ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
методическая разработка по логопедии

Кайдорина Ольга Владимировна

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей с

ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях общеобразовательной

школы, автором представлен алгоритм работы с данной категорией детей.

Ключевые слова: интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в

общеобразовательные классы, взаимосвязанная система взаимодействия участников

психолого-педагогического процесса, адаптированная образовательная программа,

индивидуальный учебный план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

О.В. Кайдорина*

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Лесосибирск, Россия

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей с

ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях общеобразовательной

школы, автором представлен алгоритм работы с данной категорией детей.

Ключевые слова: интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в

общеобразовательные классы, взаимосвязанная система взаимодействия участников

психолого-педагогического процесса, адаптированная образовательная программа,

индивидуальный учебный план.

The article presents a model of psychological and pedagogical support for children with

disabilities, who study in the conditions of a comprehensive school, the author presents an

algorithm for working with this category of children.

Key words: integration of children with disabilities into general education classes

interrelated system of interaction between participants in the psychological and pedagogical

process, adapted educational program, individual curriculum.

В настоящее время происходят большие перемены в обществе в

отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ). С сентября 2016 года для первоклассников с ограниченными

возможностями здоровья введены федеральные государственные

образовательные стандарты начального образования.

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в

общеобразовательные классы предусматривает систематическую

коррекционную помощь и психологическую поддержку, т.е. психолого-

педагогическое сопровождение, в процессе которого создаются социально-

психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного

обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.

Психолого- педагогическое сопровождение – это комплексная технология,

особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития,

обучения, воспитания, социализации. Сопровождать, значит следовать рядом,

помогать и поддерживать в пути, помогая преодолевать трудности, которые

могут возникнуть у того, кого ты сопровождаешь. Наша школа создает

вариативные условия для реализации права на образование детей с

ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических

особенностей.

Психолого-педагогическое сопровождение является длительным

процессом, предполагающим организованную системную деятельность

специалистов, направленную на создание условий для успешного

функционирования участников единого образовательного пространства. И здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровожденияучастников психолого-педагогического сопровождения: педагогов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей нормы, семей обучающихся.

В школе разработана и адаптирована модель психолого-медико-

педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачами психолого-педагогического сопровождениядетей с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в условиях общеобразовательной школы являются:

- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса

обучающегося в динамике его психического развития;

- создание социально-психологических и педагогических условий для

эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;

- оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;

- обеспечение систематической помощи детям в ходе обучения;

- организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом

психических и физических возможностей обучающегося.

Сопровождение ребенка начинается задолго до поступления его в первый класс. На закрепленном за нашей школой микрорайоне мы отслеживает неорганизованных домашних детей. Для таких родителей организуются консультации и обследование школьными специалистами. При необходимости ребенок направляется на консультацию, в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Ведется тесная связь с детскими дошкольными учреждениями, проводятся консилиумы, на которых специалисты школы и дошкольного учреждения проговаривают проблемы детей и обсуждают пути их решения. В школе организована работа «Школы

будущего первоклассника». Здесь ребята занимаются на занятиях у педагога – психолога, учителя-логопеда, занятия проводит учитель начальных классов.

Социальный педагог беседует с родителями, выясняет условия проживания ребенка, его окружение.

При поступлении ребенка в школу педагоги изучают документы

учащихся. В школе, сопровождение в образовательном процессе

осуществляют: педагог – психолог, учитель-логопед, социальный педагог (блок коррекции, развития, социальной ориентации), учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования (блок обучения, воспитания, трудовой реабилитации), инструктор лечебной физкультутры, медицинский работник (блок медицинской реабилитации). Каждый член психолого-педагогического сопровождения проводит первичную диагностику ученика. Цель такой

диагностики не только определение трудностей ребенка и зоны ближайшего развития, но и выявление детей группы риска.

Карта первичного логопедического обследования учащегося первого

класса с ОВЗ

На заседании школьного психолого-педагогического консилиума

обсуждаются проблемы и пути обучения и воспитания детей, выявленных при первичной диагностике. Для предотвращения перегрузок, связанных со сменой деятельности и адаптационным периодом специалисты определяют какую помощь нужно оказать ребенку в первую очередь.

На основе выводов школьной психолого-медико-педагогической

комиссии (ПМПк) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

разрабатывается индивидуальный учебный план.

Пример части индивидуального учебного плана, формируемого

участниками психолого-педагогического сопровождения:

Коррекционно – развивающая область

Логопедические занятия 2 понед. 14.20, среда 14.20

Обязательные групповые и индивидуальные

коррекционные занятия

1 четверг 14.00

Психокоррекционные занятия 2 вторник 15.00, пятница –

15.00

Ритмика 1 среда 15.00

Внеурочная деятельность

ЛФК (в рамках ФСК «Олимп») 1 вторник 10.30

Программа «Гармония», Центр дополнительного

образования (в рамках сетевого взаимодействия)

2 понед. 12.00, пятница 12.00

Досугово – игровые занятия (группа продленного дня) 1 Пятница 14.00

На основе выводов школьной ПМПк, индивидуального учебного плана ирекомендованной образовательной программы специалисты составляютадаптированную образовательную программу. Эта программа имеет такую жеструктуру, что и для детей нормы, но обязательно прописываются специальныеобразовательные условия, характеристика ребенка с ограниченными

возможностями здоровья, система оценивания. На каждого ребенка

составляется индивидуальный образовательный маршрут, в котором

предусмотрены рекомендации для родителей, учителей, других участников

сопровождения.

Каждые три месяца с помощью промежуточной диагностики проводится  корректировка индивидуального маршрута и рабочей программы. Такая карта хорошо показывает динамику развития учащегося. Оценка эффективности работы с учеником у каждого специалиста своя: тесты, мониторинги, письменные работы, устный опрос. Она обсуждается на трех уровнях: педагогический совет, школьная ПМПк и центральная ПМПК.

По результатам диагностики проводится активное консультирование

учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы. Такая модель, по нашему мнению, отражает структурно- организационные и содержательно-процессуальные особенности психолого-педагогического сопровождения детей с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в условиях общеобразовательной школы, положительно влияет на достижение

результатов обучения.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы.

– М., 1957.

3. Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.

ВЛАДОС, 2001.

4. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства

образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

УДК 376.1

)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Для успешного освоения знаний необходимо, чтобы все органы чувств функционировали нормально. Практика показывает, ...

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....

статья "Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , обучающихся в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассказывается о системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе. На примере МБОУ "СОШ№2" города Лесосибирска показано ка...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Выступление на районном методическом объединении учителей логопедов и педагогов-психологов Инсарского района...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)

Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП  возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее  ...