Профилактика и коррекция оптической дисграфии у младших школьников (1-2класс)
консультация по логопедии (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале консультации рассмотрены конкретные этапы работы над профилактикой оптической дисграфии у школьников. Приведены примеры упражнений изографами, ребусами, зашумленными буквами для развития зрительного восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Профилактике и коррекции оптической дисграфии

у младших школьников (1-2 класс)

Этапы

I  этап. Подготовительный.

Продолжительность   4-8 занятий. В дальнейшем элементы этого этапа эпизодически включаются в работу, при необходимости подкрепления сформированных навыков.

Цели и задачи

1.        Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

-        Развитие зрительного гнозиса (узнавания):

а)        развитие восприятия цвета;

б)        развитие восприятия формы;

в)        развитие восприятия размера и величины.

 -        Развитие буквенного гнозиса (узнавания):

а)        развитие восприятия цвета букв;

б)        развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в)        дифференциация расположения элементов букв.

  1. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а)        развитие запоминания формы предметов;

б)        развитие запоминания цвета;

в)        развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

  1. Развитие зрительного анализа и синтеза.

4.        Формирование пространственного восприятия и представлений:

а)        ориентировка в схеме собственного тела;

б)        дифференциация правых и левых частей предмета;

в)        ориентировка в окружающем пространстве.

  1. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
  2. Развитие зрительно-моторных координации.

Приемы работы.

-        Развитие зрительного гнозиса:

а)        развитие восприятия цвета;

б)        развитие восприятия формы;  

 Зашумленные картинки

 

в)        развитие восприятия размера и величины.

—        Развитие буквенного гнозиса:

а)развитие восприятия цвета букв;

б)        развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

Зашумленные буква. Буквы с наложением.

Сравнительный анализ букв разных шрифтов и

в)дифференциация расположения элементов букв.

Примеры заданий:

Рисунок 1-2 (зашумленные картинки)

Picture background           Picture background

Рисунок 3-4 (зашумленные буквы)

Picture background              

II этап. Основной. 

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения.

Цели и задачи

  1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
  2. Автоматизация   смешиваемых   и   взаимозаменяемых букв.
  3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

3.1.        Дифференциация гласных букв:

а)        изолированно (написание);

б)        в слогах и в словах;

в)        в словосочетаниях;

г)        в предложениях и тексте.

3.2.        Дифференциация гласных и согласных букв:

а)        изолированно;

б)        в слогах и словах;

в)        в словосочетаниях;

г)        в предложениях и тексте.

3.3.        Дифференциация согласных:

а)        изолированно;

б)        в слогах и в словах;

в)        в словосочетании;

г)        в предложениях и тексте.

Приемы работы.

  1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

- Анализ работы артикуляционного аппарата при произнесении отдельных звуков и их сочетании.

-  Обучение определению артикулемы (без звучания).

- Соотнесение артикулемы и печатной графемы  (зрительно).

- Соотнесение артикулемы и печатной графемы  (моторно).

- Соотнесение артикулемы и писменной графемы  (зрительно).

- Соотнесение артикулемы и писменной графемы  (моторно).

Профилактическая работа ведется на графических изображениях тех букв, которые обучающийся уже знает, но допускает ошибки при письме.

III этап. Заключительный

Работа на данном этапе проводится в конце обучения, 8 -12 занятий.

Цели и задачи

  1. Закрепление полученных навыков.
  2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

На данном этапе учителю можно использовать уже известные и отработанные приемы предыдущей работы, включать изографы, тексты с дифферинцируемыми  буквами, ребусы  и т.п.

Примеры заданий:

Рисунок 5-6 (Изографы)

  Picture background               Picture background

Рисунок 7-8 (Ребусы)

 

Picture background      Picture background

Материал подготовлен учителем –логопедом высшей категории Ойцевой Л.Г.

(Материал   составлен на основе методических рекомендаций Е.В.Мазановой.

Рекомендовано  Ученым Советом Педагогического общества    России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

 При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений

В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисгра...

Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем

Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...

Проект: «Использование ЦОР по предупреждению и коррекции оптической дисграфии у младших школьников ».

Методика использования материала.       Данные материалы могут применяться в работе учителей – логопедов, учителей начальных классов, а также родителями при условии допол...

«КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

В статье представлены игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии....

Система работы по коррекции оптической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях

Нарушение письменной речи является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста, по данным разных исследований, становится причиной неуспеваемости 30% ученико...