ИКТ в обучении навыкам звуко-слогового анализа и синтеза.
статья по логопедии (2, 3, 4 класс)

Югансон Ирина Николаевна

Одним из главных новшеств последних лет является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий. Компьютерные технологии стали частью образовательного процесса и существенно повышают его эффективность. Современный уровень развития компьютерной техники и ее доступность позволяет применять специализированные технологии в коррекционно-образовательном процессе. Специализированные компьютерные разработки делаются с учетом закономерностей и особенностей развития детей, позволяют сделать коррекционную работу более эффективной и динамичной, предупредить появление вторичных расстройств письменной речи, помочь детям адаптироваться в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_stati.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ в обучении навыкам звуко-слогового анализа и синтеза.

Югансон Ирина Николаевна

МБОУ СОШ №6

г.Куйбышева Новосибирской области, учитель – логопед

Аннотация: Одним из главных новшеств последних лет является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий. Компьютерные технологии стали частью образовательного процесса и существенно повышают его эффективность. Современный уровень развития компьютерной техники и ее доступность позволяет применять специализированные технологии в коррекционно-образовательном процессе. Специализированные компьютерные разработки делаются с учетом закономерностей и особенностей развития детей, позволяют сделать коррекционную работу более эффективной и динамичной, предупредить появление вторичных расстройств письменной речи, помочь детям адаптироваться в обществе.

Ключевые слова: компьютерные технологии, коррекционно-образовательный процесс, программная продукция для коррекционно-логопедической работы.

Все стороны человеческой деятельности подвергаются определенным изменениям с течением времени. Одним из главных новшеств последних лет является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий. Компьютерные технологии стали частью образовательного процесса и существенно повышают его эффективность.

Многочисленные исследования по проблемам выявления и коррекции общего недоразвития речи показывают, что преодоление данного нарушения – долгий и сложный процесс, требующий применения различных методов и технологий. Современный уровень развития компьютерной техники и ее доступность позволяет применять специализированные технологии в коррекционно-образовательном процессе. Специализированные компьютерные разработки делаются с учетом закономерностей и особенностей развития детей, позволяют сделать коррекционную работу более эффективной и динамичной, предупредить появление вторичных расстройств письменной речи, помочь детям адаптироваться в обществе. Очень важным является и то, что использование разнообразных приемов в коррекционной работе снижает утомляемость, характерную для детей с речевыми нарушениями, повышает познавательный интерес детей и эффективность всей коррекционной работы.

Рассмотрим различные формы и способы применения ИКТ в логопедической работе.

Презентации представляют собой авторские компьютерные разработки по различным разделам коррекционной работы. Учитель-логопед может как самостоятельно разрабатывать презентации по различным темам, так и обращаться к различным информационно-образовательным ресурсам, на которых публикуются готовые презентации по различным разделам программы коррекционно-логопедической работы. Единственным условием использования готовых презентаций является соблюдение правил цитирования, которое включает указание автора разработки и адрес ресурса, на котором она размещена.

Использование презентаций расширяет объем предъявляемой детям информации, повышая познавательную активность и мотивацию к занятиям; позволяет формировать навыки учебной деятельности; содержит материал в доступной наглядной и красочной форме.

Помимо презентаций используются интерактивные доски, которые дают возможность использовать в рамках одного занятия как стандартные программы, так и собственные презентации, видеофайлы, компьютерные игры. Очень удобно использование интерактивной доски в том отношении, что она обеспечивает обратную связь. Когда на доске появляется задание, которое нужно выполнить, и дети дают свои ответы, логопед имеет возможность при помощи мышки перемещать объекты на доске, открывать закрытые части, чтобы дети увидели правильный ответ. Использование интерактивной доски позволяет задействовать слуховую, зрительную и ассоциативную память, активизировать такие составляющие внимания как концентрация, распределение и переключение, совершенствовать навыки зрительно-пространственного восприятия.

Кроме того, в Интернете есть множество полезных ресурсов, на которых можно подобрать подходящие игры и упражнения для детей разного возраста. Активно в коррекционно-логопедической работе используется развивающий портал «Мерсибо», на котором размещены развивающие игры для детей 2-8 лет по категориям. Например, для детей 4-6 лет имеются игры и упражнения на закрепление звукопроизношения, развитие мышления и фонематического слуха, расширение кругозора, по обучению чтению и счету.

  С момента внедрения ИКТ в различные сферы образовательного процесса было разработано достаточное количество готовой программной продукции для коррекционно-логопедической работы: «Видимая речь», «Говори правильно», логопедический тренажер «Дельфа-142» и его обновленные версии, ресурсы развивающего портала «Мерсибо», технология логопедической коррекции «Игры для Тигры».

Перечислим основные преимущества использования ИКТ в логопедической работе: информационная емкость компьютерных разработок; доступность и наглядность материала (нет необходимости иметь большое количество бумажных носителей); эмоциональная привлекательность для детей; многофункциональность и мобильность разработок.

Таким образом, можно говорить о том, что с помощью компьютерных игр, упражнений, различных презентаций работа по логопедической коррекции может протекать более успешно и результативно. Компьютерные средства помогают совершенствованию артикуляционной моторики; закреплению правильного звукопроизношения и его автоматизации в словах и связной речи; развитию слоговой структуры слова;  обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию навыков словоизменения и словообразования. Все это способствует сокращению сроков коррекционной работы, когда используется в качестве одного из элементов тщательно продуманной и спланированной системы.

Литература

1. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия / Н.А. Седых. - Москва: Огни, 2008. - 288 c.

2. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 240 c.
3. Ханьшева, Г. В. Логопед спешит на помощь / Г.В. Ханьшева, Н.В. Иващенко, Е.В. Иващенко. - М.: Феникс, 2013. - 112 c.

4. Ткаченко, Т. А. Логопед у вас дома (+ CD-ROM + лото) / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2011. - 288 c.
5. Кожевникова, Д. В. Домашний логопед. Практическое пособие (+ DVD-ROM) / Д.В. Кожевникова, П.В. Кожевников. - М.: Наука и техника, 2009. - 256 c.

6. http://mersibo.ru/

7. http://www.logolife.ru/about

8. http://www.logopedplus.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Упражнения на развитие навыков зрительного анализа и синтеза на уроках обучения грамоте.

Задания могут использоваться не только на уроках обучения грамоте, но и как самостоятельные упражнения во внеурочное время, на этапах коррекционной работы....

Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры

Конспект коррекционно-развивающего занятия для 1 класса на тему: "Звукобуквенный анализ и синтез слов различной звуко-слоговой структуры"...

Развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.

Развитие навыков звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.Нарушения фонематического анализа и синтеза проявляются в виде: пропуска одного или нескольких звуков в слове; перестановки звуков в слове...