Конспект индивидуального занятия по лексической теме "Посуда"
план-конспект по логопедии

Фукс Анастасия Викторовна

Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать качественные и относительные прилагательные

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  индивидуального занятия

по лексической теме «Посуда»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

Уточнить и активизировать словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать качественные и относительные прилагательные, существительные в форме творительного, родительного и предложных падежей, согласование числительного с существительным, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением посуды; разрезные картинки «Чашки», полоски для слогового анализа.

1. Организационный момент

Логопед встречает ребенка и предлагает назвать предметы, которые лежат на столе.

- Как, одним словом, назвать все эти предметы?

- Правильно. А для чего нужна посуда?

2. Введение в тему

- Мы сегодня будем говорить о посуде, о ее назначении, материалах, из которых ее делают.
3. Упражнение «В магазине»

Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной.

- Я предлагаю тебе поиграть в игру «Магазин». Мы с тобой пришли в отдел, где продается посуда. Перечисли, какая посуда стоит на верхней полке.

Чайник, чашка, блюдце, сахарница.

- Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повтори за мной.

- Теперь перечисли названия посуды, которая стоит на второй полке.

Тарелки, супница, хлебница, солонка.

- Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой.

Повтори.

- И наконец, назови посуду, которая стоит на нижней полке.

Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

- Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повтори это название.

- А теперь повтори еще раз, как называется посуда на каждой полке.

- Давай обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда:

Стакан из стекла. Стакан какой? (Стеклянный)

Тарелка из фарфора. Тарелка какая? (Фарфоровая)

Кастрюля из металла. Кастрюля какая? (Металлическая)

Ложка из дерева. Ложка какая?....

Сковорода из чугуна. Сковорода какая?...

- Верно. А теперь давай поиграем.

4. Упражнение «Что изменилось?»

- Посмотри внимательно на витрину и запомни, что стоит на верхней полке, а потом закрой глаза.

Ребенок закрывает глаза. Логопед убирает чайник.

- Открывай глаза. Чего не стало?

- Правильно. Я ставлю чайник на место. Еще раз закрывай глаза.

Ребенок закрывает глаза. Логопед заменяет красные чашки на синие.

- Открывай глаза. Что теперь изменилось?

Упражнение повторяется еще несколько раз. Логопед меняет местами, убирает или добавляет посуду. Ребенок отвечает на вопросы.

5. Игра «Разбитые чашки»

Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображением чашек.

-Послушай стихотворение, которое я прочту.

На завтрак Наташе

Сварили две каши.

На выбор две каши

Для нашей Наташи.

Не стала есть кашу

Каприза Наташа.

Разбила две чашки

Вертушка Наташа.

- Помоги мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа. Они выглядят вот так, как эта чашки на картинке.

Ребенок собирает разрезные картинки. Логопед помогает, если это необходимо.

6. Игра «Раздели на слоги» (с мячом)

- Теперь предлагаю тебе разделить слова на слоги и выложить слоговую схему слов.

Чашка                 нож

тарелка              вилка                

ложка                 посуда

7. Упражнение «Расставь правильно». Развитие зрительно-пространственного восприятия.

-Я предлагаю тебе расставить посуду вот на этом столе. Я буду называть предметы посуды, а ты расставлять:

- Чайник поставим посредине стола;

- Справа от чайника поставим сахарницу;

- Слева от сахарницы положим ложку;

- Слева от чайника поставим чайную чашку с блюдцем;

-Молодец, мы сервировали стол, какая посуда (чайная, кухонная или столовая) стоит перед нами?

-Правильно. А сейчас мы проверим, так ли ты хорошо знаешь предназначение другой посуды поиграем в игру «Подбери предмет»-ответь на вопрос полным ответом.

8. Игра «Подбери предмет»

-Чем режут хлеб? …(ножом)

-Чем едят котлету?... (вилкой)

-Чем едят суп?... (ложкой)

-Из чего пьют сок?... (из стакана)

-Жарят в чем?... (в сковороде)

-В чем варят суп?... (в кастрюле)

-Кашу едят из чего?... (из тарелки)

-В чем заваривают чай?... (в чайнике)

9. Игра «Наоборот»

- Умеешь ли ты играть в игру «Наоборот»?

- Давай попробуем, я буду называть слова, а ты подбирать противоположные по смыслу, например, черный, а наоборот белый.

-большая кастрюля-…

-чистая тарелка-…

-насыпать сахар в сахарницу-…

-закрыть кастрюлю-…

-взять хлеб-…

-новая чашка-…

-налить молоко-…

10. Игра «Сосчитай» (кастрюля, чайник, тарелка)

11. Итог занятия

Вспомнить о чём говорили. Как нужно обращаться с посудой, чтобы она прослужила долго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия "Постановка звука "Л".

В конспекте представлены задания для постановки звука...

Презентация "Признаки весны" к конспекту индивидуального занятия .

Предназначена для развития речи дошкольников с нарушениями слуха....

Конспект индивидуального занятия Дифференциация С-Ш

Занятие по дифференциации звуков C-Ш...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"

Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 4 классе II отделения

Данный конспект содержит материал по формированию произношения тема "автоматизация звука С в словах" и развитию слухового восприятия по теме  "Правильное питание". Рекомендован для логопедов и су...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Буковкин ждёт гостей»

Логопедическая тема: автоматизация звука С в словах и словосочетаниях, развитие фонематического анализа и синтеза. Лексическая тема: посуда. ...

Конспект индивидуального занятия Тема занятия: «Представление о времени».

Цель занятия: сформировать представление о времени (час, минута, секунда), познакомить с разными видами часов, сформировать чувство времени, развивать навык определения времени и закрепить умение...