрдых согласных звуков;

- формировать умение ориентироваться на последующую букву при чтении;

- закрепить умение определять количество, последовательность, позиции звуков, букв в словах и предложениях;

- развивать когнитивные процессы (память, внимание логическое мышление, творческое воображение);

 - расширять семантическое поле понятия «здоровье»;

- уточнять валентности слов по данной теме;

- актуализировать словарь по тематическим группам, входящим в данное понятие;

- совершенствовать связную речь;

- развивать тонкую моторику;

- развивать координацию речи с движением;

- развивать орфографическую зоркость;

- совершенствовать операции слогового синтеза;

- совершенствовать операции анализа и синтеза предложения.

Образовательные:

- систематизировать знания о гласных буквах, как показателях твёрдости - мягкости предшествующего согласного;

- расширять знания о функции мягкого знака в конце и середине слов (обозначение мягкости согласных);

- закреплять навыки  обозначения мягкости согласных на письме;

- закреплять знания о парных и непарных согласных звуках по мягкости и твёрдости;

- расширять представления о многообразии и особенностях слов в русском языке (многозначные слова, слова, квазиомонимы).

- закреплять правила определения количества слогов по количеству гласных букв в слове.

- продолжить ознакомление учащихся со способом запоминания слов с непроверяемой безударной гласной (словарная работа);

Воспитательные:

- прививать  интерес к русскому языку;

- воспитывать  взаимопомощь, самостоятельность, активность;

- формировать мотивацию на ведение здорового образа жизни, обогащая представления о критериях здорового образа жизни, расширяя и систематизируя знания учащихся о значении соблюдения специальных правил поведения для здоровья человека;

 -способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников.

Оборудование урока:

  1. Компьютер, интерактивная доска, презентация.
  2. Демонстрационный материал.
  3. Раздаточный материал.
  4. Тетради, ручки, карандаши, маркеры.

Этапы

Деятельность

Оборудование урока

Время

Учителя

Учащихся

  1. Организационный:

-создание положительного настроя на занятие;

-психогимнастика.

-Здравствуйте, ребята.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой,

И как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной!

- Когда светит солнышко, то у всех хорошее настроение, правда ребята?

-Я рада приветствовать вас на своем занятии и уверена, что у всех будет отличное, солнечное настроение.

-Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.

Здороваются.

Настраиваются на занятие.

Проверяют готовность к занятию.

Отвечают.

Выполняют.

Презентация.

3 мин

2.  Целеполагание, мотивация к деятельности, актуализация знаний:

-воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся;

 - пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;

- определение направлений в изучаемой теме;

- постановка учебной задачи.

-Ребята, давайте узнаем, что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении?

 -Для этого вам нужно посмотреть на свои карточки с буквами и цифрами. Если вы расставите карточки по порядку – получится слово. Выходите к доске.

-Какое слово у вас получилось?

На экране появляется слово «здоровье», транскрипция, звуковая схема.

- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о здоровье, о приобщении к здоровому образу жизни, о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье. Вспомним правила, которые должен каждый из нас соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье и быть всегда в хорошем настроении.

-Ребята, а есть ли разница между написанием и произношением данного слова.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число и тему занятия: «Здоровье».

-А теперь предлагаю встретить моих помощников.

На экране появляются изображение персонажей -учеников: (Миша Лентяйкин и Маша Трудолюбова).

- Ребята, давайте произнесём слова – имена – детей по очереди.

Логопед произносит имя «Маша», затем -  «Миша» совместно с детьми (утрируя произношение первых звуков)

-Какой вы слышите первый звук в слове «Маша»?.

- Какой вы слышите первый звук в слове «Миша»?

Логопед обращает внимание детей на слайд с изображением символов мягкого и твердого звуков.

- Какие гласные буквы нам указывают на то, что звук [м̓] – мягкий, а звук [м]  - твердый?

Какие ещё гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного?

Логопед обращает внимание детей на слайд с изображением гласных букв второго ряда и мягкого знака, также на слайде написаны слова – примеры.

- Верно, мягкость согласных на письме обозначается гласными буквами второго ряда, а также буквой…?

Давайте прочитаем слова и послушаем  первый звук.

-Сегодня мы с вами продолжим разговор об обозначении мягкости согласных на письме.

Выполняют задание группой, у доски.

- Слово «здоровье»

-Да, есть: произносим и слышим

[з д а р о в ̓й ̓э], а пишем «здоровье»

Записывают.

Рассматривают слайд.

Произносят слова совместно с логопедом.

[м] – твёрдый согласный.

[м̓ ] – мягкий согласный.

-Буква «И» обозначает мягкость предшествующего согласного, буква «А» - твёрдость.

-Я,Ё,Ю,Е.

- Мягкий знак.

Читают слова – примеры, слушают мягкие согласные звуки.

Раздаточный материал.

Презентация.

Тетради, ручки, цветные карандаши.

Презентация.

Презентация.

10 мин

3.Основной:

-подготовка

учащихся к обобщённой деятельности;

-обобщение и систематизация знаний;

-применение знаний и умений в новой ситуации;

-контроль усвоения;

-формирование отношения к теме.

-Перед вами слова (у каждого ребенка по две карточки). Данные слова надо распределить по группам: если в слове первая буква обозначает  мягкий согласный звук – «отдаем» его Мише, если твердый – Маше.

Слова: «лимонад, пирожное, помидоры, молоко, каша, пицца, чипсы, рыба».

Миша

ЛИМОНАД

ПИРОЖНОЕ

ПИЦЦА

ЧИПСЫ

Маша

ПОМИДОРЫ

МОЛОКО

КАША

РЫБА

- Эти продукты любят употреблять в пищу наши герои. Как выдумаете: какие их них

полезные, а какие  - вредные?

-Найдите слово, в котором есть и мягкие, и твёрдые согласные в слоговой таблице.

ПО

ко

до

СА

ПОМИДОРЫ

РЫ

ка

ла

мо

МОЛОКО

ло

РЫ

ВЫ

КЫ

КАША

си

ша

ми

ба

РЫБА

-Теперь найдите слово из трёх слогов, в котором все звуки твёрдые.

-Найдите все остальные слова.

-Запишите слова, подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки зеленым цветом, буквы, обозначающие твердые согласные – синим цветом.

-Итак, для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Употреблять в пищу только полезные продукты (овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы).

Но также важно соблюдать некоторые правила правильного питания.

Вот одно из них: на экране.

Прочитайте предложение, проверьте: все ли правильно, нет ли в нем чего-то лишнего? Исправьте ошибку. Запишите предложение в тетрадь.

Посчитайте: сколько слов в предложении.

Подчеркните гласные буквы, обозначающие мягкость согласного.

Найдите слово, в котором все согласные звуки твердые

(«мылом»).

Образуйте от слова «мыло» два новых: одно должно обозначать действие, а другое признак предмета, запишите слова, подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки  зеленым цветом, а буквы, обозначающие твердые согласные звуки – синим, запишите транскрипцию слов.

На экране появляется проверка.

-Придумайте предложения с этими словами.

-А вот как соблюдают правила Миша и Маша (предложения с ошибками).

Логопед читает:

 Маша

Мою ягоды, фрукты и овощи  перед едой.

Миша

Ем большими кусками, всегда тороплюсь.

Маша

Не разговариваю во время еды.

Миша

Всегда объедаюсь.

-Ребята, посмотрите, на экране изображения любимых предметов наших героев, у Маши  - это коньки, а у Миши – конь.

Давайте произнесем слово КОНЬ по звукам.

- Сколько звуков в этом слове?

- Давайте посмотрим на экран.

(На экране появляется картинки – изображения слов, транскрипция, само слово).

Логопед обращает внимание на обозначение мягкости согласного в конце слова с помощью мягкого знака, а также на многозначность слова.

Аналогичная работа проводится со словом «КОНЬКИ».

-Перед вами схемы и слова. Найдите слова, которые подходят к схемам.

Конь, зелень, лечить, польза, ходьба, пульс, лень, гирька, бегать, боль, качать, лекарь, имбирь, гольф, борьба, сальто, медаль.

ь

ь

ь

ь

-Итак, для того, чтобы быть здоровым, необходимо больше двигаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом. Я предлагаю вам немного подвигаться.

Физминутка:

 «Приглашаем всех потанцевать»

-Очень полезно заниматься спортом.

Какие виды спорта вы знаете?

Миша Лентяйкин записал некоторые виды спорта, которые он знает. Вот, что у него получилось (на экране высвечиваются неправильно написанные слова):

ХЁККЭЙ, БЁКС, ПЛЯВЯНЫЭ, ФЫГУРНЁЭ КЯТЯНЫЭ, ГЫМНЯСТЫКЯ.

-Нужно заменить гласные первого ряда гласными второго, а гласные второго ряда – гласными первого (работа с парными гласными).

На кране появляется проверка слова с картинками – изображениями данных видов спорта.

-Занятия спортом развивают силу воли, учат быть настойчивым, решительным и смелым.

Для здоровья также важен сон.

На экране появляется информация о сне.

-У Миши и Маши есть подруга. Как ее зовут: вы узнаете, если отгадаете загадку:

-По приказу милой мамы

 Наряжаюсь я в пижаму

 И куда спешу потом,

Если ночь уже кругом? (Смотреть сны, спать)

А сам процесс называется как, или когда мы спим – мы видим…что?

- А девочку зовут как?

На экране появляется изображение Сони.

- Соня очень любит спать. Сон – лучшее лекарство. Для здоровья он очень важен. Но спать слишком много тоже вредно.

Соню надо разбудить.

Для этого нужно выполнить задание и узнать название предмета, который поможет нам это сделать.

Среди транскрипций разных слов найдите нужное слово!

[П А Д У Ш К А]

[У С Т А Л А С Т̓]

[Т̓ И Ш Ы Н А]

[С П А Л̓ Н̓ А ]

[П̓ И Ж А М А]

[Л̓ И Ж А Т̓]

[Б У Д̓ И Л̓ Н̓ И К]

[Х Р А П̓ Э Т̓]

[С Л А Т К̓ И Й̓]

[З А С Ы П А Т̓ ]

- Назовите мягкие согласные в этом слове.

Теперь назовите  твердые согласные в этом слове.

Запишите это слово в тетрадь.

Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного.

Проверка на экране (картинка, слово).

-Подчеркните буквы (синим, зеленым красным).

- Молодцы, Соню разбудили.

Для того чтобы не спать на ходу нужно вовремя ложиться спать.

Соня предлагает задание: прочитайте предложения, вставляя подходящее по смыслу слово (зачеркните ненужное)

Миша мил/мыл руки с мылом.

Люк/лук – полезный овощ.

У Маши покраснел нос/нёс.

На столе стояла банка/банька с малиновым вареньем.

У меня целый день болел висок/высок.

-Итак, ребята, о своем здоровье нужно заботиться? Как?

- Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях.

Перед вами пословицы о здоровье, но они рассыпались на слова.

Составьте из данных слов предложения.

1.боится,  не, Здоровый,  беды.

2.украшение, Здоровье –,  лучшее.

-Определите, какой звук обозначает каждая согласная буква и раскрасьте ее соответствующим цветом.

Выполняют задание у доски.

Отвечают.

Выполняют задания на карточках

Записывают слова в тетради, подчёркивают буквы.

Читают, исправляют ошибку.

Записывают.

Считают слова.

Подчёркивают.

Находят слово.

Выполняют задание в тетрадях самостоятельно.

Проверяют.

Придумывают предложения устно.

 Отвечают правильно это или нет.

Дети произносят: [К,О, Н̓ ]

Отвечают.

Записывают транскрипцию и слово, определяют количество букв и слогов в слове.

Выполняют задание на карточках.

Дети повторяют движения за героями.

Отвечают.

Выполняют задание в тетрадях.

Анализируют слайд.

Дети отгадывают: «СОН».

Отвечают: «Соня».

Выполняют задание самостоятельно: находят транскрипцию к слову «БУДИЛЬНИК».

Называют

Записывают.

Проверяют написание.

Подчеркивают.

Читают, выбирая верное слово.

Отвечают.

Выполняют самостоятельно.

Раскрашивают.

Раздаточный материал.

Раздаточный материал, презентация.

Тетради, ручки, цветные карандаши.

Презентация.

Тетради, ручки, цветные карандаши.

Презентация.

Презентация.

Презентация.

Презентация, раздаточный материал.

Презентация.

Презентация.

Презентация.

Презентация.

Презентация.

Презентация.

Тетради, ручки, цветные карандаши.

Презентация, раздаточный материал.

Презентация, раздаточный материал.

Презентация, раздаточный материал.

20 мин

4.Подведение итогов:

-рефлексия деятельности;

-домашнее задание.

-Итак, ребята, о чем сегодня мы с вами говорили на занятии?

- Правильно о здоровье, о правилах, которые нужно соблюдать каждому человеку, если он хочет быть здоровым, о том, зачем быть здоровым.

Чтоб здоровье сохранить

Должен сам себя любить,

Так, чтоб спортом заниматься,

Постоянно закаляться.

Чистить зубы, умываться

И зарядкой заниматься.

Также правильно питаться

И почаще улыбаться.

Лучше с ранних лет начать,

Ни минуты не терять.

Ведь известно с детства всем,

Чтобы не было проблем,

(Ведь здоровья не купить),

За ним нужно всем следить!

Нужно нам самим стараться,

Бегать, прыгать и качаться,

Про болезни все забыть.

Как здорово здоровым быть!

Кушать овощи и фрукты,

Все молочные продукты,

Кувыркаться и скакать,

Никогда не унывать!

- Ребята, что нового вы узнали, что понравилось, вам было трудно?

Я предлагаю заполнить нашу лесенку: кому было интересно и все понятно – раскрашиваем верхнего человечка (и т.д.)

Домашнее задание: разгадать ребусы (слова по теме здоровье), записать слова в тетрадь, подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки:

Описание: C:\Users\Вася\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\55.jpg

Описание: C:\Users\Вася\Downloads\zakalivanie.png

Занятие закончено!

Отвечают.

Отвечают.

Оценивают свои достижения.

Презентация.

Раздаточный материал.

7 мин

Учитель – логопед                                                                                                                     Дашкина Н.А.