Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа «Запасы на зиму».
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Уварова Анастасия Дмитриевна

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа «Запасы на зиму».

 

Цель занятия: обучение составлению рассказа по обозначенному началу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи

Тема занятия:

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа «Запасы на зиму».

Цель занятия: обучение составлению рассказа по обозначенному началу.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

       - формировать умение определять и раскрывать тему текста;

  • собирать материал по теме;
  • отработать умения детей подбирать родственные слова;
  • активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Животные зимой».
  • определять последовательность частей в тексте.

Коррекционно-развивающие:

  • обогащать и активизировать словарь учащихся;
  • развивать связную речь;
  • развивать фонематический анализ, слухоречевую память, творческие способности, межполушарное взаимодействие, координацию движений, мелкую моторику.
  • развивать слуховую память и внимание.

Коррекционно-воспитательные:

       -  создавать ситуацию успеха;

  • воспитывать интерес к животному миру;
  • воспитывать доброжелательность, самостоятельность, эмоциональность.
  • повышать речевую активность.

Оборудование: предметные картинки: «Белка», «Волк», «Медведь», «Лиса», «Собака», «Конь», «Беличья голова», «Беличий хвост», «Зима», символы эмоций, карточки с текстом «Запасы на зиму».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Откройте глаза. Приступаем к работе.

  1. Активизация мыслительной деятельности. Подготовка к выполнению заданий основной части.

Логопед показывает предметные картинки.

- Назовите жилище животного и определите, сколько звуков в слове?

Белка-дупло (5), лиса- нора (4), волк-логово (6), собака-конура (6), будка (5). лошадь, конь-конюшня (7), медведь-берлога (7).

- Какое задание мы сейчас выполнили? (Назвали жилище животного и определили, сколько звуков в слове). На какие две группы животных можно разделить этих представителей?

«Чей домик?»

Чье дупло? - беличье

Чья берлога? - медвежья

Чье логово? - волчье

Чья нора?- лисья

Игра «У кого - ктo?» (упражнение в словообразовании) у медведя - медвежонок, у волка - ... , у лисы -... ; у медведя - медвежата, у волка -...

  1. Основная часть.

Отгадайте загадку и определите о ком будет сегодня рассказ?

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть.

Надо грибы для зимы собирать.

 (Белка).

-Подберите родственные слова к слову «белка».

Родственные слова – это слова, близкие по смыслу. Родственные слова имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.

(выставляются картинки «Белка с бельчатами», «голова и хвост белки»)

Белка- белочка, бельчонок, беличий. (Записать на доске)

Давайте отдохнем минуточку и представим, что мы все превратились в белочек. Встаем из-за парт.

Физминутка «Белочка».

Рыженькие белочки скачут по ветвям (прыжки)

Пушистенькие хвостики мелькают тут и там («машут» хвостиком).

Маленькие белочки замерзли на снегу (потереть плечики)

Как согреть им лапочки в зимнюю пургу (потереть ладони).

Лапка лапку ударяет, (правый кулачок стучит по левой ладони)

Быстро-быстро согревает (левый кулачок стучит по правой ладони).

Прыг да скок, прыг да скок (прыжки)

И свернемся мы в клубок (присели, обхватили себя).

Возьмите карточки с текстом. Я прочитаю вам этот текст. Ваша задача: следить за моим чтением и внимательно слушать.

(Раздать учащимся карточки с текстами «Запасы на зиму»).

Что такое текст?

Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Запасы на зиму.

   Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белочка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осторожно взбирается с ним на дерево. Там выберет веточку покрепче и наколет на нее гриб. Грибы на ветках высохнут.

 А когда придет зима....

(Читает логопед, дети следят за чтением учителя, слушают)

-Дочитай, пожалуйста, рассказ до конца. У меня окончание рассказа пропало.

-Как узнать, что было дальше? (Высказывания детей)

- Какая стоит перед нами задача? (Составить продолжение рассказа).

- О чем рассказывается в начале текста? Перескажите своими словами.

- Кто наша главная героиня в тексте? Какая белочка? (запасливая, рыжая, серая, трудолюбивая, маленькая, пушистая, любопытной, осторожной, веселой, красивой)

Словарная работа.

СУЕТИТСЯ-   бегает, торопится, хлопочет, что-то делает торопливо, мечется во все стороны

ХЛОПОТУНЬЯ- кто любит заботиться, хлопотать.

Работа над предполагаемым окончанием рассказа.

  • Сможет ли белочка зимой собирать корм на земле? Расскажите об этом.

Выпадет снег. Он укроет землю пушистым одеялом. (Картинка «Зима)

  • Чем питается белочка зимой?

    Зимой белка будет грызть в дупле орешки и шишки. Она будет прыгать по веткам деревьев и подкрепляться сушеными грибами. Так и проживет холодную зиму.

  Белочка разыщет свои кладовые и тогда ей не страшен никакой мороз. Она будет сыта.

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

Ребята, теперь расскажите рассказ от начала до конца.

Начало рассказа читают по карточке, а продолжают рассказ до конца самостоятельно (1-2 ученика).

  1. Итог занятия:

-Какую работу мы сейчас выполнили?

-Справились с таким трудным заданием? Какие задания вызвали у вас затруднения?

- Сейчас я раздам каждому из вас 3 смайлика. Если вам все было понятно и трудностей не возникало, покажите мне зеленый смайлик. Если у вас возникали трудности с каким-либо заданием, отдайте мне желтый смайлик. Если вы ничего не поняли и у вас было много затруднений, отдайте мне красный смайлик.

 

Мне было приятно с вами работать. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения "

Данная статья поможет расскрыть один из видов работы над текстом на уроках чтения. Творческий пересказ в школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихс...

Презентация (изготовление аппликации) на тему: "Ёж готовит запасы на зиму"

Работа, выполнена в технике аппликации из цветной бумаги, сложенной гармошкой.Цель: научить делать объемную аппликацию из бумаги, используя способ складывания бумаги "гармошка".Задачи:- формировать ум...

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе, презентация...

Урок литературного чтения во 2 классе. Н. Н. Носов "На горке". Обучение творческому пересказу

Используемые технологии: личносьно-ориетированные и здоровьеберегающие технологии. Представлена  технологическая карта урока....

Коррекционное занятие в 4 классе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа по теме «Зима».

Цели: а) коррекционно-образовательные:  закрепить знания обучающихся воспитанников об имени прилагательном; развивать умение составлять текст на тему, умение выразить свои мысли; учить чувствоват...

Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.

Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу. Разработка урока по литературному чтению во 2 классе...

Презентация (изготовление аппликации) на тему: "Ёж готовит запасы на зиму"

Работа, выполнена в технике аппликации из цветной бумаги, сложенной гармошкой.Цель: научить делать объемную аппликацию из бумаги, используя способ складывания бумаги "гармошка".Задачи:- форм...