" Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях"
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Кулишова Елена Сергеевна

Цель: создать условия для формирования умения четко произносить звук [с]  в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи:

- закрепить правильное произношение звука «с» в в слогах, словах, словосочетаниях;

-  развивать фонематический слух, артикуляционную и мимическую моторику, мелкую моторику,  звуко – буквенный анализ;

- активизировать словарь по зима;

- работать над предупреждением дисграфии;

- воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)

Открытое индивидуальное занятие на тему

" Автоматизация звука [с]  в слогах, словах, словосочетаниях"

в рамках проведения обучающего семинара-практикума для студентов Зерноградского педагогического колледжа. 

Учитель, логопед

высшей  квалификационной

категории

 Кулишова Е.С.

декабрь  2022


Цель: создать условия для формирования умения четко произносить звук [с]  в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи:

- закрепить правильное произношение звука «с» в в слогах, словах, словосочетаниях;

-  развивать фонематический слух, артикуляционную и мимическую моторику, мелкую моторику,  звуко – буквенный анализ;

- активизировать словарь по зима;

- работать над предупреждением дисграфии;

- воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: умение задавать вопросы; умение использовать язык для решения учебных задач; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

Предметные: умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы; умение правильно (по возможности) произносить звук [с] в словах и фразах; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово; способность контролировать свои действия; умение проводить звуковой  анализ; умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов; умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные; умение отвечать на вопросы.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята!

- Посмотрите, к нам на урок пришло много  гостей, поздоровайтесь с ними.

- Присаживайтесь.

- Какой сейчас занятие?

- Чему мы учимся на индивидуальном занятии?

- Что нам помогает красиво и правильно говорить?

- Ребята, к вам на урок я пришла не одна, а  с кем вы узнаете, собрав картинку.

-Кто к нам в гости пришел?

Д: Снеговик.

II.Подготовительный этап.

1. Мимическая гимнастика.

- Снеговик  к вам пришел не один, а со своими друзьями снеговиками.

-  Они не простые, каждый  снеговик  со своим настроением.

- Давайте мимикой лица передадим настроение каждого снеговика.

- Молодцы, а какого снеговика  мы оставим на уроке? (с веселым настроением)

III. Работа по новой теме.

1. Сообщение темы урока.

- Ребята,  как зовут нашего гостя?

- Какой первый звук в слове Снеговик?

- С каким же звуком  мы будем работать на уроке?

- Правильно,  сегодня на уроке мы будем учиться слышать, произносить и различать звук [с] в слогах, словах и словосочетаниях.

- Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, что мы должны выполнить?  (упражнения для дыхания,  силы голоса,  пальчиковую гимнастику, гимнастику для язычка)

2.Дыхательная гимнастика.

-Посмотрите на экран. Когда Снеговик  шел к нам в гости, в  зимнем лесу,  он увидел снегопад.

-А кто знает, что такое снегопад?

- Снегопад – это  обильное выпадение снега (словарь Ожегова)

-Снегопад бывает сильный и тихий. Начался сильный снегопад.

  • Возьмите снежинки и подуйте  на них сильно. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем. Вдох через нос, выдох через рот.
  • Стих снегопад и мы подуем на снежинки тихо.
  • Опять разыгралась вьюга. Дуем сильно, но бесшумно. Вдох через рот, выдох через рот.

-Молодцы ребята! Что мы выполняли?

3. Упражнения для силы голоса.

- Ребята посмотрите, какие сугробы намел снегопад, для того чтобы их преодолеть, необходимо выполнить задание: когда мы будем подниматься вверх, произносим звук [а], вниз - [у]. (Произносим хором)

- Что мы сейчас выполняли?

4. Пальчиковая гимнастика и самомассаж  лица под музыку. Биоэнергопластика артикуляционная гимнастика.

- Посмотрите, наш Снеговик загрустил. Предлагаю его  развеселить и показать,  как мы выполняем  самомассаж лица и гимнастику для языка.

- Поставьте перед собой зеркала.

1)Пальчиковая гимнастика и самомассаж под музыку

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить (слайд)

Солнышко проснулось, пальчиков коснулось и погладило

Поочерёдно поглаживать от кончиков к основанию

Солнышко проснулось

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их

Лобика коснулось

Проводить пальчиками обеих рук по лбу.

Лучиками повело и погладило

Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей.

Солнышко проснулось,

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

К щёчкам прикоснулось

Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей.

 Лучиками повело

И  погладило, и погладило.

Поглаживание движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки покачнулись,

Наши губки улыбнулись.

Потянуться руками вверх, улыбнуться.

2) Биоэнергопластика (под музыку) артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти и языка.

 Вместе язык и пальцы разминаем

И звуками чётко управляем.

«Заборчик»-«Рупор»- «Трубочка»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков И-У-О Кисти руки – все пальцы собраны в щепоть ,прямые,  пальцы врозь, пальцы в щепоть, пальцы врозь. (движения синхронны с движениями губ)

«Качели»

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.

Кисть руки неподвижна, ладонь вверх, ладонь вниз. (движения синхронны с движениями языка)

 «Почистим зубки»

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять язычком, точность движений.

  Кисть руки неподвижна, ладонь двигается влево, вправо.

«Горка»

Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Кисть руки изображает горку.

У.- Что мы выполняли? (массаж лица и гимнастику для языка)

-Молодцы!

2. Работа с профилем.

- Ребята, кто знает, что такое вьюга?

-Вьюга – это снежная буря(словарь Ожегова) 

- Снеговику  интересно,  а  знаете ли вы как завывает вьюга? (с-с-с) Произнесите с - с - с  и ведите пальцем по линии.

C:\Users\Еленпа\Desktop\1.jpg

- Скажите, как расположены органы речи при произношении звука [с].

Губы в улыбке.

Зубы сближены, между ними небольшое расстояние.

А где находиться язык?

Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

3. Характеристика звука

-Дайте характеристику звуку С.

Гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

Звонкий или глухой?

Каким сигналом обозначается?

- Какому звуку дали характеристику?

- Какой буквой обозначается звук С.

- Выложите букву С из снежинок.

Игра «Помоги буквам»

-Вьюга не на шутку разыгралась.

-Посмотрите, какие буквы попрятала вьюга. (буква с)

- Найдите, и обведи их карандашом. (карточки)

C:\Users\Еленпа\Desktop\1.jpg

4. Фонематическая зарядка.

- Снеговик  предлагает поиграть в игру «Поймай звук»

- Как только услышите звук [с] покажите сигнал обозначающую звук [с].

Ш, C, Щ, C, Ж, Ц, C.

- А теперь будем различать слоги со звуком «C»

CА, ША, ХА, АC, АШ, УC, ОC

- Снеговику  очень нравится у нас на уроке, и  он предлагает поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и произносить открытый слог, а вы мне возвращаете снежок и произносите закрытый слог.

Ас – са

Ос – со

Ус –су

Ыс - сы

- Ребята, скажите, какой звук мы различали?

- А среди чего мы различали звук [с]?

5. «Слоговая дорожка».

 - Зимой, когда метет вьюга очень холодно, и чтобы не замерзнуть я предлагаю побегать ручками как ножками.

- Бегать будем  указательным и средним пальцем, (на картоне нарисована дорожка из кружков, в каждом из которых написан один из слогов: са, cы, со, су, ас, ос, ус, ыс.)  Возьмите дорожку и наступая на кружок со слогом  произносишь его.

- Что мы сейчас делали?

IV. Физминутка.

- Молодцы ребята с заданием мы справились! Снеговик   предлагают отдохнуть.( Выполняем движения под музыку)

6. Работа с картинками.

- Посмотрите, что Снеговик  нам принес?(Снежинки)

- На некоторых снежинках есть картинки.

- Назовите, что изображено на картинках?

Сыр, сок, мясо, кекс, чеснок, рис, сало, колбаса, бусы.

- Какая картинка лишняя? (бусы)

- Почему?

- К какой  группе  мы можем объединить остальные картинки? (продукты питания)

- Ребята давайте распределим  снежинки на сугробы и определим место звука?

- Молодцы! Какое задание выполняли?

- Определяли место звука в слове.

7. Звуковой  анализ слова.

- А теперь приготовьте сигналы и выполните звуковой  анализ слова БУСЫ.

  • Сколько слогов в слове БУСЫ?
  • Как вы определили? (2 гласных звука)
  • На какой слог падает ударенье?
  • Какой 1-ый звук в первом слоге?
  • Каким сигналом обозначим?
  • Какой 2-ой звук в первом слоге?
  • Каким сигналом обозначим?
  • Какой 1 звук во втором слоге?
  • Каким сигналом обозначим?
  • Какой второй звук во втором слоге?
  • Каким сигналом обозначим?        

       - Что мы с вами выполняли?

8.Составление словосочетаний.

- Ребята,  давайте научим Снеговика  составлять словосочетание. 

Например: (какая?) колбаса –  вкусная, большая.

(какой?) сыр – вкусный, желтый, твердый.

(какой?) сок – сладкий, вкусный, апельсиновый.

(какой?) кекс – мягкий, сладкий, вкусный.

(какой?) чеснок -  горький, маленький, полезный.

(какое?) мясо – красное, сырое.

- Чему мы  учили Снеговика, выполняя это задание? (мы учились составлять словосочетания)

V. Итог урока.

- Кто был у нас в гостях?

- С каким звуком мы работали на уроке?

- Какие задания выполняли?

- Оцените свою работу на уроке:

  • Кто справился со всеми заданиями, повести снежинку   на верхушку елки.
  • Если вы затруднялись, чувствовали себя не уверенно повести снежинку     ниже.
  • Если вам было очень трудно, с заданиями не справились, повести снежинку     еще ниже.

- А свою  снежинку я повешу    на верхушке елки, потому-то мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

- Посмотрите, какая нарядная елка получилась. Какой праздник  приближается?

- Ребята за вашу хорошую работу на уроке Снеговик дарит – символ наступающего года. Кто знает, какой символ наступающего года?

(магнит « кролика»)

- Спасибо за урок. До свидание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».

Цель: Закрепление  правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи:      1.Коррекционно -образовательные:...

« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:·         Расширять словарный запас·...

Автоматизация звука [З] в слогах, словах с прямым слогом

Автоматизация звука [З] в слогах, словах с прямым слогом. Закрепляем произношение звука з в слогах, словах с прямым слогом, помогая медведю собирать малину....

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией

Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах,  чистоговорках и предло...

"Автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях".

Конспект открытого логопедического занятия...

Подгрупповое логопедическое занятие «Автоматизация звука [к] в слогах, словах, словосочетаниях.»

Цель: организация деятельности  обучающихся для формирования умения четко произносить [к] в слогах, словах, словосочетаниях. Коррекционно - педагогические задачи.Дидактические:-актуализирова...