Логопедическое занятие на тему: «Что такое предложение? Учимся строить предложения. «Деформированные предложения»». 4 класс для детей с УО
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Логопедическое занятие на тему: «Что такое предложение? Учимся строить предложения. «Деформированные предложения»».
Цель: Формирование умения составлять и восстанавливать простые распространённые предложения.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятие «предложение» (это слова, связанные между собой по смыслу). Учить составлять предложения по опорному вопросу. Учить составлять предложения из набора данных слов. Учить восстанавливать деформированные предложения (с нарушенным порядком слов).
Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь, грамматический строй речи. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление. Развивать мелкую моторику (на этапе с карточками или письма).
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение слушать инструкцию. Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Оборудование: Компьютер/интерактивная доска (если есть), магнитная доска, карточки со словами, картинки (мальчик, девочка, кошка, собака, мяч, дерево, дом и т.д.), символы для схем предложений (чёрточки для слов, кружок для начала, точка для конца), мячик.
Ход занятия I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 минуты) Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и улыбнёмся друг другу. Чтобы настроиться на работу, поиграем в игру «Закончи фразу». Я бросаю вам мячик и начинаю говорить, а вы заканчиваете. На улице светит... (солнце). · Птицы поют... (песни). · Мы любим урок... (чтения). Логопед: Молодцы! То, что мы с вами сейчас сказали, – это целые предложения. Сегодня мы будем учиться правильно их строить.
II. Вводная часть. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (3-4 минуты) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Проводится в игровой форме вместе с Бегемотиком. «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Надуем шарик», «А теперь сдуем шарик» (выдох с звуком с-с-с).
II. Актуализация знаний. Повторение. (3-4 минуты) Логопед: Ребята, давайте вспомним, что такое предложение? (Ответы детей. Логопед помогает и обобщает: «Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу. В предложении о чём-то сообщается. Предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой.») На доске появляется правило с картинками-символами: · Большая буква в начале. · Слова дружат (связаны по смыслу). · В конце – точка (или !, ?).
III. Основная часть. Тренировочные упражнения. Упражнение 1: «Составь предложение по вопросу» (7-8 минут) Цель: Учить строить предложение, ориентируясь на ключевой вопрос. Логопед: К нам в гости пришёл Бегемотик. Он всё перепутал и не может ответить на вопросы. Давайте поможем ему! На доске или слайде картинка (например, «Мальчик читает книгу»). Логопед задаёт вопрос: Кто это? (Это мальчик). Записываем на доске: «Мальчик.» · Вопрос: Что делает мальчик? (Читает). Дописываем: «Мальчик читает.» · Вопрос: Что читает мальчик? (Книгу). Дописываем полностью: «Мальчик читает книгу.» Алгоритм фиксируется на доске: 1. Отвечай на вопрос КТО? (Что?) 2. Отвечай на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? 3. Отвечай на вопрос КТО? ЧТО? (дополнение) Работа в тетрадях/на листочках: Детям раздаются картинки и опорные вопросы. Нужно составить и записать предложение. Картинка: «Девочка поливает цветы». Кто? (Девочка) Что делает? (Поливает) Что? (Цветы) · Картинка: «Кот ловит мышку». · Кто? (Кот) · Что делает? (Ловит) · Кого? (Мышку)
Упражнение 2: «Начало предложения + набор слов» (7-8 минут) Цель: Учить дополнять незаконченное предложение подходящими по смыслу словами из предложенного набора. Логопед: Посмотрите, слова рассыпались! Давайте соберём их в правильные предложения. Я дам вам начало, а вы выберете подходящее продолжение. На доске или на карточках: Начало: Мальчик... Набор слов:[рисует, бегает, книга, красками, во дворе, интересная].
Логопед: Какое слово подходит к слову «мальчик»? Что он может делать? (рисует, бегает). Давайте составим разные предложения. · Мальчик рисует. (Это короткое предложение). Мальчик рисует красками. (Это предложение уже больше, лучше). Мальчик бегает во дворе. (Ещё одно хорошее предложение).
Практическое задание (работа в парах): Раздаются карточки. Начало: Собака... Набор слов:[лает, спит, кость, громко, на коврике, вкусная]. Дети должны составить и прочитать 2-3 разных предложения.
Упражнение 3: «Исправь Бегемотика:» деформированные предложения» (7-8 минут) Цель: Учить восстанавливать правильный порядок слов в предложении. Логопед: Бегемотик снова всё перепутал! Он написал слова в неправильном порядке. Давайте поможем ему поставить слова на свои места, чтобы получилось понятное предложение.
Вариант А (простой): Слова даны вразброс, но в начальной форме. · девочка, яблоко, красное, есть → Девочка ест красное яблоко.
Птицы, юг, на, улетают → Птицы улетают на юг.
Вариант Б (сложнее): Слова даны в правильной грамматической форме, но порядок нарушен. · Осени, на, падают, листья, землю → Осенью листья падают на землю. · в, ребята, играют, снежки, зиму → Зимой ребята играют в снежки. Методический приём: Предложить детям «прочитать» неправильный вариант и спросить: «Так бывает? Звучит правильно?». Затем предложить найти главное слово (обычно, кто что делает?) и поставить его на первое место. Физкультминутка (2-3 минуты) Мы немного отдохнём и снова заниматься начнём.
4. Физкультминутка, например, про осень: «Листочки кружатся, на землю ложатся...»)
IV. Закрепление. Игровое задание. (5 минут) Игра «Собери предложение» (можно провести в виде эстафеты у доски). Детям раздаются конверты, в которых находятся слова на отдельных карточках. Нужно собрать из них предложение и наклеить в тетрадь. Варианты: Солнце, светит, ярко. Дети, строят, горку, снежную. В, ваза, стоит, цветы. После выполнения дети зачитывают свои предложения.
V. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 минуты) Логопед: Ребята, с каким трудным заданием мы сегодня справились? (Мы учились правильно составлять предложения). Что такое предложение? Что нужно помнить, когда составляешь предложение? (Начинать с большой буквы, слова должны быть дружными, ставить точку). Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным? Логопед: Вы сегодня очень хорошо потрудились, помогли Бегемотику разобраться с предложениями. Молодцы! Занятие окончено.
Рекомендации и дифференцированный подход: Для детей с более низким уровнем развития: Использовать больше наглядности, давать предложения из 2-3 слов (подлежащее + сказуемое), работать с предметными картинками. Для детей с более высоким уровнем: Предлагать составлять предложения с предлогами, использовать более сложные деформированные тексты (из 2-х простых предложений, например: «гуляет, мальчик, собака, с, умная» → Мальчик гуляет с умной собакой).Постоянное проговаривание детьми своих действий и получившихся предложений. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс Урок 5 13.10.2025 г.
Логопедическое занятие на тему: «Что такое предложение? Учимся строить предложения. «Деформированные предложения»».
Цель: Формирование умения составлять и восстанавливать простые распространённые предложения.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятие «предложение» (это слова, связанные между собой по смыслу). Учить составлять предложения по опорному вопросу. Учить составлять предложения из набора данных слов. Учить восстанавливать деформированные предложения (с нарушенным порядком слов).
Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь, грамматический строй речи. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление. Развивать мелкую моторику (на этапе с карточками или письма).
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение слушать инструкцию. Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Оборудование: Компьютер/интерактивная доска (если есть), магнитная доска, карточки со словами, картинки (мальчик, девочка, кошка, собака, мяч, дерево, дом и т.д.), символы для схем предложений (чёрточки для слов, кружок для начала, точка для конца), мячик.
Ход занятия I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 минуты) Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и улыбнёмся друг другу. Чтобы настроиться на работу, поиграем в игру «Закончи фразу». Я бросаю вам мячик и начинаю говорить, а вы заканчиваете. На улице светит... (солнце). · Птицы поют... (песни). · Мы любим урок... (чтения). Логопед: Молодцы! То, что мы с вами сейчас сказали, – это целые предложения. Сегодня мы будем учиться правильно их строить.
II. Вводная часть. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (3-4 минуты) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Проводится в игровой форме вместе с Бегемотиком. «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Надуем шарик», «А теперь сдуем шарик» (выдох с звуком с-с-с).
II. Актуализация знаний. Повторение. (3-4 минуты) Логопед: Ребята, давайте вспомним, что такое предложение? (Ответы детей. Логопед помогает и обобщает: «Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу. В предложении о чём-то сообщается. Предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой.») На доске появляется правило с картинками-символами: · Большая буква в начале. · Слова дружат (связаны по смыслу). · В конце – точка (или !, ?).
III. Основная часть. Тренировочные упражнения. Упражнение 1: «Составь предложение по вопросу» (7-8 минут) Цель: Учить строить предложение, ориентируясь на ключевой вопрос. Логопед: К нам в гости пришёл Бегемотик. Он всё перепутал и не может ответить на вопросы. Давайте поможем ему! На доске или слайде картинка (например, «Мальчик читает книгу»). Логопед задаёт вопрос: Кто это? (Это мальчик). Записываем на доске: «Мальчик.» · Вопрос: Что делает мальчик? (Читает). Дописываем: «Мальчик читает.» · Вопрос: Что читает мальчик? (Книгу). Дописываем полностью: «Мальчик читает книгу.» Алгоритм фиксируется на доске: 1. Отвечай на вопрос КТО? (Что?) 2. Отвечай на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? 3. Отвечай на вопрос КТО? ЧТО? (дополнение) Работа в тетрадях/на листочках: Детям раздаются картинки и опорные вопросы. Нужно составить и записать предложение. Картинка: «Девочка поливает цветы». Кто? (Девочка) Что делает? (Поливает) Что? (Цветы) · Картинка: «Кот ловит мышку». · Кто? (Кот) · Что делает? (Ловит) · Кого? (Мышку)
Упражнение 2: «Начало предложения + набор слов» (7-8 минут) Цель: Учить дополнять незаконченное предложение подходящими по смыслу словами из предложенного набора. Логопед: Посмотрите, слова рассыпались! Давайте соберём их в правильные предложения. Я дам вам начало, а вы выберете подходящее продолжение. На доске или на карточках: Начало: Мальчик... Набор слов:[рисует, бегает, книга, красками, во дворе, интересная].
Логопед: Какое слово подходит к слову «мальчик»? Что он может делать? (рисует, бегает). Давайте составим разные предложения. · Мальчик рисует. (Это короткое предложение). Мальчик рисует красками. (Это предложение уже больше, лучше). Мальчик бегает во дворе. (Ещё одно хорошее предложение).
Практическое задание (работа в парах): Раздаются карточки. Начало: Собака... Набор слов:[лает, спит, кость, громко, на коврике, вкусная]. Дети должны составить и прочитать 2-3 разных предложения.
Упражнение 3: «Исправь Бегемотика:» деформированные предложения» (7-8 минут) Цель: Учить восстанавливать правильный порядок слов в предложении. Логопед: Бегемотик снова всё перепутал! Он написал слова в неправильном порядке. Давайте поможем ему поставить слова на свои места, чтобы получилось понятное предложение.
Вариант А (простой): Слова даны вразброс, но в начальной форме. · девочка, яблоко, красное, есть → Девочка ест красное яблоко.
Птицы, юг, на, улетают → Птицы улетают на юг.
Вариант Б (сложнее): Слова даны в правильной грамматической форме, но порядок нарушен. · Осени, на, падают, листья, землю → Осенью листья падают на землю. · в, ребята, играют, снежки, зиму → Зимой ребята играют в снежки. Методический приём: Предложить детям «прочитать» неправильный вариант и спросить: «Так бывает? Звучит правильно?». Затем предложить найти главное слово (обычно, кто что делает?) и поставить его на первое место. Физкультминутка (2-3 минуты) Мы немного отдохнём и снова заниматься начнём.
4. Физкультминутка, например, про осень: «Листочки кружатся, на землю ложатся...»)
IV. Закрепление. Игровое задание. (5 минут) Игра «Собери предложение» (можно провести в виде эстафеты у доски). Детям раздаются конверты, в которых находятся слова на отдельных карточках. Нужно собрать из них предложение и наклеить в тетрадь. Варианты: Солнце, светит, ярко. Дети, строят, горку, снежную. В, ваза, стоит, цветы. После выполнения дети зачитывают свои предложения.
V. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 минуты) Логопед: Ребята, с каким трудным заданием мы сегодня справились? (Мы учились правильно составлять предложения). Что такое предложение? Что нужно помнить, когда составляешь предложение? (Начинать с большой буквы, слова должны быть дружными, ставить точку). Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным? Логопед: Вы сегодня очень хорошо потрудились, помогли Бегемотику разобраться с предложениями. Молодцы! Занятие окончено.
Рекомендации и дифференцированный подход: Для детей с более низким уровнем развития: Использовать больше наглядности, давать предложения из 2-3 слов (подлежащее + сказуемое), работать с предметными картинками. Для детей с более высоким уровнем: Предлагать составлять предложения с предлогами, использовать более сложные деформированные тексты (из 2-х простых предложений, например: «гуляет, мальчик, собака, с, умная» → Мальчик гуляет с умной собакой).Постоянное проговаривание детьми своих действий и получившихся предложений. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме «Дифференциация звуков [р]-[л] в словах и предложениях»
презентация...

Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"
Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.
Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...
Логопедическое занятие на тему: «Составляем предложения по сюжетной картинке. Считаем слова.» 3 класс для детей с УО
Логопедическое занятие на тему: «Составляем предложения по сюжетной картинке. Считаем слова.»Цель: Формирование умения составлять распространённое предложение по сюжетной картинке и опреде...
Логопедическое занятие на тему «Составление предложений из слов, данных в беспорядке». 3 класс для детей с УО
Логопедическое занятие на тему «Составление предложений из слов, данных в беспорядке». Цель: Научить детей составлять грамматически правильное предложение из набора слов, данных в нач...
Логопедическое занятие на тему: «Составляем предложения по картинкам. История в картинках». 3 класс для детей с УО
Логопедическое занятие на тему: «Составляем предложения по картинкам. История в картинках».Цель: Развитие связной речи через составление простых распространенных предложений по наглядным о...
Логопедическое занятие на тему: «Предложение. Составляем предложения разными способами. Деформированные предложения.» 4 класс для детей с УО
Логопедическое занятие на тему: «Предложение. Составляем предложения разными способами. Деформированные предложения.» Цель: Формирование умения составлять и восстанавливать предложени...