Профилактика и коррекция оптической дисграфии у младших школьников (1-2класс)
консультация по логопедии (1 класс)
В материале консультации рассмотрены конкретные этапы работы над профилактикой оптической дисграфии у школьников. Приведены примеры упражнений изографами, ребусами, зашумленными буквами для развития зрительного восприятия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 598.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Профилактике и коррекции оптической дисграфии
у младших школьников (1-2 класс)
Этапы
I этап. Подготовительный.
Продолжительность 4-8 занятий. В дальнейшем элементы этого этапа эпизодически включаются в работу, при необходимости подкрепления сформированных навыков.
Цели и задачи
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
- Развитие зрительного гнозиса (узнавания):
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия размера и величины.
- Развитие буквенного гнозиса (узнавания):
а) развитие восприятия цвета букв;
б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
в) дифференциация расположения элементов букв.
- Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;
б) развитие запоминания цвета;
в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
4. Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б) дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
- Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
- Развитие зрительно-моторных координации.
Приемы работы.
- Развитие зрительного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
Зашумленные картинки
в) развитие восприятия размера и величины.
— Развитие буквенного гнозиса:
а)развитие восприятия цвета букв;
б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
Зашумленные буква. Буквы с наложением.
Сравнительный анализ букв разных шрифтов и
в)дифференциация расположения элементов букв.
Примеры заданий:
Рисунок 1-2 (зашумленные картинки)
Рисунок 3-4 (зашумленные буквы)
II этап. Основной.
Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения.
Цели и задачи
- Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
- Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
- Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
3.1. Дифференциация гласных букв:
а) изолированно (написание);
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
3.2. Дифференциация гласных и согласных букв:
а) изолированно;
б) в слогах и словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
3.3. Дифференциация согласных:
а) изолированно;
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетании;
г) в предложениях и тексте.
Приемы работы.
- Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
- Анализ работы артикуляционного аппарата при произнесении отдельных звуков и их сочетании.
- Обучение определению артикулемы (без звучания).
- Соотнесение артикулемы и печатной графемы (зрительно).
- Соотнесение артикулемы и печатной графемы (моторно).
- Соотнесение артикулемы и писменной графемы (зрительно).
- Соотнесение артикулемы и писменной графемы (моторно).
Профилактическая работа ведется на графических изображениях тех букв, которые обучающийся уже знает, но допускает ошибки при письме.
III этап. Заключительный
Работа на данном этапе проводится в конце обучения, 8 -12 занятий.
Цели и задачи
- Закрепление полученных навыков.
- Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
На данном этапе учителю можно использовать уже известные и отработанные приемы предыдущей работы, включать изографы, тексты с дифферинцируемыми буквами, ребусы и т.п.
Примеры заданий:
Рисунок 5-6 (Изографы)
Рисунок 7-8 (Ребусы)
Материал подготовлен учителем –логопедом высшей категории Ойцевой Л.Г.
(Материал составлен на основе методических рекомендаций Е.В.Мазановой.
Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений
В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисгра...
Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем
Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...

Проект: «Использование ЦОР по предупреждению и коррекции оптической дисграфии у младших школьников ».
Методика использования материала. Данные материалы могут применяться в работе учителей – логопедов, учителей начальных классов, а также родителями при условии допол...

«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
В статье представлены игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии....

Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях
Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% ученико...









