технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Дифференциация согласных звуков Г-К. Лексическая тема "Обувь"
план-конспект занятия по логопедии (2, 3 класс)

Дёгтева Оксана Владимировна

материал подобран для детей 2-3 классов коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, на развитие фонематического слуха, слуховой и речевой памяти, межполушарного взаимодействия и лексико-грамматического развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО ПЕДГОГА

 Дёгтева Оксана Владимировна

ПРЕДМЕТ

Логопедическое занятие

КЛАСС

ТИП УРОКА/ЗАНЯТИЯ

Отработка умений и рефлексии

ТЕМА

«Звуки Г-К. Дифференциация Г-К. Лексическая тема «Обувь»

ЦЕЛЬ

Закрепление навыка различать согласные  [ к ]-[г ]  в устной и письменной речи. Создание условий для развития словаря, уточнить с детьми название обуви, знание их внешних признаков, развитие фонетического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания, мелкой, общей и артикуляционной моторики.

ЗАДАЧИ

Развивающие:

 уточнение и сравнение характеристики звуков   [ к] – [г]; развитие навыков фонематического анализа и синтеза на материале слогов, слов, предложений; уточнение  и активизация словаря; отработка умения формулировать свой ответ;

Коррекционно-образовательные задачи: создать условия для совершенствования грамматического строя речи (обучение составлению предложений по вопросам и согласованию слов в предложении, согласование существительных с числительными, образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов).

Коррекционно-развивающие задачи: создать условия для развития фонематического  представления, зрительного и слухового внимания, тонкую и общую моторику.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТТЫ

Предметные результаты

Личностные результаты

Уметь: различать фонемы на слух, выделить фонем на уровне слога, слова; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; составлять предложения с использованием словообразования.

Знать:  основные названия обуви, особенности построения фразы с использованием числительных, согласования слов,

1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2.Знать: название основных видов обуви.   

3. Уметь различать фонемы на уровне звука, слога, слова.

4. Развивать зрительное, слуховое внимание, закрепить знаний по теме.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Связь с предметами:  речь, окружающий мир, математика, чтение.

РЕСУРСЫ:

- основные

- дополнительные

Презентация «Дифференциация Г-К», раздаточный наглядный материал, интерактивная программа «Мерсибо»

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ РАБОТЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ЭТАПЫ РАБОТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Мотивация (организационный)

Предварительная беседа.

Подготовка артикуляционного аппарата и дыхания к речевой активности.

Развитие мелкой моторики и координации, межполушарное взаимодействие.

Здравствуйте, ребята!

Сядет тот, кто придумает слово на последнюю букву слова, которое я скажу, не забудьте поднимать руку. Слово «валенки-игла…»

Предлагаю начать сегодняшний урок с артикуляционной разминки, чтобы говорить быстро, четко и красиво, а также размять наши пальчики.

Выполняем упражнение:

 «Качели»+ руки «кулак-ладошка»,

«Часики» + руки «открытая и закрытая ладонь»,

«Вкусное варенье» + руки в замок круговые движения,

«Лошадка» + шлепки руками по коленям,

«Трубочка» + хлопки руками - чередование

       

А теперь сделаем дыхательные упражнения, необходимо подуть на шарик через трубочку так, чтобы он перекатился из одной ямки в другую на поп-ит, дышим плавно, но сильно.

Приветствие

Отвечают на вопросы.

Ответы детей

Выполняют артикуляционные упражнения, дополнительно делая упражнения руками на мелкую моторику

Выполняют дыхательные упражнения с шариком, трубочкой и пуп-ит.

Актуализация опорных знаний и умений

Показ презентации «Дифференциация Г-К»

Ознакомление с плакатом «Обувь».

Ребята, отгадайте загадки:

Звук «К»

Я пеструшка, я хохлатка.

Куд-куда! – кричу я кратко.

Кричу, и слышит улица:

Снесла яичко….(Курица в кроссовках)

Звук Г:

Норовит щипнуть за ноги,

Я гоню его с дороги:

«Прочь! Тебя я не боюсь!»

«Га-га-га!» - смеется … (Гусь в галошах)

На какие звуки начинаются эти слова?

Сегодня мы с вами будем различать звуки Г-К. давайте сравним звуки Г-К и скажем, чем они похожи и чем они отличаются.

Посмотрите на профиль звука Г, когда мы его произносим наши губы приоткрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, а еще звучит голос. Посмотрите на меня и повторите также, положив руку на горлышко. Горлышко звенит, значит какой это звук – звонкий, согласный.

А теперь посмотрите на профиль звука К, также приоткрыт рот, зубы и язык стоит горкой. Посмотрите на меня и повторите также, положив руку на горлышко. Горлышко молчит, значит какой это звук – глухой, согласный.

Профили звуков одинаковые, но звуки получаются разные, а в чем же разница? В голосе. Звонкость появляется, когда мы включаем свой голосок (звонок) и оглушается звук, если мы не включаем голос. В этом их разница. Значит звуки Г-К – парные согласные.

Слайд 2-3

Ответ детей «Курица»

Слайд 4-5

Ответ детей «Гусь»

Слад 6,7

Ответ детей «Г,К»

Дети повторяют за учителем движение рукой на горле.

Основной этап урока

- Развитие слухового восприятия, внимания, речевой памяти.

Поиграем в игру «Песенки». Послушайте песенки и повторите их. Работаем по цепочки:

ГА-ГА-ГА                  ГА-КА-ГА-КА

ГЫ-ГЫ-КЫ                КЫ-КЫ-ГЫ-КЫ

КО-ГО-КО                  ГУ-ГУ-КУ-КУ

КУ-ГУ-КУ                  ГО-КО-КО-ГО

КЭ-КЭ-ГЭ                   КА-ГА-ГА-КА

(сложность увеличивается с 3-х слогов на 4-е в зависимости от  уровня подготовленности ребят).

А теперь поиграем с мячом в игру «Наоборот». Я называю звонкий звук Г и кидаю мяч, а вы мне возвращаете мяч, называя парный звук глухой К и наоборот.  

Г-К, К-Г, К-Г, Г-К, Г-К.

Тоже задание, только в слогах:

ГА-КА, ГО-КО, ГУ-КУ, ГИ-КИ, ГЭ-КЭ

Внимательно слушают, запоминают последовательность слогов без зрительной опоры и повторяют.

Внимательно слушают, анализируют, распознают какой звук сказал учитель, и возвращают мяч, сказав парный звук, или слог.

Развитие лексики, грамматики, фонематики, слухового и зрительного внимания.

Практическая работа.

Самостоятельное выполнение заданий учащимися.

Просмотр части презентации.

Физминутка.

- развитие артикуляторной, мелкой моторики и межполушарных связей

  1. Работа на фонематическое восприятие:  работа в тетради

- послушайте слово, определите какой звук в слове звонкий или глухой, поставьте крестик (плюс) в таблице под указанной буквой Г или К: кеды, кроссы, угги, кроссовки, сапоги, галоши.

Проверьте в парах выполнение задания, посмотрите на интерактивную доску и сравните – правильно у вас или есть ошибки, проставьте друг другу оценки.

- Как назвать эти предметы одним словом? (обувь)

- Какой бывает обувь? Давайте вспомним Плакат «Обувь». Называние обуви. Физкультурная пауза

Дождик начался с утра (стучать пальчиками по столу или по ладошке)

Мы не унываем (улыбка)

И сапожки из резины быстро обуваем

Дружно шлепаем по лужам (губами хлопать по языку, упр. «месим тесто»)

Даже зонтик нам не нужен (руки домиком над головой, затем убрать)

Ну а бегать, чтобы ловко

Обуваем мы кроссовки (имитация обувания кроссовок)

Побежали, побежали (бег на месте)

И немножечко устали (опустить голову,  руки, плечи вниз, выдохнуть)

Ну а дома тут как тут, тапочки нас очень ждут (погладить руками тыльную сторону рук)

2.        Относительные прилагательные:

Одну обувь мы носим летом, а другую зимой, значит она какая? Летняя, зимняя. Обувь, которую мы носим дома, как называется  - домашняя, а на улице – уличная. В обуви, в которой мы занимаемся спортом – спортивная.

Сапоги из резины – резиновые сапоги

Ботинки из замши – замшевые ботинки

Туфли из кожи – кожаные туфли

Тапочки для дома – домашние тапочки

Туфли для праздника – праздничные туфли.  

3.Отдохнули, переключились, а теперь поиграем в игру «Четвертый лишний».

Работа на папках с карточками. У каждого в папке есть задание, определить и зачеркнуть лишний предмет, объяснить почему он лишний.

4. Корректурная  проба «Обувь» – МПР – 2-мя руками обвести и перечеркнуть определенный вид обуви (у каждого ученика разные). Проверка.

5. Логопед: предлагаю переместиться в страну гномов и великанов. Каждый из вас вытянет картинку с обувью, скажет название обуви для гнома (уменьшительно-ласкательное прилагательное) и для великана (большой, большущий).

Слова-карточки:  

Кроссовки-кроссовочки-кроссовище,  Ботинки-ботиночки-ботинище

Сандалии-сандалики - сандалище,

Сапоги-сапожки-сапожище,

Галоши-галошки-галошище,

Туфли-туфельки-туфлище

Дети пишут в тетради, на слух выполняют задание, работа в парах - проверка задания.

Слайд 9

Дети перечисляют название обуви.

Ответы детей

Выполнение физкультурной разминки.

Самостоятельная работа детей с папкой и фломастерами

Работа с карточками, ответы детей.

Выполняют задание, вытягивая карточки и называя предметы обуви маленькими и большими.

Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.

Самостоятельное выполнение задания учащимися.

Оценка деятельности.

Логопед: а теперь поиграем в игру «Обувная история»

Итог занятия. (Оценка работы детей)

Л: С какими звуками мы работали сегодня на уроке? (Г-К) Это согласные парные звуки.

А что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Дети играю в развивающую игру Мерсибо

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта группового логопедического занятия «Употребление в речи падежных форм существительных. Звуки р-л».

Конспект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письма, обусловленных СНР средней степени (для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью)....

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Дифференциация звуков и букв Б-П» с использованием ИКТ для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Б-П в словах и предложениях в устной и письменной речиЗадачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б-п;- закре...

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...

Технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда"

Уважаемые коллеги, представляю технологическую карту к открытому занятиюна тему "Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда".В карте подробно расписаны планируемые результаты ...

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса

Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ш] в открытых слогах"

Тема занятия: Автоматизация звука [ш] в открытых слогахВозраст ребенка, логопедическое заключение: 8 лет, системное недоразвитие речи легкой степени.Цель занятия: Автоматизация звука [ш] в открыт...