«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
статья по логопедии

Щеглакова Любовь Ефимовна

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 615.849

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Щеглакова Л. Е., магистрант 2 курс

Шереметьева Е.В., к.п.н., доцент, доцент кафедры СППиПМ ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ».

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» Россия, г. Челябинск

liuba.bulanova@mail.ru

Введение. Процесс овладения письменной речью включает в себя овладение рядом навыков: чтение и письмо, знание грамматических и орфографических правил. Процесс развития письменной речи начинается с овладения процессом чтения [5].

Основная часть. Операции письма.

1. Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи.

2. Одной из сложнейших операций письменной речи является анализ звуковой структуры слова.

3. На начальных этапах овладения письменной речью, важную роль играет проговаривание.

4. Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отделена от всех других, особенно от сходных графически.

5. Затем следует моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы [4].

В качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения морфологическим принципом письма, выделяются следующие параметры:

– умения и навыки, являющиеся базой написания слова на основе фонетического;

– овладение морфологическим анализом слов, необходимым для выявления той части слова, которая содержит орфограмму;

– овладение, активное пользование систематизированным словарным запасом и умение «группировать его в нужном направлении в соответствии с поставленной задачей служат базой для привлечения лексического (материала (однокоренных слов)), необходимых по условиям правила и обеспечивающих ход решения орфографической задачи»;

– предварительное усвоение грамматических норм языка-наличие так называемого «чувства языка» [7].

На формирование правильного письма существенным образом влияет и степень готовности фонематических процессов [8].

Функциональный базис письменной речи – это психофизиологическая основа, на которой формируется чтение и письмо.

Функциональный базис включает 2 блока:

1 блок - Вербальный компонент: фонематическое восприятие; звуковая культура речи; словарь; грамматическая сторона речи; связная речь.

2 блок - Невербальный компонент: двигательная сфера; процесс зрительного восприятия; особенности сформированности звуко-буквенного произношения; слухоречевая память; зрительно-предметная память; внимание [4].

Письмо в онтогенезе включает три основные операции:

– Навык символизации;

– Моделирование звуковой структуры слова с помощью букв;

– Графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо [4].

Традиционно в логопедической практике нарушения письменной речи рассматриваются как следствие патологии устной [7].

Причины нарушений чтения и письма являются сходными.

Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Этиология задержки психического развития связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы резидуального или генетического характера [6].

Особенности речевого развития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем:

-        отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка;

-        низкая речевая активность;

-        бедность, недифференцированность словаря;

-        выраженные недостатки грамматического строя речи словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка;

-        слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета;

-        задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний;

-        недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;

-        недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;

-        недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста [1].

Заключение. На основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ создается АООП НОО обучающихся с ЗПР, к которой при необходимости может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ЗПР

Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР (Программа коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития) является неотъемлемой частью АООП НОО.

В отсутствии своевременной коррекционно-педагогической помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль и саморегуляция.

Список литературы:

  1. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2012. - № 1. - С. 23-31.
  2. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика : монография / Н.Ю. Борякова. - М. : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2016. - 170 с.
  3. Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2003. -203 с.
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Речь, 2003 – 336с.
  5. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой – М.: Из-во МСГИ, 2005. - 82 с.
  6. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. - СПб. : Речь, 2004. – 184 с.
  7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. – 294 с.
  8. Шереметьева, Е.В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению: монография / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. -  282 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития

В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....

Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В представленной работе обозначенная проблема освещается по следующим направлениям Актуальность изучения проблемы нарушений письменной речи у детей с ЗПР.Письменная речь и предпосылки ее фо...

Статья по теме: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Статья по теме:«ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Мышление и его особенности у детей младшего шко...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ...

ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ...