технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Дифференциация согласных звуков Г-К. Лексическая тема "Обувь"
план-конспект занятия по логопедии (2, 3 класс)
материал подобран для детей 2-3 классов коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, на развитие фонематического слуха, слуховой и речевой памяти, межполушарного взаимодействия и лексико-грамматического развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._logopediya._differentsiatsiya_g-k._obuv._2a.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО ПЕДГОГА | Дёгтева Оксана Владимировна | ||
ПРЕДМЕТ | Логопедическое занятие | ||
КЛАСС | 2а | ||
ТИП УРОКА/ЗАНЯТИЯ | Отработка умений и рефлексии | ||
ТЕМА | «Звуки Г-К. Дифференциация Г-К. Лексическая тема «Обувь» | ||
ЦЕЛЬ | Закрепление навыка различать согласные [ к ]-[г ] в устной и письменной речи. Создание условий для развития словаря, уточнить с детьми название обуви, знание их внешних признаков, развитие фонетического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания, мелкой, общей и артикуляционной моторики. | ||
ЗАДАЧИ | Развивающие: уточнение и сравнение характеристики звуков [ к] – [г]; развитие навыков фонематического анализа и синтеза на материале слогов, слов, предложений; уточнение и активизация словаря; отработка умения формулировать свой ответ; Коррекционно-образовательные задачи: создать условия для совершенствования грамматического строя речи (обучение составлению предложений по вопросам и согласованию слов в предложении, согласование существительных с числительными, образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов). Коррекционно-развивающие задачи: создать условия для развития фонематического представления, зрительного и слухового внимания, тонкую и общую моторику. | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТТЫ | Предметные результаты | Личностные результаты | |
Уметь: различать фонемы на слух, выделить фонем на уровне слога, слова; ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; составлять предложения с использованием словообразования. Знать: основные названия обуви, особенности построения фразы с использованием числительных, согласования слов, | 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2.Знать: название основных видов обуви. 3. Уметь различать фонемы на уровне звука, слога, слова. 4. Развивать зрительное, слуховое внимание, закрепить знаний по теме. | ||
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ | Связь с предметами: речь, окружающий мир, математика, чтение. | ||
РЕСУРСЫ: - основные - дополнительные | Презентация «Дифференциация Г-К», раздаточный наглядный материал, интерактивная программа «Мерсибо» | ||
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ РАБОТЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ | ||
ЭТАПЫ РАБОТЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
Мотивация (организационный) | Предварительная беседа. Подготовка артикуляционного аппарата и дыхания к речевой активности. Развитие мелкой моторики и координации, межполушарное взаимодействие. | Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто придумает слово на последнюю букву слова, которое я скажу, не забудьте поднимать руку. Слово «валенки-игла…» Предлагаю начать сегодняшний урок с артикуляционной разминки, чтобы говорить быстро, четко и красиво, а также размять наши пальчики. Выполняем упражнение: «Качели»+ руки «кулак-ладошка», «Часики» + руки «открытая и закрытая ладонь», «Вкусное варенье» + руки в замок круговые движения, «Лошадка» + шлепки руками по коленям, «Трубочка» + хлопки руками - чередование
А теперь сделаем дыхательные упражнения, необходимо подуть на шарик через трубочку так, чтобы он перекатился из одной ямки в другую на поп-ит, дышим плавно, но сильно. | Приветствие Отвечают на вопросы. Ответы детей Выполняют артикуляционные упражнения, дополнительно делая упражнения руками на мелкую моторику Выполняют дыхательные упражнения с шариком, трубочкой и пуп-ит. |
Актуализация опорных знаний и умений | Показ презентации «Дифференциация Г-К» Ознакомление с плакатом «Обувь». | Ребята, отгадайте загадки: Звук «К» Я пеструшка, я хохлатка. Куд-куда! – кричу я кратко. Кричу, и слышит улица: Снесла яичко….(Курица в кроссовках) Звук Г: Норовит щипнуть за ноги, Я гоню его с дороги: «Прочь! Тебя я не боюсь!» «Га-га-га!» - смеется … (Гусь в галошах) На какие звуки начинаются эти слова? Сегодня мы с вами будем различать звуки Г-К. давайте сравним звуки Г-К и скажем, чем они похожи и чем они отличаются. Посмотрите на профиль звука Г, когда мы его произносим наши губы приоткрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, а еще звучит голос. Посмотрите на меня и повторите также, положив руку на горлышко. Горлышко звенит, значит какой это звук – звонкий, согласный. А теперь посмотрите на профиль звука К, также приоткрыт рот, зубы и язык стоит горкой. Посмотрите на меня и повторите также, положив руку на горлышко. Горлышко молчит, значит какой это звук – глухой, согласный. Профили звуков одинаковые, но звуки получаются разные, а в чем же разница? В голосе. Звонкость появляется, когда мы включаем свой голосок (звонок) и оглушается звук, если мы не включаем голос. В этом их разница. Значит звуки Г-К – парные согласные. | Слайд 2-3 Ответ детей «Курица» Слайд 4-5 Ответ детей «Гусь» Слад 6,7 Ответ детей «Г,К» Дети повторяют за учителем движение рукой на горле. |
Основной этап урока | - Развитие слухового восприятия, внимания, речевой памяти. | Поиграем в игру «Песенки». Послушайте песенки и повторите их. Работаем по цепочки: ГА-ГА-ГА ГА-КА-ГА-КА ГЫ-ГЫ-КЫ КЫ-КЫ-ГЫ-КЫ КО-ГО-КО ГУ-ГУ-КУ-КУ КУ-ГУ-КУ ГО-КО-КО-ГО КЭ-КЭ-ГЭ КА-ГА-ГА-КА (сложность увеличивается с 3-х слогов на 4-е в зависимости от уровня подготовленности ребят). А теперь поиграем с мячом в игру «Наоборот». Я называю звонкий звук Г и кидаю мяч, а вы мне возвращаете мяч, называя парный звук глухой К и наоборот. Г-К, К-Г, К-Г, Г-К, Г-К. Тоже задание, только в слогах: ГА-КА, ГО-КО, ГУ-КУ, ГИ-КИ, ГЭ-КЭ | Внимательно слушают, запоминают последовательность слогов без зрительной опоры и повторяют. Внимательно слушают, анализируют, распознают какой звук сказал учитель, и возвращают мяч, сказав парный звук, или слог. |
Развитие лексики, грамматики, фонематики, слухового и зрительного внимания. Практическая работа. Самостоятельное выполнение заданий учащимися. Просмотр части презентации. Физминутка. - развитие артикуляторной, мелкой моторики и межполушарных связей |
- послушайте слово, определите какой звук в слове звонкий или глухой, поставьте крестик (плюс) в таблице под указанной буквой Г или К: кеды, кроссы, угги, кроссовки, сапоги, галоши. Проверьте в парах выполнение задания, посмотрите на интерактивную доску и сравните – правильно у вас или есть ошибки, проставьте друг другу оценки. - Как назвать эти предметы одним словом? (обувь) - Какой бывает обувь? Давайте вспомним Плакат «Обувь». Называние обуви. Физкультурная пауза Дождик начался с утра (стучать пальчиками по столу или по ладошке) Мы не унываем (улыбка) И сапожки из резины быстро обуваем Дружно шлепаем по лужам (губами хлопать по языку, упр. «месим тесто») Даже зонтик нам не нужен (руки домиком над головой, затем убрать) Ну а бегать, чтобы ловко Обуваем мы кроссовки (имитация обувания кроссовок) Побежали, побежали (бег на месте) И немножечко устали (опустить голову, руки, плечи вниз, выдохнуть) Ну а дома тут как тут, тапочки нас очень ждут (погладить руками тыльную сторону рук) 2. Относительные прилагательные: Одну обувь мы носим летом, а другую зимой, значит она какая? Летняя, зимняя. Обувь, которую мы носим дома, как называется - домашняя, а на улице – уличная. В обуви, в которой мы занимаемся спортом – спортивная. Сапоги из резины – резиновые сапоги Ботинки из замши – замшевые ботинки Туфли из кожи – кожаные туфли Тапочки для дома – домашние тапочки Туфли для праздника – праздничные туфли. 3.Отдохнули, переключились, а теперь поиграем в игру «Четвертый лишний». Работа на папках с карточками. У каждого в папке есть задание, определить и зачеркнуть лишний предмет, объяснить почему он лишний. 4. Корректурная проба «Обувь» – МПР – 2-мя руками обвести и перечеркнуть определенный вид обуви (у каждого ученика разные). Проверка. 5. Логопед: предлагаю переместиться в страну гномов и великанов. Каждый из вас вытянет картинку с обувью, скажет название обуви для гнома (уменьшительно-ласкательное прилагательное) и для великана (большой, большущий). Слова-карточки: Кроссовки-кроссовочки-кроссовище, Ботинки-ботиночки-ботинище Сандалии-сандалики - сандалище, Сапоги-сапожки-сапожище, Галоши-галошки-галошище, Туфли-туфельки-туфлище | Дети пишут в тетради, на слух выполняют задание, работа в парах - проверка задания. Слайд 9 Дети перечисляют название обуви. Ответы детей Выполнение физкультурной разминки. Самостоятельная работа детей с папкой и фломастерами Работа с карточками, ответы детей. Выполняют задание, вытягивая карточки и называя предметы обуви маленькими и большими. | |
Рефлексия учебной деятельности. Оценивание. | Самостоятельное выполнение задания учащимися. Оценка деятельности. | Логопед: а теперь поиграем в игру «Обувная история» Итог занятия. (Оценка работы детей) Л: С какими звуками мы работали сегодня на уроке? (Г-К) Это согласные парные звуки. А что вам понравилось и запомнилось больше всего? | Дети играю в развивающую игру Мерсибо Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта группового логопедического занятия «Употребление в речи падежных форм существительных. Звуки р-л».
Конспект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письма, обусловленных СНР средней степени (для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью)....
Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Дифференциация звуков и букв Б-П» с использованием ИКТ для обучающихся 4 класса
Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Б-П в словах и предложениях в устной и письменной речиЗадачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б-п;- закре...
Технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда"
Уважаемые коллеги, представляю технологическую карту к открытому занятиюна тему "Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда".В карте подробно расписаны планируемые результаты ...
Технологическая карта коррекционного логопедического занятия Тема «Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (мягкий знак)» для обучающихся 4 класса
Цель: закрепление знаний о значении мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме в конце и середине словЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление умения распознавать в слове мя...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ш] в открытых слогах"
Тема занятия: Автоматизация звука [ш] в открытых слогахВозраст ребенка, логопедическое заключение: 8 лет, системное недоразвитие речи легкой степени.Цель занятия: Автоматизация звука [ш] в открыт...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА группового логопедического занятия в третьем классе Тема: «Дифференциация звуков и букв Г – К»
Тема: «Дифференциация звуков и букв Г – К»...