Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»
план-конспект по логопедии

Некрасова (Слободняк) Ирина Константиновна

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию
лексико-грамматических средств языка при коррекции ОНР III уровня

Данные об обучающихся: 8-9 лет, общее нарушение речи III уровня у детей с дизартрией.

Тема: «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению».

Цель: формировать умение различать и употреблять омонимы в речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:  

  • формировать знания учащихся об омонимах;
  • учить находить омонимы в речи;
  • формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов;
  • учить понимать и использовать термин «омоним».

коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь при объяснении значений слов-омонимов;
  • развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • активизировать и обогащать словарный запас омонимами;
  • развивать слуховое и зрительное внимание через выполнение заданий;
  • развивать межполушарное взаимодействие через развитие общей моторики;
  • развивать навыки связного высказывания через вопросно-ответную форму работы;
  • развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики;
  • совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навыки употребления омонимов в речи.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать навык самоконтроля за речью;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Оборудование: зеркала, профили артикуляционного уклада, схемы артикуляционного уклада, картинки омонимов (шашки – шашка), картинки для игры «Загадай слово», картинки для отработки омонимов, интерактивная доска, проектор, компьютер, текст стихотворения для вывода на доску.

Ход занятия

№ п/п

Этапы

Содержание

1

Организационный момент.

Логопед: - Здравствуйте, дети!

- Здравствуйте!

Логопед: - Приготовились, сели красиво. Начинаем наше занятие.

2

Формирование психологической базы речи (восприятие, память, внимание, мышление).

Логопед: -Послушайте мой рассказ и догадайтесь, почему мама и сын не сумели договориться.

Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»

Логопед: - Почему мама и сын не договорились? (Они друг друга неправильно поняли).

Логопед: -Почему они неправильно друг друга поняли? (Потому что эти слова похожи).

Логопед: А как называются эти похожие слова, узнаем сегодня на занятии.

3

Формирование моторики (общей, мелкой, артикуляционной).

Логопед: - Сейчас сделаем артикуляционную гимнастику, разомнём наш язык.

- Улыбка-хоботок.

- Лопаточка-иголочка.

- Качели-часики.

- Чашечка-вкусное варенье.

- Лошадка-грибочек.

Логопед: - Хорошо. Мы с вами в начале занятия поздоровались, так давайте наши пальчики тоже поздороваются друг с другом. Соединяем все пальчики по очереди с большим.

А сейчас внимательно слушаем и повторяем за мной.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот резал, этот ел.

Ну а этот лишь глядел.

Логопед: - Молодцы. А теперь встанем из-за стола. Сделаем зарядку.

Дотроньтесь правой рукой до кончика носа, а левой рукой – до правого уха. Поменяйте руки: левой рукой - до кончика носа, а правой – до левого уха.

Логопед: - Молодцы, садимся.

4

Формирование дыхания и голоса:

Логопед: - А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.

1) вдох через нос, выдох через нос. Повторяем;

2) вдох через нос, выдох через рот. Повторяем;

3) вдох через рот, выдох через нос. Повторяем.

4) вдох через рот, выдох через рот. Повторяем.

Логопед: - Молодцы. А сейчас представим, что мы с вами машинисты поезда. Когда поезд едет, говорим «чу-чух, чу-чух», а когда останавливается, произносим «уууу».

Произносим сначала медленно, потом убыстряем темп.

Логопед: - Молодцы!

Дифференциация ротового и носового дыхания

Развитие темпо-ритмической стороны речи

5

Объявление темы.

Логопед: - Сегодня мы будем говорить о таких словах-близнецах. Они похожи по звучанию, но разные по значению. Они называются ОМОНИМЫ.

6

Изучение нового лексико-грамматического материала.

Логопед: Омонимы — это слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и написании, но имеют различное значение. В русском языке различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но с разным лексическим значением.

o         Игра «Найди омоним».

Логопед: Выразительно прочитайте стихотворение и определите, есть ли в этом тексте омонимы:

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.

- О чём это стихотворение?

- Назовите слова-омонимы.

- Определите лексическое значение этих слов?

Логопед выставляет на доску изображение шашечной доски и холодного оружия.

o        Игра «Загадай слово»

- Вы вытягиваете картинку, на которой изображены слова-омонимы. Ваша задача- объяснить ребятам это слово, не называя его.

Вытягиваете Вы картинку следующим образом: выбираете букву,  в слове эта буква занимает третье место.

Под буквой «р» – слово «норка», под буквой «а»- кран, под буквой «с»- коса, под буквой «к»- лук.

Логопед: Сегодня мы будем заниматься по этой паре картинок.

Логопед показывает детям картинки.

Логопед: Рассмотрите картинки, но пока не называйте их вслух. Подумайте и скажите, по какому принципу можем объединить эти картинки. (Это предметы, которые называются одинаково).

Логопед: Верно! Давайте посмотрим на самую первую картинку. Что вы видите?

Д: Это скрипичный ключ

Логопед: Правильно! А к какой теме вы бы отнесли скрипичный ключ? С чем он связан? (С музыкой).

Логопед: Верно! Скрипичный ключ еще называют музыкальным. Видите, он стоит на фоне полосок. Что рисуют на этих полосках? ( Ноты).

Логопед: Молодцы! Ноты. А что составляет группа нот, если ее пишет профессиональный музыкант? ( Музыку).

Логопед: Верно! Музыку. По нотам музыканты играют мелодию. Молодцы! Запишите в тетрадках слово ключ.

Теперь найди на коллаже предмет с таким же названием - «ключ».

Дети указывают на соответствующий рисунок. (Вот – золотой ключик).

Логопед: Точно, это он. Для чего нужен этот ключ? (Этим ключом мы откроем дверь).

Логопед: Правильно! А он поможет нам в музыке? (Нет, для музыки такой ключ не подойдет).

Логопед: Конечно! Теперь, я хочу, чтобы вы составили предложения с этими словами, чтобы показать разницу в значении этих слов.

Дети составляют предложения, затем, каждый ученик зачитывает свое предложение вслух.

Логопед: Очень хорошо! Итак, мы выяснили, что бывает не только скрипичный ключ, но и ключ от дверей. Но я хочу, чтобы вы подумали и вспомнили еще одно значение слова «ключ». Этой картинки нет на коллаже, подумайте сами.

Если дети затрудняются, то логопед дает им подсказку:

Логопед: Чем можно отворачивать гайки? ( Гаечный ключ! Это инструмент, с помощью которого гайки можно легко открутить!)

Логопед: Верно! Это именно инструмент. Но у слова «ключ» есть еще значения. Одно из них связано с водой. Что же это? (Ключом называют родник, который вытекает из земли).

Логопед: Вы слышали такое выражение – Жизнь бьет ключом? (Да).

Если дети не слышали, то педагог разъясняет:

Логопед: Это значит, что человек ведет очень активную жизнь и она у него насыщенна разнообразными событиями. А еще есть такая фраза – ключ к успеху. Как вы понимаете?

Если дети затрудняются в ответе, педагог объясняет им:

Логопед: Так говорят, когда нашелся способ решения в какой-то ситуации. Например, ключ к успеху в учебе – постоянные упорные занятия. Тогда все получиться. Вот сколько значений слова ключ мы с вами нашли!

7

Закрепление.

Логопед: Теперь запишите свои предложения с другими значениями слова ключ, раскрыв в предложениях их смысл.

Затем дети зачитывают предложения классу.

Логопед: Молодцы! Теперь мы знаем, что всего одно слово может иметь столько значений! Какой все-таки удивительный русский язык!

8

Итог

Логопед: Какие слова называют омонимами? (Слова у которых может быть не одно, а несколько значений. Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак или схожи в действии. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль).

9

Оценивание.

- Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Спасибо за занятие!

10

Домашнее задание.

Повторять пройденный материал. Найдите в словаре и нарисуйте значение омонимов: ключ, коса, кисть.

Приложение

Шашечная доска

Шашечная доска | Шашки скачать

Шашка (холодное оружие)

Купить Шашка боевая "ТКВ-2" в интернет-магазине "Кизляр", Россия

Картинки, для игры загадай слово

Норка американская - Mustela vison (Schr, 1777) | Природа ЭвенкииC:\Users\Ксюша\Desktop\Мои бумаги, док-ты и пр. штучки\Курс развитие речи\ВСЕ КОЛЛАЖИ\O0dJjqYiMuM.jpgC:\Users\Ксюша\Desktop\Мои бумаги, док-ты и пр. штучки\Курс развитие речи\ВСЕ КОЛЛАЖИ\O0dJjqYiMuM.jpgКоса прическа: стоковые векторные изображения, иллюстрации | Depositphotos

Картинки для отработки омонимов.

C:\Users\Ксюша\Desktop\Мои бумаги, док-ты и пр. штучки\Курс развитие речи\ВСЕ КОЛЛАЖИ\O0dJjqYiMuM.jpgC:\Users\Ксюша\Desktop\Мои бумаги, док-ты и пр. штучки\Курс развитие речи\ВСЕ КОЛЛАЖИ\O0dJjqYiMuM.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР

Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай"....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»...

План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.

План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса  с ОНР-III- IV ур....