Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Ефимова Анна Валерьевна

В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dvizhenie_v_protivopolozhnyh_napravleniyah.zip839 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4-ом  классе.

Автор: учитель начальных классов ГОУ СОШ № 169 г.Санкт-Петербурга Ефимова Анна Валерьевна.

Тема урока: 
«Решение задач на движение в противоположных направлениях».

Цели урока:

  1. научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;
  2. научить составлять обратные задачи на движение в противоположных направлениях;
  3. формировать вычислительные навыки;
  4. развивать логическое мышление;
  5. формирование навыков работы в малых группах.

Оборудование:

учебник «Математика 2 класс» (под ред. М.И. Моро), проектор, презентация «Движение в противоположных направлениях», карточки для устного счета, таблица  «Движение»

Ход урока:

  1. Организационный момент.
    Сегодня мы продолжаем знакомиться с темой движения. Тема нашего урока: «Движение в противоположном направлении». Но для начала нам надо подкрепить наш вычислительный аппарат.
  2. Устная работа.

Счет «Цепочка»:

480 : 6 : 20 х 50 х 4 : 20 х 7 : 10 х 2 х 10
(80;  4;  200;  800;  40;  280;  28;  56;  560)

Задача – эстафета:

  1. Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?
  2. Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?
  3. Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?
  4. Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?
  5. Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?
  6. Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м?
    (20 м;  4 м/с;  6 ч;  24 км/ч;  300 км;  9с)

  1. Объяснение нового материала.
  1. Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 3 ч?


                               4 км/ч    5 км/ч

                                        ?

  1. Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние?
  2. Ученики: Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
  3. Учитель: Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?
  4. Ученики: Скорость удаления.
  5. Учитель: Записываем решение.
  6. Ученики:                 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

9 ∙ 3 = 27 (км) – расстояние

Ответ: расстояние – 27 километров.

  1. Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?


     

                            4 км/ч    5 км/ч

                                27 км

  1. Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим время?
  2. Ученики: Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
  3. Учитель: Чтобы найти время, что находим 1-ым действием?
  4. Ученики: Скорость удаления.
  5. Учитель: Записываем решение.
  6. Ученики:                 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

27 : 9 = 3 (ч)

                                  Ответ: время – 3 часа.

  1. Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?



                                 ?               5 км/ч

                                27 км

  1. Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость?
  2. Ученики: Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную.
  3. Учитель: Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-ым действием?
  4. Ученики: Скорость удаления.
  5. Учитель: Записываем решение.
  6. Ученики:                 27 : 3 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

9 – 5 = 4 (км/ч)

Ответ: скорость – 4 километра в час.

  1. Учитель: Похожи ли эти задачи?
  2. Ученики: Это задачи на движение в противоположном направлении.
  3. Учитель: Чем отличаются эти задачи?
  4. Ученики: Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче № 2.
  5. Учитель: Как называются такие задачи?
  6. Ученики: Обратные.
  1. Физкультминутка.
  2. Первичное закрепление материала (презентация)
  1. Слайд № 8:

Найти  расстояние  между  автомобилями  через  2  часа?

  1. Слайд № 9: проверка решения задачи.
  2. Составляем обратную задачу. Слайд № 10:
    С  какой  скоростью  двигался  второй  автомобилист?
  3. Слайд № 11: проверка решения задачи.
  4. Составляем обратную задачу. Слайд № 12:

Через какое время расстояние станет равным 220 км?

  1. Слайд № 13: проверка решения задачи.

  1. Работа над пройденным материалом.
  1. Работа по учебнику: № 138.
  2. Решение выражений: 1 вариант – 1 строка, 2 вариант – 2 строка.

10 000 – 2 178 ∙ 6 : 4 + 267 =10 000 – 13 068 : 4 + 267 = 10 000 – 3 267 +267 = 7000

240 ∙ 3 + 4 540 : 20 = 720 + 227 = 947

487 ∙ 8 + 45 270 : 3 : 10 = 3 896 + 1 509 = 5 405

560 : 7 + (3 820 – 850) = 80 + 2 970 = 3 050

  1. Задача на смекалку:
    Стрекоза и бабочка одновременно полетели друг за другом к ромашке. Расстояние между ними составляло 500 м. Скорость бабочки была 50 м/мин, а скорость стрекозы – 90 м/мин. Успеет ли бабочка долететь к цветку раньше, если она находиться на расстоянии 450 м от него?
  2. Учитель: Какое расстояние пролетит бабочка? С какой скоростью?
  3. Ученики: Бабочка пролетит 450 м со скоростью 50 м/мин.
  4. Учитель: Какое расстояние пролетит стрекоза? С какой скоростью?
  5. Ученики: Стрекоза пролетит расстояние между бабочкой и стрекозой и расстояние между бабочкой и цветком: 500 м и 450 м. Скорость стрекозы – 90 м/мин.
  6. Учитель: Как найти время полета бабочки к цветку?
  7. Ученики: Чтобы найти время полета бабочки, надо расстояние разделить на скорость.
  8. Учитель: Какое расстояние пролетит стрекоза за это же время?
  9. Ученики: Чтобы найти расстояние, надо скорость стрекозы умножить на время полета бабочки. Для нахождения ответа надо сравнить расстояние полета стрекозы и расстояние между стрекозой и цветком.
  10. Решение задачи:

450 : 50 = 9 (мин) – время полета бабочки

90 ∙ 9 = 810 (м) – пролетит стрекоза за 9 мин

450 + 500 = 950 (м) – расстояние между стрекозой и цветком

Ответ: бабочка успеет.

  1. Итог урока:
  1. С каким видом движения познакомились?
  2. С какой скоростью движутся объекты при движении в противоположных направлениях?
  3. Домашнее задание: стр. 27 № 137, стр. 26 № 134.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 4 класс специализированного (коррекционного) класса VII вида "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

данный урок был дан в 4 коррекционном классе 7 вида в МБОУСОШ № 17 г. Смоленска Ошметковой Н.В.. Также этот урок был опубликован в "сборнике уроков и статей"....

Конспект урока по математике "Задачи на движение в противоположных направлениях. Математический диктант." 4 класс

Конспект урока по математике "Задачи на движение в противоположных направлениях. Математический диктант." 4 класс...

План урока математики "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

Урок составлен  с использованием электронного цифрового  ресурса ЯКласс....

Фрагмент урока по математике 4 класс "Задачи на движение в противоположном направлении (встречное движение)"

фрагмент урока по математике 4 класс 21 век учебник Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В.Применение игровых технологий на уроках в начальной школе с целью изучения нового материала...

Конспект урока по математике «Задачи на движение в противоположных направлениях».

Цель урока: Создание условий, для формирования у учащихся усвоения правила, которое связывает скорость изменения расстояния со скоростямидвижущихся объектов....