Конспект занятия по звукопроизношению с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием.
план-конспект по логопедии

Стеклова  Светлана Евгеньевна

Автоматизация звука [ Р] в слогах и предложениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по звукопроизношению

с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Тема : « Автоматизация звука [Р]»

( Составила: Стеклова Светлана Евгеньевна)

Цель: автоматизация звука [Р], развитие артикуляционной моторики, дыхания, выдоха, фонематического слуха.

Задачи:

Образовательные:

  1. Автоматизировать звук [Р] в слогах и предложениях;

Развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и память, мышление;
  2. Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Воспитательные:

  1. Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;
  2. Формировать взаимопонимание, навыки сотрудничеств

Организационный момент

- Отгадай загадку.

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят (помидор)

- Расскажи, что это такое? А что можно приготовить из помидор?

- Скажи, какой звук слышен в конце слова «помидор»?

- Сегодня мы будем учиться правильно говорить слова со звуком [Р].

Формирование ритмической организации речи

Игровое упражнение «Музыканты». Играем на барабане, трубе, контрабасе и тромбоне. Произнесение слогов со сменой ударения.

Ра-ра-ра-ра; ра-ро;

ро-ро-ро-ро; ры-ру;

ру-ру-ру-ру; ру-ры-ро;

ры-ры-ры-ры; ра-ро-ру-ры.

Развитие фонематического слуха

1.«Игра с мячом». Лови мяч, если в слове услышишь звук [р].

Ведро, яма, ядро, сапог, метла, бедро, дрова, лопата, страус, луна и т.д.

2. «Какой слог лишний?» Ра-ра-ра-ры, ра-ра-ра-ла.

Развитие артикуляционной моторики

-Логопедический массаж

Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, поперечное растирание, разминание, надавливание, вибрация.

Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.

«Покусывание». Покусывать следует вдоль всей длины, начиная с кончика, а затем протискивать его через зубы, чтобы размять мышцы.

«Цоканье». Рот широко открыт. Выполнять максимально медленно. (для растяжки уздечки)

-Артикуляционная гимнастика

1. «Конфетка»

В роли конфетки у нас будет язык. Он упирается в щеку и его необходимо как бы вытолкнуть рукой, нажимая на щеку. (Данное упражнение укрепляет мышцы и стимулирует кровообращение).

Орешек

2.«Гармошка»

Язык упирается в нёбо, после чего нужно закрывать и открывать рот. Для усиления эффекта, можно двигать челюстью из стороны в сторону. (Упражнение для уздечки).

Упражнение "Гармошка"

3.«Чашечка»

Необходимо открыть рот и положить язык на нижнюю губу, придав ему форму чашечки. Досчитать до десяти и подержать язык расслабленным.

Чашечка

4.«Налей в чашечку воды» (выполнить, если плохо получается упражнение «чашечка»)

В шприц набирается вода, после чего необходимо капнуть немного воды на язык и попытаться ее удержать. Выполнять перед зеркалом, чтобы больше понимать насколько хорошо получается.

-Упражнение на дыхание

1. «Парашютик»

Постановка Р

На кончик носа кладется небольшой кусочек ватки, затем язык нужно сложить в форме чашечки таким образом, что при выдохе сдуть ватку с носа.

2.«Ракета»

Широко открыть рот и зафиксировать правильное положение языка (язык должен плотно прилегать к альвеолам, не болтался из стороны в сторону). Затем большими пальцами прижимаем края и резко выдыхаем через рот.

Произнесение слогов со звуком [Р]

«Придумаем имена куклам». 

И...(ра), Ва...(ря), Ле... (ра), Ла…(ра).

«Дополни слог».

Што...(ра), мо...(ре), ко...(ра), но...(ра).

— Какой слог исчез из слова Буратино? Бу...тино (ра).

— Какой слог исчез из слова радуга? ...дуга.

«Анализ и синтез слогов»

— Какой первый звук в слоге ра?

— Назови второй звук.

— Сколько звуков в слоге ра?

— Скучно одному звуку [р]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [р] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился?

Аналогичное задание выполнить с другими гласными звуками.

Чтение слогов : ра-ро-ру-ры-рэ

Произнесение слов и предложений со звуком [Р]

«Произнеси слова правильно» Предложить назвать, что нарисовано на картинке. (Трава, люстра, трактор, трамвай, самовар, гитара, тетрадь, транспорт).

Произнеси чистоговорку:

Ар-ар-ар — повар, сахар, санитар.

Ар-ар-ар — тут живёт комар.

Ар-ар-ар — лечит горло пар.

Ар-ар-ар — кипит наш самовар.

Ра-ра-ра — рама, радуга, гора.

Ра-ра-ра — снежная гора.

Ра-ра-ра — вот высокая гора.

Ра-ра-ра — Рае нравится жара

« Один – много»

- Я буду произносить слово, когда предмет один , а ты говори мне слово, когда предметов много:

рука-

рама-

река-

роща-

рыба-

крот-

кран-

крыша-

баранка-

барабан-

мартышка-

баран-

Повтори (прочитай) предложения

Вот Вера и Варя. У Веры шары и у Вари шары. Рома идёт на урок. Ира пасёт корову. У Тамары красный карандаш. В ручке старое перо. Барабанщик громко барабанит. Народы хотят мира. Тропинка обрывается у оврага. Жора и Юра собирают рыжики.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

-  Как ты понимаешь эту пословицу?

Итог занятия

Молодец!

Очень хорошо ты сегодня потрудился!

Отлично у тебя все получается!

На следующем занятии у тебя будет еще больше успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития

В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"

Цель:   Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....