Конспект открытого занятия " Гласные 2-ого ряда"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению дисграфии на основе нарушения фонемного распознования с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с обучающимися 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_obezzheva_mv.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению дисграфии на основе нарушения фонемного распознования с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с обучающимися 2 класса

Данные о учителе-логопеде: Объезжева Мария Викторовна, ГБОУ школа № 47 Петроградского района

Тема занятия: гласные 2-го ряда.

Тип занятия: закрепление изученного материала.

Цель: повторение гласных второго ряда и их функцией на письме.

Задачи:

  • Коррекционно - образовательные:
  • Умение выделять гласные второго ряда в произношении и на письме;
  • Дифференцировать гласные первого и второго ряда;
  • Дифференциация по мягкости и твердости согласных на письме с использованием гласных первого и второго ряда на материале слогов.
  • Коррекционно – развивающие:
  • Развитие языковогоанализа на уровне слов, развитие звукобуквенного анализа слов;
  • Развитиезрительного и слухового внимания, зрительной памяти, общей моторики.
  • Коррекционно – воспитательные:
  • Воспитание умения слушать и выполнять поставленную задачу;
  • Воспитание познавательного интереса к занятиям.

Оборудование: интерактивная панель; рабочие листы с заданиями; карточки с буквами; карточки-смайлики.

Ход урока

Деятельность учителя-логопеда

Предположительные ответы обучающихся

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас действует такое правило «Сидим ровно, не шумим, соседу не мешаем, если есть вопрос или что-то непонятно, то поднимаем руку».

- Сейчас я вам прочитаю загадку, вы внимательно послушайте ее до конца, а затем дайте ответ.

Логопед читает загадку:

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничала? (ЗИМА)

- Здравствуйте!

- Зима.

  1. Введение в тему урока

- Вы угадали, молодцы!

- Скажите мне, какое сейчас время года?

- А до зимы какое было время года?

- Назовите зимние месяцы.

- А какой сейчас период зимы (начало, середина, конец)?

- Молодцы, у нас наступила зима!

- Зима, узнав о нашем занятии, прислала нам свои задания, которые нам надо выполнить.

- Скажите, пожалуйста, какие гласные буквы мы пишем в слове ЗИМА.

- Какие гласные буквы вы знаете?

- Прочитайте гласные 1 ряда (а, о, у, ы, э).

- А теперь гласные 2 ряда (я, е, ю, и, ё).

- Ребята, а почему гласные «а, о, у, э, ы» оказались в первом ряду?

- Зима.

- Осень.

- Декабрь, январь, февраль.

- Середина.

- И, а.

- А, е, ё, и, о, у, э, ы, ю, я

Читают.

Читают.

- Потому что, 1 звук обозначается 1 буквой.

  1. Повторение изученного материала

- А почему гласные «я, е, ю, и, ё» оказались во 2 ряду?

- Возьмите свои рабочие листы. Посмотрите, в домике пропущены гласные буквы, вам нужно вставить гласную букву в своё окошко.

- Давайте вспомним, из каких звуков образовались гласные 2 ряда?

- Буква Я?

- Буква Ё?

- Буква Ю?

- Буква Е?

- А еще гласные 2 ряда нужны нам для смягчения согласного, который стоит перед ним.

- Давайте с вами вспомним правила, когда эти гласные буквы будут обозначать два звука.

- Посмотрите, у нас записаны только 4 гласные буквы второго ряда, какой буквы не хватает? Почему?

- Кто догадался, какая будет тема занятия?

- Возьмите рабочие листы, запишите сегодняшнюю дату, тему занятия «Гласные второго ряда»

  • Дифференциация гласных первого и второго ряда

- Ребята, выполним первое здание зимы. Посмотрите задание под цифрой 1, вам надо найти гласные второго ряда, давайте повторим еще раз, что это за гласные.

- Вам надо их найти и обвести в круг карандашом красного цвета:

Я, Ё, М, Ю, Р, П, Е, Д, С, И, А, О, У, Э.

- Давайте проверим задание, поменяйтесь с соседом по парте листами. Я буду называть гласный буквы 2 ряда, если она обведена, то ставите + своему соседу.

- Молодцы, все справились.

  • Развитие фонематических представлений, зрительного внимания

- Сейчас у вас на столе лежат карточки, на которых написаны гласные, какого ряда?

- Зима решила запутать нас и превратила картинки в ледяные кубики. Вам нужно посмотреть на картинку и поднять ту гласную букву, которая стоит в начале названия картинки.

Слова: Яблоко, ёлка, юла, енот, индюк, ящерица.

- Молодцы, вы справились и с этим заданием.

  • Дифференциация гласных первого и второго ряда на уровне слогов

- Посмотрите на задание под цифрой 2, в нём записаны слоги. Вам необходимо прочитать слог и сказать, гласная какого ряда стоит после согласного.

Речевой материал: ГА, ГЯ, СЫ, РЕ, НЯ, ПО, ДЯ.

- Слог ГА? Гласная какого ряда есть в этом слоге?

- Согласный в этом слоге твердый или мягкий?

- Правильно, он твердый, потому что после него стоит гласная буква первого ряда. Каким цветом подчеркнём твёрдый согласный?

Выполняют задание по примеру.

- Назовите слоги, в которых мягкий согласный.

- Правильно, в этих слогах мягкий согласный почему?

- Потому что, 2 звука обозначаем 1 буквой.

Й и а.

Й и о.

Й и у.

Й и э.

Записывают в тетрадь.

- Я, ё, ю, е, и.

Обводят.

Проверяют.

- Гласные второго ряда.

Выполняют задание, поднимают соответствующую букву.

- А - гласная первого ряда.

- Твердый.

Подчеркивают.

Называют.

-Да, потому что в них гласные 2 ряда.

  • Физкультминутка

- Сейчас мы с вами немного отдохнем. Я буду вам говорить слова, слушайте их внимательно. Если вы услышите в слове гласные 2 ряда, то поднимите 2 руки вверх, а если в слове гласные второго ряда, то дотроньтесь руками до колен.

Речевой материал: Юла, каша, кран, яма, иголка.

Выполняют задание согласно инструкции.

  • Дифференциация гласных первого и второго ряда на уровне слов.

- Ребята, зима решила поиграть с нами и перемешала все слова. Вам нужно разделить слова на две группы: 1 – слова с гласными первого ряда, 2 – слова с гласными второго ряда.

- Сколько слов во 2 группе? Посмотрите на них внимательно, запомните, запишете себе в листок под цифрой 4.

Выполняют задание.

  1. Закрепление изученного материала

- Выполняем последнее задание зимы. Я вам буду говорить слова, а вам надо записать в тетрадь только те слова, в которых есть гласные 2 ряда.

Речевой материал: лес, сон, сад, люк, ирис, пёс, кукла.

- Давайте проверим, какие слова вы записали (один ученик встает и читает свои слова).

Выполняютзадание.

  1. Подведение итогов урока

- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями.

- Какой теме было посвящено наше занятие?

- Какие гласные первого ряда?

- Какие гласные второго ряда?

- Гласным второго ряда.

- А, о, у, э, ы

- Я, ё, е, ю, и

  1. Рефлексия

- А теперь оцените свою работу на занятии. Возьмите с парты смайлик и нарисуйте ему улыбочку, которая характеризует вашу работу на занятии.

1 – доволен своей работой.

2 - мог бы поработать лучше.

- Молодцы! Спасибо за занятие.

Оценивают свою работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"

Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"(итоговое занятие по этой теме). К конспекту прилагается презентация....

Конспект открытого занятия во второй младшей группе №7 на тему: «Кто живет рядом с нами»

Содержание конспекта позволяет расширить представления дошкольников о домашних животных и их детёнышах, закрепить характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 4 классе Тема занятия : " Зимний пейзаж"

Конспект открытого занятия по внеурочнойдеятельности в 4 классеТема занятия : " Зимний пейзаж" Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение ккультурным ценностям челов...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...