Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Луц Елена Викторовна

Дифференциация звуков [С] - [Ц] ; восприятие текста по теме "Родная природа" ("На лесной полянке").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ind.zan_._luts_4klass_2021g.docx44.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И  ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

  1. ФИО педагога: Луц Елены Викторовны
  2. Класс: 4
  3. Обучающийся :………………………….
  4. Длительность занятия: 40 мин

Тема занятия

  Звуки  /С/-/Ц/ ; восприятие текста по теме «Родная природа» («На лесной полянке»).

Тип занятия

  ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И  ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

Цель занятия

К концу занятия ученик будет различать  звуки /Ц - С/ во всех позициях в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи; воспринимать и различать на слух с помощью индивидуального слухового аппарата текст  по теме «Родная природа» («На лесной полянке»).  

  Задачи

- Произношение слитно, на одном выдохе ряда слогов, слов, словосочетаний, фраз в 7-8 слогов сопряженно с учителем и отражённо по подражанию, выделяя дыхательными паузами синтагмы, изменяя силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника (тихо-громко-шёпотом).

- Различение звуков /Ц - С/ во всех позициях в слогах, словах, фразах самостоятельной речи.

- Формирование речевого слуха обучающегося через восприятие и различение текста « На лесной полянке».

- Реализация сформированных умений и навыков в устной коммуникации.

Формы работы на занятия:

 индивидуальная

Методы:

Полисенсорный, аналитико-синтетический, наглядно-иллюстративный, метод  повышения познавательной активности (анализ, сравнения, моделирование, вопросы, повторения и тд.); метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным материалом, создание ситуации творческого поиска, развитие готовности восприятия материала); метод  повышения эмоциональной активности; метод  эмоционального стимулирования.  

Планируемые результаты обучения

Предметные:

-  контролирует произношение в речи  звуков /С/-/Ц/ во всех позициях;

- воспринимает на слух (с аппаратом) слова, словосочетания и фразы, относящихся к организации учебной деятельности, текста « На лесной полянке» по теме «Родная природа» на  расстоянии 3м;

- достаточно свободно слухо-зрительно воспринимает и воспроизводит отработанный речевой материал,  воспроизводит 4-х -5 сложные знакомые слова с выделением словесного ударения и правил орфоэпии: «Безударный О говорим как А»; «Звонкие согласные в конце слов и перед глухими произносятся  как глухие», «Произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными» сопряжённо, отражённо, в самостоятельной речи;

   Метапредметные:

  - формирование словесной  памяти, внимания, логического мышления; совершенствование слухового внимания, возрастание  речевой  активности  на разных этапах занятия;   

- реализация  сформированных  умений  и навыков  в устной коммуникации;

  Личностные:

-  формирование умения  сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

-  мотивация постоянного пользования средствами электроакустической коррекции;

- ответственное отношение к учению.  

Ресурсы для подготовки и проведения занятия

 Авторская презентация, тетрадь для занятий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося  (-ейся)

Время

(в мин.)

 1. Мотивационно-ориентировочный этап

ОРГМОМЕНТ

  1. Организация диалога  «У нас гости» /слухо-зрительно/

- Здравствуй!  Сегодня  у нас гости.  

-  Как тебя зовут?

-  …, спроси  меня, кто у нас в гостях?

2.  Установка режима усиления/на слух за экраном/

-  Послушай, повтори: Папапа, папаПА, паПАпа

 - Как  ты  меня слышишь?  

 3. …., послушай и скажи, что ты услышал? (слухо-зрительно) /звучат фрагмент Жужжания жука, комара, пчелы

слухо-зрительно/

- Это Жужжание насекомых, поможет нам представить лесную полянку на которой много цветов. Мы отправляемся в путешествие.

Но для начала, мы должны выполнить речевые упражнения.

4.Фонетическая ритмика.

Выполняй движение и говори протяжно.

 ГРОМКО: А-О-У-И-Ы-Э

ТИХО: а-о-у-и- ы-э

ШЁПОТОМ: а-о-у-и- ы-э  

 5. Определение темы занятия »/ слухо-зрительно/

-  Послушай и скажи,   какие звуки будем различать?

Спасибо, скоро, сад.

Цапля, цветы, цыплёнок.

 

-Здравствуйте.

- Елена Викторовна, кто у нас в гостях?

- Я слышу хорошо.

- Я услышал Жужжание насекомых.

Жужжание жука.

Жужжание комара.

 

 

 

Ребёнок повторяет по подражанию за учителем.

 - Будем различать звуки /С-Ц/

3 мин

2.Развитие произносительной стороны устной речи

Дифференциация звуков /С/-/Ц/  

-Правильно, будем различать звуки С-Ц

1. Подражание (слухо-зрительно,  тактильный контроль)

Послушай и повтори: С____  /Ц/

- Чем отличаются звуки /С/ -/Ц/?

 (речевое клише)

 - послушай  и  повтори   

 СА -ЦА, СУ- ЦУ, СИ-ЦИ,  АСА-АЦА,  АСУ-АЦУ, АС- АЦ, ОС – ОЦ,  АСК-АЦК, УСК –УЦК, СКУ- ЦКУ.

- Что ты делал?

 2. Чтение /слухо-зрительно/

Чётко прочитай слова. Соблюдай правила произношения (скриншоты).

Дворец, пловец, таблица, цветы, цапля, цыплёнок, хлебница.

Село, сад, скоро, сила, беседа, коса, волосы, сани, север.

Напиши слова под  диктовку.

Ученица,  сила, таблица, спасибо, цыплёнок, волосы, сад, пловец, стол, насекомые.

Букву /Ц/ подчеркни одной чертой, а букву /С/ - двумя.

Составь предложения /подстановочная таблица).

  Соседи

всем, кто помог мне научиться плавать.  

  Спасибо

 придёт долгожданное лето.

  Скоро

завели большую собаку.

  Хлебница

были василькового цвета.

   Цветы

стояла на столе.

 3. Рядовая речь

-  Скоро лето. Скажи каких насекомых ты знаешь?

- Посчитай жужжащих пчёл.

1 жужжащая gallery_2_118_8588

2 жужжащих   gallery_2_118_8588 gallery_2_118_8588

3 ……gallery_2_118_8588gallery_2_118_8588gallery_2_118_8588

4 … …gallery_2_118_8588gallery_2_118_8588gallery_2_118_8588gallery_2_118_8588

5 жужжащих пчёлgallery_2_118_8588gallery_2_118_8588gallery_2_118_8588gallery_2_118_8588gallery_2_118_8588

 - Что ты делал? /на слух/

  1. Самостоятельная речь. 

Составим рассказ о пчёлах.

Составление рассказа по вопросам и опорным словам.  

- Что будешь делать?

Краткий рассказ

Кто такие пчёлы?

… летающие насекомые.

Чем питаются пчёлы?

… питаются нектаром и пыльцой растений.

 

Как их отличить от других насекомых?

У них есть усики, … , которым они втягивают нектар, две пары крыльев, 6 лапок.

Что вырабатывают пчёлы?

Пчёлы … мёд.

Ты любишь мёд?

Я люблю … .  Он полезный и  богат витаминами.

- Что ты сделал?                                  

 Звук /С/ говорим без голоса. Кончик языка упирается в нижние зубы. Звук /Ц/ говорим без голоса. Кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка выгнута и касается бугорков за верхними зубами.

 

Я повторял звуки, слоги.

Ребёнок повторяет по подражанию за учителем.

- Я составил предложения.

- Я буду слушать и повторять предложения.

- Я слушал и повторял предложения.

Одна жужжащая пчела,

две жужжащих пчелы,

три жужжащих пчелы,  

четыре жужжащих пчелы,

пять жужжащих пчёл.

 - Я считал пчёл

-Я буду составлять рассказ

Хоботком пчёлы втягивают мёд.

-Я составил рассказ.

12 мин

ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА:

Руки подняли и покачали

Руки согнули, кисти встряхнули.

В стороны руки плавно помашем

Как они тихо садятся, покажем.

                               

3.Развитие слухового восприятия

- проверка режима усиления

-  восприятие текста целиком.

-  восприятие по предложениям

 

Установка режима усиления/на слух за  экраном/

-  Послушай, повтори: Папапа, папаПА, паПАпа

 - Как  ты  меня слышишь?  

 - Посмотри, что ты видишь  на картине?

- Какое это время года?

- Послушай, я прочитаю текст?

Будешь слушать текст. Подумай, о чём говорится в тексте /слухозрительно)

- Что ты будешь делать?

На лесной полянке.

На полянке выросла высокая трава. А сколько цветов на ней! На пригорке возле кустов краснеет земляника. Над полянкой порхают разноцветные мотыльки. Они перелетают с цветка на цветок и собирают сладкий сок.

     

- О чём говорится в тексте?

Самостоятельное чтение текста.

Будешь слушать и повторять предложения.

- Что будешь делать?

 

- Что ты делал?

 - Я слышу хорошо

 

- Цветы, землянику, бабочек, траву.

- Лето.

Я буду слушать.

 

В тексте говорится об лесной полянке.

- Я буду слушать и повторять предложения.

- На полянке выросла высокая трава.

-Краснеет земляника.

- Над полянкой порхают разноцветные мотыльки.

- Они перелетают с цветка на цветок.

- Собирают сладкий сок.

- Я слушал и повторял предложения.

12 мин

4.Рефлексивно-оценочный этап

 - Что тебе понравилось на занятии?

- Какие звуки ты старался говорить чётко и правильно?

                               

- Посмотри, что у меня (чудесный мешочек). Опусти руку и посмотри, что там лежит?

Я приготовила тебе сюрприз!

                                       

 - Что это?

-  Конфета?                              

- До свидания!

Мне понравилось составлять рассказ о пчёлах.

     

- Я говорил звуки /С/ и /Ц/ чётко и правильно.

                                                               

Конфета.

-Вкусная!!!!

-До свидания.

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального занятия: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и адаптированной общеобразовательной программой вариант 2.2.Учебный предмет: Формирование речевого слуха и про...

Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). Учителя-дефектолога Мельниковой А.В.

Конспект открытого  занятия по коррекционному   курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). АООП образо...

Конспект открытого индивидуального занятия по "Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи" в 3 "В" классе 1 марта 2018 г.

Тема занятия: "ФПСУР: автоматизация С СЬ З ЗЬ, дифференциация В Ф,  вопросительная интонация, звонкие согласные перед глухими. ФРС: восприятие на слух незнакомой лексики с голосов различных ...

Визитная карточка индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 3 классе.

Документ содержит визитную карточку индивидуального занятия по ФРС И ПСУР в 3 классе, технологическую карту и коспект урока на тему Текст:«СНЕГ». Автоматизация звука: «Р» в сте...

презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Рассказ «Кормушка»

Презентация содержит материал, предназначенный для индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в работе с детьми , имеющими нарушение слуха. Данная пре...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи со слабослышащими учащимися второго класса.

Материал может использоваться в работе с детьми с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи.Тема «Варенье — сок — повидло — компот». Дифференциация звуков Л и ЛЬ....

Технологическая карта занятия "ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ УСТНОЙ РЕЧИ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ УСТНОЙ РЕЧИС ОБУЧАЮЩЕЙСЯ 2 «Б» КЛАССА (вариант 2.3)Тема занятия "Автоматизация з...