Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников
статья по логопедии

Вакуленко Вера Сергеевна

Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2029.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников

Разработано учителем-логопедом

МАОУ СОШ №9 г. Холмска

Вакуленко Верой Сергеевной

Структура речевого дефекта – связь речевых и неречевых нарушений.

Формирование способностей выделять существенные признаки предметов

Выделить   два  слова, наиболее существенных для слова перед скобками.

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
  2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).
  3. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  4. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
  5. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания).
  6. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник).
  7. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
  8. Кольцо (диаметр, проба, круглость, печать, алмаз).
  9. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты).
  10. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные).

11) Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

12) Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья).

13) Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

Развитие уровня обобщений

- Из пяти предложенных слов - четыре сходны между собой и их можно назвать одним словом, пятое к ним не подходит, найти его и сказать,  как называются остальные четыре одним словом.

  1. Бумага, линейка, карандаш, стекло., чернила.
  2. Рубить, ходить, строгать, резать, шить.
  3. Горячий, горький, кислый, соленый, сладкий.
  4. Мальчик, мать, сын, дядя, отец.
  5. Городки, футбол, лапта, шахматы, теннис.
  6. Глаза, уши, сердце, нос, язык.
  7. Часы, барометр, секундомер, градусник, аэроплан.
  8. Вяз, сосна, дуб, береза, клен.
  9. Справедливость, храбрость, честность, зависть, правда.
  10. Страх, беспокойство, забота, чистота, сомнение.

Развитие умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации

  1. Даны слова: ваза, ухо, кот, гриб, ель, перо, стол.

Слова размещаются в два столбика:

ухо

кот

перо

гриб

ваза

      стол

ель

Задание: выбери подпись к каждому столбику:

 

  1. слова разделены по числу букв,
  2. слова разделены по числу слогов,
  3. слова разделены по родам.
  1. Даны слова: слово, кот, перо, книга, мел, мышь, кино, гриб.

Слова размещаются в два столбика:

                       слово                  кот

               перо                   мел

               книга                 мышь

               кино                  гриб

Задание: выбери подпись для каждого из столбиков:

а) слова разделены по числу слогов,

б) слова разделены по числу букв,

в) слова разделены по родам.

ваза

рот

роза

зуб

рука

ток

перо

ель

  1. Даны слова: ваза, рот, зуб, ток, роза, рука, перо, ель.

Слова размещаются в два столбика:

Задание: подбери подпись к каждому столбику:

  1. слова разделены по числу букв,
  2. слова разделены по числу слогов,
  3. слова разделены по родам.

  1. Даны слова: мода, крот, круг, мышь, коза, пора, плуг, плот.

Слова размещаются в два столбика:

        мода                     крот

        мышь                    круг

        коза                    плуг

        пора                    плот

Задание: выбери подпись к каждому столбику:

  1. слова разделены по числу букв,
  2. слова разделены по слогам,
  3.  слова разделены по родам.

Для столбика 1: а), в).

для столбика 2: а), б), в).

  1. Даны слова, разбитые на три группы по родам:

мама        полотенце        клен

сосна        окно        пень

тень        небо        день

соль        солнце        стул

Задание: вставить пропущенные слова в предложения:

  1. в первом столбике слова        рода,
  2. во втором столбике слова        рода,
  3. в третьем столбике слова        рода.

            6)    Даны слова, которые разбиты на три группы, по числу слогов:

мышь        корова        сова

конь        соловей        нора

хор        голова        пара

рост        перепел        рана

Задание: вставить слова в предложения:

  1. в первом столбике слова, имеющие         слог,
  2. во втором столбике слова, имеющие        слога,
  3. в третьем столбике слова, имеющие        слога.

Развитие логики, анализа и синтеза

Задание: из каждого слова взять только первые слоги, составить слово.

а) автомобиль, тормоз - автор

б) колос, рота, ваза – корова

                 в) молоко, нерест, таракан – монета

г) кора, лото, боксер - колобок

д) барабан, рана, банщик - барабан


Задание: из каждого слова взять вторые слоги, составить слово:

а) соловей, который                                               лото

б) змея, рама                                                           яма

в) пуговица, молоток, лава                                   голова

 г) укор, бузина, тина                                            корзина

д) поворот, пороша, канава                                  ворона

             Задание: из каждого слова взять последние слоги, составить слово:

а) мебель, ружье        белье

      б) соломка, пара, мель                                           карамель

              в) лиса, бельмо, буклет                                         самолёт

г) пуловер, пальто, билет                                      вертолет

д) молоко, реле, лассо                                           колесо

е) смола, слеза, берет          лазарет

Задание: самостоятельно почувствовать «спрятанное» слово:

      а) пластинка, картинка, павлин                           пластилин

      б) пастух, плотина, лагерь                                   пастила

      в) сапоги, парашют, фантазия                             сарафан

г) косари, заморозки, летчик        самолет

      д) мука, рагу, диван         караван

      е) обруч, кара         ручка

     ж) мавританка, зола, улей         мавзолей

      з) карта, путина, налет        картина

      и) вода, дорога, проба, невод                              водопровод

      к) молоко, олово, раскол                        колокол

Развитие оптико-пространственных представлений

  1. Усвоение схемы тела. Вверху, внизу, справа, слева…
  2. Усвоение схемы тела человека, расположенного, напротив.
  3. Усвоение схемы тела с правой руки (есть, рисовать, бросать, резать).
  4. Усвоение положения ребенка по отношению к неподвижным предметам: впереди, позади, справа, слева. В реальном исполнении и в предметных картинках.
  5. Усвоение понимания взаимоотношений между предметами:
  1. с игрушками (поставь машину между домиком и куклой и т.д.)
  2. с разборным материалом (пирамида, конструктор)
  3. с помощью предлогов:
  • в         - игрушки с вкладыванием,
  • на                - действия с кубиками, предметами, игрушками,
  • из         - с выкладыванием,
  • над-под      - отрабатываются вместе,
  • к         - в действии с глаголами движения, подойди....
  1. Усвоение формы и цвета. Используются: лото, домино. Сначала разные формы одного цвета: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Затем: одна форма другого цвета: разные фигуры разного цвета. Фигура ставиться в центре, затем справа вверху и внизу. Слева - внизу и вверху. Но сначала без фигуры пальцем: показывают центр листа, низ листа, верх, правую сторону, левую, углы.
  2.  Соотношения геометрических фигур с натуральными предметами. Покажи в комнате        , вспомни, что похоже....
  3.  Усложненные условия восприятия геометрических фигур:

а)  две фигуры, наложенные друг на друга.

б)  вычленить изображение предметов, наложенных друг на друга: кастрюля - стакан.

        в) восприятие геометрических фигур, написанных разным шрифтом,    разного цвета.

        г) восприятие изображений предметов стилизованных, контурных, перечеркнутых прямыми, косыми, волнистыми линиями.

        д) восприятие рисунков, наложенных друг на друга. Они разного цвета.

Развитие зрительного внимания и зрительной памяти

Зрительное внимание.

1. Формирование предметного гнозиса, т. е. различие предметов по:

 - величине (большой, маленький, самый большой, самый маленький),

 - цвету (красный, синий...),

- форме (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).

Должны быть наборы предметов. Подобрать изображения определенного цвета, без помощи рук, только зрительно:

  • выбрать изображение зеленого цвета из ряда картинок всех цветов,
  • выбрать формочки только красного цвета. Сколько их?

Зрительная память.

1. Игры типа «чего не стало?». Убрать игрушку или правую или крайнюю (это очень важно!). Сначала цепь из трех предметов, а затем четырех - пяти.

2. Игры типа «Что изменилось?». Ряд из двух предметов (лиса и волк), менять их местами, до пяти предметов.

Развитие оптике - моторной координации

  1. Указательным пальцем обводить фигуры геометрические, контуры игрушек, называя их.
  2. Выполнять действия с двумя предметами:

положи яблоко (над, под, слева, за... ) грушей, то же с геометрическими фигурами.

  1. При рисовании предложить детям нарисовать по словесной инструкции логопеда: зеленую травку внизу, красный домик в центре, желтое солнышко вверху, синее озеро справа и т.д.
  2. Запомнить определенное положение предметов: круг над треуголь-

ником и круг под треугольником, затем все убрать, а ребенку предложить выложить первую структуру, т.е. круг над треугольником.

Развитие пространственного праксиса

  1. По инструкции логопеда ребенок рисует треугольник, под кругом, квадрат над кругом, овал слева от квадрата, и т.д.
  2. Действие с геометрическими фигурами на плоскости листа.

Инструкция логопеда: положи квадрат в центре листа, круг’ в правый верхний угол, овал в правый нижний, прямоугольник в левый нижний угол, треугольник в левый верхний. Фигуры одного цвета.

  1. Можно использовать «Лото», «Домино», чтобы совпадали однородные изображения.

Развитие конструктивного праксиса

  1. Ребенок складывает из счетных палочек фигуры по словесной инструкции логопеда, если не справляется, то по образцу.

  1. реконструировать фигуру по словесной инструкции: положи палочку внизу, а вторую горизонтально ей и т.д.
  2. построй квадрат, прямоугольник, треугольник, звездочку, домик и т.д.
  1. Конструирование из кубиков: взять три синих, два желтых и две красных призмы, построить первый этаж из трех синих кубиков, второй из двух желтых, крыша из двух красных призм.
  2. Воссоздание целого из частей.
  1. сложить картинки, разрезанные сначала вертикально на две части, а затем на две - горизонтально, далее на 12 - 14 частей режем картинку.
  2. сложить картинки из непропорциональных частей (курица, белка и т.д.) Развитие динамического праксиса
  1. Проба: кулак, ребро, ладонь.
  2. Согнуть руку к плечу, разогнуть с одновременным сжатием пальчиков в кулак.
  3. Воспринять и воспроизвести (отстучать) структуры:

                                   Развитие слухо-речевой памяти

  1. Прослушать и воспроизвести:
  • два слова:        лампа, санки.
  • три слова:        коньки, рука, лодка.
  • четыре слова: слон, сад, капуста, воробей.
  • пять слов: стол, лиса, пальто, дом, лопата.
  1. Прослушать и воспроизвести фразы:

Папа читает газету (три слова)

Дети лепят снежную бабу (четыре слова)

Катя сшила кукле новое платье (пять слов)

  1. Прослушать и воспроизвести текст:

Наступила осень. С деревьев падают листья. Птицы улетели на юг. Моросит дождь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии у младших школьников с системным недоразвитием речи средней степени».

В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в коррекционную школу VIII вида учащихся вторых-третьих классов, имеющих значительное недоразвитие грамматического ст...

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников...

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...

Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников

Вопрос чтения и не читающих современных детей на сегодняшний день встает критически остро. Снижение мотивации к  читательской деятельности и потребности учиться у детей неразрывно связано с...

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции нарушений дисграфии и дислексии у младших школьников.

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Цель мастер-класса: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции на...