Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Козак Дарина Александровна

 

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

 

 

Тема: дифференциация звуков [Р] – [Л].

 

Задачи:

 

  1. Развитие фонематического слуха, развитие слуховой и слухо-произносительной дифференциации фонем.
  2. Развитие общей моторики.
  3. Развитие фонематического анализа.
  4. Развитие зрительного внимания, памяти, зрительно-пространственной ориентации;

Оборудование: картинки с изображением совят, вороны; картинки с изображением трех елок, четырех желтеньких кружков, трех  коров, пяти шариков; картинки с изображением ручки, пинала, ракеты, мелков, пера, юлы, лопаты, ракетки, стула, лодки; картинка с изображением: волка, белки, лося, бобра, барсука.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Тема: дифференциация звуков [Р] – [Л].

Задачи:

  1. Развитие фонематического слуха, развитие слуховой и слухо-произносительной дифференциации фонем.
  2. Развитие общей моторики.
  3. Развитие фонематического анализа.
  4. Развитие зрительного внимания, памяти, зрительно-пространственной ориентации;

Оборудование: картинки с изображением совят, вороны; картинки с изображением трех елок, четырех желтеньких кружков, трех  коров, пяти шариков; картинки с изображением ручки, пинала, ракеты, мелков, пера, юлы, лопаты, ракетки, стула, лодки; картинка с изображением: волка, белки, лося, бобра, барсука.

1.Организационный момент.

Здравствуйте дети. Сегодня у нас гости. К нам на занятие пришли два совенка Рома и Лада. Логопед показывает ребенку картинку с изображением совят. 

Сегодня мы пойдем с совятами на прогулку, а что бы узнать куда именно, вам нужно отгадать загадки.

Логопед читает загадки:

  1. Живёт в дупле, живёт в гнезде,

Лесной орех, грибы таскает,

И на немалой высоте

Пушистый хвост, как луч, мелькает..(Белка)

  1. Из малых кошек, из пятнистых,

     А на ушах, представьте, кисти!

     Короткий хвост. Не скажешь «Брысь!».

     Она ведь хищник грозный …(Рысь)

  1. Предок всех собак, поверь,

Этот серый хищный зверь,

Знает в овцах, козах, толк,

Страшный, хитрый, серый …(Волк)

  1. Хвост веслом, пловец отменный!

Да и мех имеет ценный,

Строит «хатки» из плотины,

Из ветвей, камней и тины. (Бобр)

Ребята, а где живут все названные вами животные?

Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в лес.

Послушайте внимательно, я произнесу «РРРысь и бобёрррр». Как звук и выделила?

Правильно. А если я произношу «воЛЛЛк и беЛЛЛка», то какой звук я выделила?

Правильно. Итак, сегодня мы с вами отправляемся в лес с совятами и будем  учиться различать звуки [Р] и [Л].

2.  Давайте дадим характеристику этим звукам [Р]и [Л].

Чем похожи эти звуки? 

Чем они отличаются друг от друга?

3. Игра «Найди звук».

Я буду произносить звуки, слоги и слова. Если  услышите звук [Р]- хлопайте, а если услышите звук [Л]-топайте.

Логопед простит детей выделить заданные звуки:

- в звуковом ряду [р, с, л, р, л к, с, н, с, н, р, л];

- в слогах [ра, ло, лы, ро, ра, ла, лы, ра, лу];

- в словах [ром, лом, марка, забор, ласточка, рот, молоток, норка].

4. Совята хотят научить вас говорить на своем языке.  Слушайте и запоминайте, со мной вместе повторяйте!

Логопед произносит слоги:

АР - АЛ - АР

ОР - ОЛ – ОР

УР – УЛ - УР

ЛА – РА – ЛА

РО – ЛО - РО

ЛУ – УЛ – ЛУ

ЛЫ – РЫ - ЛЫ

5.Подарки для Ромы и Лады.

Вдруг совенок по имени Рома   увидел возле пенька мешок. Давайте посмотрим, что в этом мешке? Ой, а там подарки для Ромы и Лады! А чтобы узнать, кому, какой подарок, нам нужно определить, какой звук находится в названии картинки. Если в  названии картинки есть звук [Р], то это будет подарок для Ромы, поднимите вверх правую руку, а если в названии картинки есть звук  [Л], то это подарок для Ланы, то поднимите левую руку.

Логопед показывает детям картинки с изображением ручки, пинала, мелков, ракеты, пера, юлы, лопаты, стула, лодки, ракетки.

Логопед спрашивает детей, какой из дифференцируемых звуков есть в этом названии картинки и где он находится.

  1. Физкультминутка «А ну, попробуй! »

 Совята хотят узнать, насколько вы быстры и сообразительны. Давай встанем и покажем им, какие мы ловкие!

А ну, попробуй те,

От совят не отставать

И заданья сложные

Быстро выполнять.

Сколько елочек зеленых,

Столько сделайте наклонов.

Сколько желтеньких кружков,

Столько сделайте прыжков.

Сколько на лугу коров,

Столько сделайте хлопков.

Приседайте столько раз,

Сколько шариков у нас.

      Логопед читает вопросы-двустишия и показывает детям соответствующую картинку.

Молодцы! Все задания совят выполнены!  

7 .  Игра «Наоборот».

 Совята предлагают нам сыграть в игру «Наоборот». Я буду произносить слова со звуком [Л] и кидать мячик, а вы ловите мячик, заменяете звук [Л] на звук [Р], говорите новое и кидаете мне обратно.
Логопед произносит:

 [дал, мил, пил, пал, ложки,  голод, иглы, колонка]

8. Игра с картинками:


 Логопед выкладывает перед детьми картинки с изображением животных: волка, белки, лося, бобра, барсука.

Посмотрите на картинки, которые приготовили для вас наши герои.

Какие животные изображены на картинке? Все ли они вам знакомы? Логопед обращается к каждому ребенку индивидуально: Назови картинку, которая находится в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, под изображением бобра и т.д.

и ответьте кто:

  1. Построил огромную плотину ...(бобр);
  2. В дупло несла желуди ... (белка);
  3. Под ёлкой ходил злой и голодный (волк);
  4. Быстро юркнул в нору ...(барсук);
  5. На лугу с длинными рогами шел ...(лось).
  6. Из норки показался полосатый ... (барсук).
  7. За зайцем бежал хитрый и серый ...(волк)
  8. Перебегал дорогу рогатый ...(лось).
  9. С ёлки на ёлку перепрыгивала...(белка).

 Теперь еще раз посмотрите на картинки, запомните животных, которые на них изображены. Теперь скажите, кого из них вы запомнили.

9. Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?

Логопед показывает детям картинку с изображением вороны.

Она мне рассказала столько новостей.

Теперь я расскажу вам, а вы внимательно послушайте какой звук там встретится.  Если это звук [Р] то повторит его команда Ромы, а если звук [Л] - то команда Лады.

Логопед читает предложение, просит детей повторить:

1.Ласточка свила гнездо.

2.Красная брусника растёт в траве у озера.

3.Луша полола лук и свеклу.

4.С горы, бежит ручей проворный.

5.Рома прыгнул в озеро и разбрызгал воду.

6.В глубоком колодце вода холодная.

7.Сороки и грачи прыгают по дороге.

8.В корзине спелые и сладкие яблоки.

9.В небе разноцветная радуга.

10.На ёлке сидит белка.

11.Воробей испугался вороны.

12.На лужайке много лопухов.

10.Итог занятия. Оценка деятельности.

Молодцы, совята вами очень довольны, на следующем занятии мы снова с ними встретимся. 

Мне очень понравилось наше с вами занятие. Вас понравилось занятие? Какие звуки мы сегодня учились различать? Каких животных мы сегодня встретили? Кто вам запомнился больше?

Логопед дает оценку деятельности детей на занятии, сравнивает результаты с прошлыми занятиями.

 

Дети отгадывают загадки.

В лесу.

Звук  [Р].

Звук [Л].

Дети характеризуют положение губ, языка при нормальной артикуляции звука [Р], характеризуют положение губ, языка при нормальной артикуляции звука [Л]. Оба звука согласные, звонкие, могут быть твердыми и мягкими. При произношении звука [Р] язык находится в верху и дрожит, а при произношении звука [Л] не дрожит.

Дети выделяют звуки.

Дети повторяют за логопедом.

         

Дети выбирают соответствующие картинки. Определяют место звуков в словах.

Выполняется стоя, ноги - на ширине плеч, руки на  поясе.

        

Дети считают количество нарисованных предметов и  выполняют указанное движение заданное количество раз.

Дети образуют новые слова:

[дар, мир, пир, пар, рожки,  город, игры, коронка]

Дети смотрят на картинки, выполняют задания логопеда.

Дети повторяют предложение.

Дети рассаживаются по командам.

Дети слушают логопеда, повторяют предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...

Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т\']"

Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах....

Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [л] в словах, предложениях.

Автоматизация поставленных звуков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проходит крайне затруднительно. Только параллельная работа над другими психическими функциями позволяет ускорить этот пр...

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с интеллектуальными нарушениями. Тема: Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях.

Развитие фонематических процессов, зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти, логического мышления - основные задачи каждого коррекционного занятия для обучающихся с интеллектуальными ...