Подгрупповое логопедическое занятие «Автоматизация звука [к] в слогах, словах, словосочетаниях.»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Кулишова Елена Сергеевна

Цель: организация деятельности  обучающихся для формирования умения четко произносить [к] в слогах, словах, словосочетаниях.

 

Коррекционно - педагогические задачи.

Дидактические:

-актуализировать знания и умения находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;

- содействовать усвоению знаний обучающихся о звуке  [к];

-формировать умение правильно  произносить звук [к] в слогах, словах, словосочетаниях;

- формировать умение выполнять звуковой анализ слова.

Развивающие:

-способствовать развитию правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;

- развивать мелкую моторику;

-развивать фонематическое восприятие;

- расширить и закрепить  словарь по теме «Цирк».

Воспитательные:

-содействовать формированию способности к самоконтролю и самооценке;

-воспитывать положительное отношение к русскому языку и правильной речи;

- формировать умение работать в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кулишова  Елена Сергеевна

учитель начальных классов, логопед

высшая квалификационная категория

Подгрупповое  логопедическое занятие

«Автоматизация звука [к] в слогах, словах, словосечетаниях.»

Цель: организация деятельности  обучающихся для формирования умения четко произносить [к] в слогах, словах, словосочетаниях.

Коррекционно - педагогические задачи.

Дидактические:

-актуализировать знания и умения находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;

- содействовать усвоению знаний обучающихся о звуке  [к];

-формировать умение правильно  произносить звук [к] в слогах, словах, словосочетаниях;

- формировать умение выполнять звуковой анализ слова.

Развивающие:

-способствовать развитию правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;

- развивать мелкую моторику;

-развивать фонематическое восприятие;

- расширить и закрепить  словарь по теме «Цирк».

Воспитательные:

-содействовать формированию способности к самоконтролю и самооценке;

-воспитывать положительное отношение к русскому языку и правильной речи;

- формировать умение работать в группе.

Разрабатывая занятие, были учтены речевые заключения детей (ОНР III  уровень речевого развития, дизартрия), особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности каждого ребенка.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята!

- Посмотрите, к нам на урок пришло много  гостей, поздоровайтесь с ними.

- Присаживайтесь.

- Какой сейчас урок?

- Чему мы учимся на индивидуальном занятии?

- Что нам помогает красиво и правильно говорить?

- К вам на урок я пришла не одна, а  с кем вы узнаете, отгадав загадку:

В цирке он смешнее всех.

У него большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся!  

-Кто к нам в гости пришел?

Д: Клоун

- Правильно, у нас в гостях клоун Кузя.

II. Подготовительный этап.

1. Мимическая гимнастика.

- Клоун  к нам пришел не с пустыми руками, он принес нам шляпы. Посмотрите, что в  шляпах? (в шляпах  крупа - рис)

Д: Рис.

- Рис не простой, в нем находится сюрприз, а какой  вы найдите сами.

- Кто же тут спрятался?

Д: котята.

- У каждого котенка свое настроение.   Давайте мимикой лица передадим настроение каждого котенка.

- Молодцы, а какого котенка  мы оставим на уроке? (с веселым настроением)

Д: Мы оставим котенка с веселым настроением.

-Что мы сейчас выполняли?

Д: Мы выполняли мимическую гимнастику.

2.Дыхательная гимнастика.

-Ребята, перед каждым представлением в цирке бывают фейерверки. Клоун Кузя тоже хочет научится запускать фейерверки, а для этого ему нужна ваша помощь. Чтобы фейерверки получились яркие и красочные возьмите бутылку  и подуйте  сильно. Вдох через нос, сильный выдох через рот в трубочку. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем. А теперь подуйдите тихо. Вдох через нос, слабый выдох через рот в трубочку.

( учащиеся выполняют упражнение)

-Молодцы ребята! Кузе очень понравился  фейерверк.

-  Какое упражнение мы выполняли запуская фейерверки?

Д:Мы выполняли дыхательное упражнение.

3. Массаж языка.

- Ребята давайте покажем клоуну Кузе как мы выполняем массаж языка при помощи ложек.

- Поставьте перед собой зеркала.

Щеки дует толстячок –

Нажимаем на бочок:

На один на другой,

Оба давим мы с тобой.

(Щеки надуты. Горкой ложки прижимаем щеки . Губы плотно сжаты и сопротивляются давлению воздуха.)

Тянем губы целовать,

 Будут ложки им мешать,

А захочешь улыбаться –

Станут к центру собираться.

(Губы сомкнуты. Обе ложки прижаты горками к углам рта. Когда губы пытаются вытянуться вперед «трубочкой», ложки раздвигают углы в стороны. Когда губы пытаются улыбнуться, ложки сдвигаются к центру.)

Снизу шлепаем язык:

Прыг да прыг, прыг да прыг.

(зажимаем 2-м и 1-м пальцами кончик черенка и горкой ложки стучим по подъязычной области)

Гладим ложкой мы язык,

К ласке бедный не привык.

(Поглаживаем спинку языка горкой ложки)

На коньках, как по катку,

Ездим мы по языку.

(Делаем «пилящие» зигзагообразные движения боковым краем ложки по спине языка)

Слева – левый, справа - правый-

Стал язык наш бодрый, бравый.

(Поглаживаем боковые поверхности языка кончиком ложки)

Постучим по языку,

Да по боʹку, по бокуʹ

(Делаем легкие постукивания боковым краем ложки по спинки языка и его боковым поверхностям)

Рот открыт, язык – как мостик,

И заходит ложка в гости.

Выдавим нежданных

Мы гостей незваных.

(Горку ложки прижимаем  к языку, выгнутому спинкой вверх и кончиком упирающемуся в нижние зубы. Языком выталкиваем ложку наружу, а ложкой давим вглубь рта. )

У.- Что мы выполняли?

Д:массаж языка

-Молодцы!

III. Работа по новой теме.

1. Сообщение темы урока.

- Ребята,  как зовут нашего гостя?

Д: Кузя

- Какой первый звук в словах клоун Кузя?

Д: звук К

- С каким же звуком  мы будем работать на уроке?

Д: Мы будем работать со звуком К.

- Правильно,  сегодня на уроке мы будем учиться слышать, произносить и различать звук [к] в слогах, словах и словосочетаниях.

2. Работа с профилем.

-Произнесите этот звук по цепочке.

- Расскажите, как расположены органы речи при произношении звука [к].

Д: Губы и зубы раскрыты, между ними небольшое расстояние.

- А где находиться язык?

-Д :Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается неба. Под  напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от неба.

Д: Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

3. Характеристика звука

-Дайте характеристику звуку К.

Гласный или согласный?

Д: согласный

Твердый или мягкий?

Д: твердый

Звонкий или глухой?

Д:глухой

Каким сигналом обозначается?

Д: синим без звоночка

- Какому звуку дали характеристику?

Д: Мы давали характеристику звуку К.

- Какой буквой обозначается звук К.

- Выложите букву К из веревочек.

Игра «Помоги буквам»

-Ребята кто изображен на экране?

Д.: клоун Кузя.

- А еще что изображено?

Д: шары.

- А кто очень внимательный, что вы видите на шарах?

Д.: буквы К.

- А все ли буквы правильно написаны?

Д: нет , некоторые буквы перевернуты

-Молодцы вы очень внимательные.

-Предлагаю помочь Кузе собрать шары с верно написанной буквой К. От шариков с правильно написанной буквой К нарисуйте ниточку и проведите ее к руке, а шарики на которых  буква К не правильно написана ему не нужны.

-Сколько шаров собрали?

Д:6

-А сколько  шаров осталось?

Д:3

- Посмотрите на экран и  проверьте, у всех ли так как на экране.

C:\Users\Еленпа\Desktop\урок\15.jpg

4. Фонематическая зарядка.

- Клоун  принес цирковые фонарики.

- А почему они  синего цвета?

Д: сигнал синего цвета.

- Как только услышите звук [к] поднимите фонарик.

Ш, К, Щ, К, Ж, Ц, К.

- А теперь будем различать слоги со звуком «К»

КА, ША, ХА, АК, АШ, УК, ОК

- Клоуну  очень нравится у нас на уроке, и  он предлагает  по жонглировать. Я буду бросать вам мяч  и произносить закрытый слог, а вы мне возвращаете мяч и произносите открытый слог.

Ак – ка

Ок – ко

Ук –ку

Ык - кы

- Ребята, скажите, какой звук мы различали?

Д: Мы учились различать звук К

- А среди чего мы различали звук [к]?

Д: Среди звуков, слогов.

5. Игра «Привяжи ниточки к шарикам»        
- Ребят клоуну Кузе очень нравятся  канатоходцы. Вы знаете кто это?

-Это цирковые люди, которые ходят по канату на большой высоте. Они даже могут пересекать на канате водопады и пропасти, а могут ездить по канату на велосипеде.

-Кузя предлагает вам походить по «канату». Но канат необычный а слоговой. Ходить будем указательным и средним пальцем. Возьмите «канат» и наступая на кружочек со слогом произносите его.

- Какое задание выполняли?

Д: читали слоги.

IV. Физминутка.

- Молодцы ребята с заданием мы справились! Клоун Кузя   предлагают отдохнуть.( Выполняем движения под музыку)

6. Работа с картинками.

Игра «Рыбалка»        
- Ребята клоун Кузя принес с собой аквариум, в котором очень много рыбы. Он  захватил с собой удочку, и предлагает порыбачить. Правда, рыбка у нас не простая, а с картинками. Поймав рыбку, назовите картинку изображенную на ней  и определите место звука, и поместить рыбку в соответствующее ведро.

- Назовите, что изображено на картинках?

Д: Кролик, коза, корова, кот, собака, поросенок, бык, мак.

- Какая картинка лишняя?

Д: мак

- Почему?

Д: это цветок

- К какой  группе  мы можем объединить остальные картинки?

Д: домашние животные

- Молодцы! Какое задание выполняли?

-Д: Определяли место звука в слове.

7. Звуковой  анализ слова.

- А теперь приготовьте сигналы и выполните звуковой  анализ слова МАК.

  • Сколько слогов в слове МАК?
  • Как вы определили? (1 гласный звук)
  • Какой 1-ый звук?
  • Дайте характеристику  звуку М.
  • Каким сигналом обозначим?
  • Какой 2-ой звук?
  • Дайте характеристику  звуку А.
  • Каким сигналом обозначим?
  • Какой 3-й звук?
  • Дайте характеристику  звуку К.
  • Каким сигналом обозначим?

       - Что мы с вами выполняли?

Д: звуковой анализ слова МАК.

8.Составление словосочетаний.

- Ребята,  давайте научим клоуна Кузю составлять словосочетание, а если вы затрудняетесь в помощь вам схема – опора.

Например: (какой?) кролик –  серый, пушистый, маленький.

(какая?) коза – белая, рогатая, маленькая.

(какая?) корова – большая, рыжая, рогатая.

(какой?) кот – мягкий, пушистый, маленький, ласковый, игривый.

 (какая?) собака – черная, гладкошерстная, послушная, маленькая, игривая, верная.

(какой?) поросенок – розовый, толстый, маленький.

(какой?) бык - большой, свирепый, белый.

- Чему мы  учили клоуна, выполняя это задание?

Д: мы учились составлять словосочетания

V. Итог урока.

- Кто был у нас в гостях?

Д: у нас в гостях был клоун Кузя

- С каким звуком мы работали на уроке?

Д: Сегодня на уроке мы учились  слышать, произносить и различать звук [к] в слогах, словах и словосочетаниях.

- А сейчас я предлагаю вспомнить  все задания, которые выполняли в ходе урока и сказать, какое задание  больше всего понравилось и запомнилось?

- Молодцы ребята, вижу что вы на уроке были очень внимательны.

-А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, а в этом нам поможет клоун Кузя. ( ватман с клоуном)

  • Кто справился со всеми заданиями, нарисуйте клоуну волосы красного цвета. Волосы рисуем при помощи ладоней.
  • Если вы затруднялись, чувствовали себя не уверенно нарисуйте клоуну волосы зеленого цвета.
  • Если вам было очень трудно, с заданиями не справились, нарисуйте волосы синего  цвета.

- А я нарисую клоуну волосы красного цвета, потому что  мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

- Посмотрите, какой веселый и радостный клоун у нас получился.  

- Ребята за вашу хорошую работу на уроке клоун Кузя дарит вам  дудки – язычки.                            

- Спасибо за урок. До свидание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация индивидуального занятия "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах"

Применение специализированных компьютерных программ на индивидуальных логопедических занятиях повышает эффективность коррекционной работы и позволяет решить ряд задач:- повысить мотивацию детей к лого...

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».

Цель: Закрепление  правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи:      1.Коррекционно -образовательные:...

Конспект занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях"

В конспекте представлен дидактиеский материал по автоматизации звука Р в слогах, словах, предложениях, а так же различные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся н...

"Автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях".

Конспект открытого логопедического занятия...

Конспект индивидуального занятия: автоматизация звука "Л" в слогах, словах, в предложениях, в тексте.

Конспект индивидуального занятия: автоматизация звука "Л" в слогах, словах, в предложениях, в тексте....

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука [P\'] в слогах. словах, предложениях".

Представлено индивидуальное занятие на автоматизацию звука [P'] для  учащихся младших классов. Приводятся артикуляционные упражнения, чистоговорки, а также работа над предложением....

" Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях"

Цель: создать условия для формирования умения четко произносить звук [с]  в слогах, словах, словосочетаниях.Задачи: - закрепить правильное произношение звука «с» в в слогах, словах, с...