Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»
план-конспект по логопедии
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
omonimy._slova_odinakovye_po_zvuchaniyu_i_napisaniyu_no_raznye_po_znacheniyu.docx | 211.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию
лексико-грамматических средств языка при коррекции ОНР III уровня
Данные об обучающихся: 8-9 лет, общее нарушение речи III уровня у детей с дизартрией.
Тема: «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению».
Цель: формировать умение различать и употреблять омонимы в речи.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- формировать знания учащихся об омонимах;
- учить находить омонимы в речи;
- формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов;
- учить понимать и использовать термин «омоним».
коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь при объяснении значений слов-омонимов;
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
- активизировать и обогащать словарный запас омонимами;
- развивать слуховое и зрительное внимание через выполнение заданий;
- развивать межполушарное взаимодействие через развитие общей моторики;
- развивать навыки связного высказывания через вопросно-ответную форму работы;
- развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики;
- совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навыки употребления омонимов в речи.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навык самоконтроля за речью;
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
Оборудование: зеркала, профили артикуляционного уклада, схемы артикуляционного уклада, картинки омонимов (шашки – шашка), картинки для игры «Загадай слово», картинки для отработки омонимов, интерактивная доска, проектор, компьютер, текст стихотворения для вывода на доску.
Ход занятия
№ п/п | Этапы | Содержание |
1 | Организационный момент. | Логопед: - Здравствуйте, дети! - Здравствуйте! Логопед: - Приготовились, сели красиво. Начинаем наше занятие. |
2 | Формирование психологической базы речи (восприятие, память, внимание, мышление). | Логопед: -Послушайте мой рассказ и догадайтесь, почему мама и сын не сумели договориться. Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!» Логопед: - Почему мама и сын не договорились? (Они друг друга неправильно поняли). Логопед: -Почему они неправильно друг друга поняли? (Потому что эти слова похожи). Логопед: А как называются эти похожие слова, узнаем сегодня на занятии. |
3 | Формирование моторики (общей, мелкой, артикуляционной). | Логопед: - Сейчас сделаем артикуляционную гимнастику, разомнём наш язык. - Улыбка-хоботок. - Лопаточка-иголочка. - Качели-часики. - Чашечка-вкусное варенье. - Лошадка-грибочек. Логопед: - Хорошо. Мы с вами в начале занятия поздоровались, так давайте наши пальчики тоже поздороваются друг с другом. Соединяем все пальчики по очереди с большим. А сейчас внимательно слушаем и повторяем за мной. Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошёл. Этот пальчик гриб нашёл. Этот резал, этот ел. Ну а этот лишь глядел. Логопед: - Молодцы. А теперь встанем из-за стола. Сделаем зарядку. Дотроньтесь правой рукой до кончика носа, а левой рукой – до правого уха. Поменяйте руки: левой рукой - до кончика носа, а правой – до левого уха. Логопед: - Молодцы, садимся. |
4 | Формирование дыхания и голоса: | Логопед: - А сейчас сделаем дыхательную гимнастику. 1) вдох через нос, выдох через нос. Повторяем; 2) вдох через нос, выдох через рот. Повторяем; 3) вдох через рот, выдох через нос. Повторяем. 4) вдох через рот, выдох через рот. Повторяем. Логопед: - Молодцы. А сейчас представим, что мы с вами машинисты поезда. Когда поезд едет, говорим «чу-чух, чу-чух», а когда останавливается, произносим «уууу». Произносим сначала медленно, потом убыстряем темп. Логопед: - Молодцы! |
Дифференциация ротового и носового дыхания | ||
Развитие темпо-ритмической стороны речи | ||
5 | Объявление темы. | Логопед: - Сегодня мы будем говорить о таких словах-близнецах. Они похожи по звучанию, но разные по значению. Они называются ОМОНИМЫ. |
6 | Изучение нового лексико-грамматического материала. | Логопед: Омонимы — это слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и написании, но имеют различное значение. В русском языке различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но с разным лексическим значением. o Игра «Найди омоним». Логопед: Выразительно прочитайте стихотворение и определите, есть ли в этом тексте омонимы: Мы сражаться стали, В ход пустили шашки, Шашки не из стали, Мы играем в шашки. - О чём это стихотворение? - Назовите слова-омонимы. - Определите лексическое значение этих слов? Логопед выставляет на доску изображение шашечной доски и холодного оружия. o Игра «Загадай слово» - Вы вытягиваете картинку, на которой изображены слова-омонимы. Ваша задача- объяснить ребятам это слово, не называя его. Вытягиваете Вы картинку следующим образом: выбираете букву, в слове эта буква занимает третье место. Под буквой «р» – слово «норка», под буквой «а»- кран, под буквой «с»- коса, под буквой «к»- лук. Логопед: Сегодня мы будем заниматься по этой паре картинок. Логопед показывает детям картинки. Логопед: Рассмотрите картинки, но пока не называйте их вслух. Подумайте и скажите, по какому принципу можем объединить эти картинки. (Это предметы, которые называются одинаково). Логопед: Верно! Давайте посмотрим на самую первую картинку. Что вы видите? Д: Это скрипичный ключ Логопед: Правильно! А к какой теме вы бы отнесли скрипичный ключ? С чем он связан? (С музыкой). Логопед: Верно! Скрипичный ключ еще называют музыкальным. Видите, он стоит на фоне полосок. Что рисуют на этих полосках? ( Ноты). Логопед: Молодцы! Ноты. А что составляет группа нот, если ее пишет профессиональный музыкант? ( Музыку). Логопед: Верно! Музыку. По нотам музыканты играют мелодию. Молодцы! Запишите в тетрадках слово ключ. Теперь найди на коллаже предмет с таким же названием - «ключ». Дети указывают на соответствующий рисунок. (Вот – золотой ключик). Логопед: Точно, это он. Для чего нужен этот ключ? (Этим ключом мы откроем дверь). Логопед: Правильно! А он поможет нам в музыке? (Нет, для музыки такой ключ не подойдет). Логопед: Конечно! Теперь, я хочу, чтобы вы составили предложения с этими словами, чтобы показать разницу в значении этих слов. Дети составляют предложения, затем, каждый ученик зачитывает свое предложение вслух. Логопед: Очень хорошо! Итак, мы выяснили, что бывает не только скрипичный ключ, но и ключ от дверей. Но я хочу, чтобы вы подумали и вспомнили еще одно значение слова «ключ». Этой картинки нет на коллаже, подумайте сами. Если дети затрудняются, то логопед дает им подсказку: Логопед: Чем можно отворачивать гайки? ( Гаечный ключ! Это инструмент, с помощью которого гайки можно легко открутить!) Логопед: Верно! Это именно инструмент. Но у слова «ключ» есть еще значения. Одно из них связано с водой. Что же это? (Ключом называют родник, который вытекает из земли). Логопед: Вы слышали такое выражение – Жизнь бьет ключом? (Да). Если дети не слышали, то педагог разъясняет: Логопед: Это значит, что человек ведет очень активную жизнь и она у него насыщенна разнообразными событиями. А еще есть такая фраза – ключ к успеху. Как вы понимаете? Если дети затрудняются в ответе, педагог объясняет им: Логопед: Так говорят, когда нашелся способ решения в какой-то ситуации. Например, ключ к успеху в учебе – постоянные упорные занятия. Тогда все получиться. Вот сколько значений слова ключ мы с вами нашли! |
7 | Закрепление. | Логопед: Теперь запишите свои предложения с другими значениями слова ключ, раскрыв в предложениях их смысл. Затем дети зачитывают предложения классу. Логопед: Молодцы! Теперь мы знаем, что всего одно слово может иметь столько значений! Какой все-таки удивительный русский язык! |
8 | Итог | Логопед: Какие слова называют омонимами? (Слова у которых может быть не одно, а несколько значений. Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак или схожи в действии. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль). |
9 | Оценивание. | - Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Спасибо за занятие! |
10 | Домашнее задание. | Повторять пройденный материал. Найдите в словаре и нарисуйте значение омонимов: ключ, коса, кисть. |
Приложение
Шашечная доска
Шашка (холодное оружие)
Картинки, для игры загадай слово
Картинки для отработки омонимов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР
Данный конспект позволяет расширить и активизировать номинативный словарный запаспо теме "Хлеб, урожай"....
Коррекционное подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса с ОВЗ по теме: " Деление слов на слоги. Дикие животные."
Технологическая карта коррекционного логопедического занятия...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Лексико-грамматические категории. Синонимы»....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Фразеологизмы-антонимы»...
План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур.
План-конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для обучающихся 1 класса с ОНР-III- IV ур....